Чем меньше денег, тем больше чести.

Оцените материал

Просмотров: 22655

Зачем я преподаю в консерватории?

Екатерина Бирюкова · 14/09/2010
Музыканты нового поколения объясняют, зачем учить за 80 рублей в час

Имена:  Григорий Кротенко · Елена Ревич · Павел Сербин

©  westgatemusic.com

Зачем я преподаю в консерватории?
    

Московская консерватория в нынешней жизни все больше занимает нишу этакого святого места, где, несмотря ни на что, в том числе на окружающую московскую действительность, деньги ничего не значат. Преподавание в ней скорее хобби при какой-то другой деятельности. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА поговорила с несколькими вполне успешно концертирующими молодыми музыкантами, которые в свободное от работы время преподают в Московской консерватории и чей месячный заработок в ней равняется нескольким десертам в арендующей здесь же свое помещение «Кофемании». Им предложено ответить на три вопроса: сколько у них учеников, сколько за это платят и зачем им все это нужно?


Марина КАТАРЖНОВА, скрипачка

Я считаю, что, обладая некоторыми знаниями, нужно с кем-то ими делиться. Очень сожалею, когда известные и успешные музыканты в силу разных причин не делятся с последующим поколением своими секретами мастерства. Мне повезло, у меня были замечательные учителя, и они мне дали много знаний. Поэтому мне кажется, что я могу передать это кому-то еще.

Преподавать я начала в 15 лет, моя первая ученица – кореянка, сейчас она в Америке, закончила Джульярд и успешно концертирует. Я счастлива, когда мои ученики добиваются успехов, для меня это самая большая награда, гораздо больше, чем собственные удачные концерты. И еще я люблю экспериментировать, я учусь вместе с моими студентами, они мне помогают расти вместе с собой.

Моя зарплата в консерватории составляет 3568 рублей, кажется. Это 0,25 ставки. У меня студентов больше, чем мне положено, сейчас их восемь, а положено семь, но дополнительные деньги мне не положено получать. И все время еще кто-нибудь просится в класс, а я не могу уже взять. Не положено. Но они хотят получать знания, поэтому мне часто бывает сложно отказать. Занимаюсь просто так, если кто-то просит. Мои педагоги делали и делают точно так же. Я очень надеюсь, что наша любовь к этой профессии будет адекватно оценена когда-нибудь и мы сможем получать от этого не только духовное наслаждение.

Когда я в Европе рассказываю людям про то, сколько мы получаем в консерватории, люди не верят. А одна моя приятельница, тоже успешная исполнительница, так она прослезилась даже, когда я ей рассказала об этом.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:40

  • karambolina· 2010-09-14 14:58:19
    а почему еще вовсе в России не перевелись врачи, учителя? это просто чудо какое-то необъяснимое
  • autrement-que· 2010-09-14 18:36:25
    хм, это стандартная доцентская ставка. Все столько получают, кто работает в образовании.
  • karambolina· 2010-09-14 23:26:15
    впрочем, здесь нам показали лишь верхний слой. Да, ставки почасовиков в Консе мизерны - зато они считаются преподавателями Московской консерватории, а это дает возможность давать частные уроки за другие деньги, и даже при наличии связей выезжать с мастерклассами в Японию-Корею-Китай,где можно нормально заработать.
  • pavelkarmanov· 2010-09-14 23:31:25
    Позор стране, где не ценят культуру и её работников. Чем выживают композиторы и преподаватели композиции - непонятно...Стыдно за страну. Лучшие уехали и этот поток нескончаем.
  • nobirukova· 2010-09-15 00:13:41
    Хватит эксплуатировать тему неимущих музыкантов в России, играющих из любви к искусству. И на западе есть люди, которые получают не так много за игру на всяческих инструментах. Но о них-то никто не хочет писать. Потому, что легче писать о сложившихся стереотипаж: русский музыканьт - бедный несчастный, но каков пир духа!!! Может пора повзрослеть?
  • prostipoma· 2010-09-15 01:49:42
    Какая неправда насчет пяти тысяч - это профессорская ставка,а то, что у нас называется почасовик или 0,25 ставки, какая разница - деньги куда меньшие.
    Профессора в России получают хоть и не 5000 тысяч, но не так трагично мало - об этом вышибающая слезу из читателя госпожа Бирюкова умалчивает. Между тем в той же Европе ассистент преподающий ВМЕСТО профессора - что у нас сплошь и рядом - нонсенс.
    Соответственно, получить профессуру в Европе - чудовищный конкурс, порой человек 70 на место, либо делать педагогический спецдиплом, отдельно - как во Франции. А нас надо быть просто любим учеником профессора и иметь хорошие отношения с деканом.
    В результате - банальное падение уровня ниже плинтуса, ибо - "хобби", а скорее - ярмарка тщеславия, бо концертная слава - штука эвфемерная (такого рода востребованность собеседников г-жи Бирюковой очевидна только автору), а трудовая книжка в МГК - уже солидно, опять же, в смысле частных учеников.
    Страдальцы на четверть ставки к успеху брэнда МГК на Западе имеют мало отношения. А КПД факультета, где преподает господин Сербин известен - академию в Базеле или ту же СНСМ ФИСИИ напоминает мало.
  • pavelkarmanov· 2010-09-15 11:25:00
    to nobirukova
    Вы чудовищно не правы. Это нормально - 3-5000 р. в Месяц? Вы в магазины ходили? То, что происходит - убивает профессию, культуру. Преподаватели консерватории большую часть жизни учились, а сегодня вынуждены либо уезжать, либо бедствовать. И - что Вам плохого сделала то автор статьи? Чего вы все на нее набрасываетесь как с цепи сорвавшись? Делать нечего? Ну не читайте и успокойтесь. Тошнит от всего этого. Люди делают хорошее дело и действительно получают за это жалкие гроши. Из любви к искусству и своей работе, ученикам. Катя просто пише о наболевшем. А разговоры про баснословные заработки на майстерклассах - в большинстве случаев - миф. Туда сложно попасть, удаётся единицам, уже известным профессорам (тоже не "жирующим" в России). Отток продолжается. Скоро только вы тут, брюзжалки, и останетесь.
  • karambolina· 2010-09-15 15:06:43
    я, честно говоря, к счастью,не знаю преподавателей консы-пианистов, которые бедствуют. Чудес не бывает, и, работая в Консе за гроши, они при помощи этого добирают где-то еще, такова истина.
  • nobirukova· 2010-09-15 23:14:37
    Проблема музыкантов в том, что они и не хотят прсипосабливаться. Им гораздо легче жить впроголодь, но не продаться проклятым капиталстам. Кому не хватает, идите в школы, давайте частные уроки. Скажем прямо, сегодня такая проблема существует только потому, что консы выпускаюи СЛИШКОМ МНОГО музыкантов. При этом не выпускают артистов хора, например, а только певцов-солистов и т.д. Но если вы избрали такую профессию, то надо учиться жить. А не выть на луну: Мы мало получаем".
  • pavelkarmanov· 2010-09-16 00:07:07
    1. Я в консерватории, слава Богу, не преподаю.
    2. Конечно, все как-то крутятся и находят дополнительный заработок. Все перечисленные - успешные исполнители, зарабатывающие собственными концертами.
    3. Речь о том, что государство оценивает труд преподавателей консерватории ниже, чем труд посудомойки в столовой.
    5. Концерты моей музыки не приносят мне ничего, кроме благодарности слушателей, кроме редких случаев, когда мне удается получить гонорар (2 раза в жизни пока).
    6. Согласен относительно СЛИШКОМ МНОГО музыкантов, выпускающихся из ВУЗов. ДирХор отменили?
    7. Воем мы не на луну, а на систему, на несправедливость.
    8. Я часто продаюсь, но лишь это позволяет мне существовать.
    9. Бирюкову знаю и уважаю с начала 90-х годов и мне кажется, она - из лучших критиков в стране.
    10. Хочется еще много чего Вам написать, но ... не буду бисером разбрасываться...
  • prostipoma· 2010-09-16 03:21:34
    Уважаемый господин Карманов, Сербин прав в одном - количество педагогов, а от себя добавлю - вузов и студентов в Москве превосходит все мыслимые и немыслимые размеры.
    Сократите оное и высвободите деньги на достойные зарплаты, профессура имеет свою тыщу евро, деканы - и того больше, взяткобравцы-вокалисты - так и совсем неплохо, но такой армии профессоров нет нигде в мире. Какая там любовь к искусству, а тем более - к ученикам? Да, есть пара факультетов до сих пор что-то производящих. То посмотрите на вокалистов, дирижеров, духовиков - попробуйте найти хоть в одном высококлассном западном оркестре русского духовика. Что родил факультет Себина за 15 лет? Синьковского? Пратум форева, где тщеславия и медиашума больше, чем реального творческого результата, чему свидетельством все так же ничтожно малая аудитория аутентистов в России.
    У Бирюковой есть одно бесценное качество - она умеет дружить с тусовкой,но не одного действительно выше среднего текста написать она не смогла за всю свою плодовитейшую карьеру, увы. Просто на общем сером фоне это не бросается в глаза, на нем же и господа из текста выше сойдут за педагогов.
    Вытье про "мало денег" - это не наболевшее, это большое лукавство. Любой практикующий критик знает прекрасно, что качество в РФ от размеров зарплат не зависит. Прекрасный пример - московские оркестры, и вообще вся эпопея с грантами. Скажите мне - где эти деньги, розданные Федосееву, Полянскому,Тевлину, Гергиеву,ГАБТу как это сказалось на репутации русского искусства?
    Проведите хоть один нормальные конкурс на замещение любой руководящей или преподавательской должности -коих не было НИ ОДНОГО за 2о лет, а уж потом пилите казенные деньги.
  • karambolina· 2010-09-16 09:33:58
    гранты оркестра как раз помогли решить проблему: в 90-х музыканты из лучших оркестров как подорванные бежали на Запад - мы все это видели. А кода зарплаты подняли на какой-то внятный уровень - бегство приостановилось.
  • karambolina· 2010-09-16 09:36:09
    а по поводу конкурса на должность в консе - ну неужели вы думаете, что где-то есть какие-то бесценные кадры, которые прозябают в безвестности, и дай им шанс - они блеснут. Ну все же учились вместе, примерно знаем друг друга, кто на что способен и кто чего достиг...
  • karambolina· 2010-09-16 09:39:47
    Другой вопрос - в мире (а в особенности среди музыкантов) есть много людей с комплексом недооцененности. Мне трудно их понять, я не принадлежу к этой группе. Так вот они, может, и считают, что объяви конкурс....
  • pavelkarmanov· 2010-09-16 12:14:16
    prostipoma, Вы мне предлагаете проводить реформы в консератории? Я не имею уже к данному ВУЗу отношения с 95 года, как окончил её.
    Факультет, где деканом теперь уважаемый О.Худяков породил массу важнейших тенденций в российском искусстве - появилась масса первоклассных исполнителей, многие из которых с успехом продолжают обучение за границей, в Лондоне, например. И - поддержал ранее отсутствующий интерес к аутентичному исполнительсту и современной музыке.
    Пратум играет всё лучше и лучше, лично неединожды наблюдал полные залы на их концертах - загляните в ютьюб. Выпускаются диски, которые с успехом продаются по всему миру, мои друзья, например, в Германии, слушают их по радио и пр. Вы не правы.
    Я хорошо знаком с творчеством Бирюковой - читал много очень приличных текстов. Здесь же - приведены слова не ее, а молодых преподавателей, причем, с разных факультетов. Опять Вы мимо кассы. А про педагогов - это Вы зря. Спросите студентов.
    Откуда столько злости? Видимо, комплексы то мучают именно вас.
    И вообще, Ваш ник уже стал нарицательным, простипомы - как "евсюки"..
    Мне б стыдно было...
  • pavelkarmanov· 2010-09-16 14:52:53
    Гм...Вы так сведущи о положении дел в любых газетах мира?
    Я вообще не люблю несправедливость и мое мнение о писательском даре г-жи Бирюковой не совпадает с Вашим. Зато совпадает с мнением многих уважаемых специалистов.
    Да, она писала несколько раз обо мне положительно, но это было давно. Да, я приятельствую с ней и знаю, что она как никто много ходит на совершенно разные концерты и давно приобрела определенный журналистский опыт, позволяющий ей быть объективной.
    Ни одного гранта я в жизни не получил. Музыка моя радует многих, я получаю почти ежедневно благодарственные письма и это - счастье, на судьб не жалуюсь. Как не жалуются на нее и фигуранты статьи. Вот денег моя музыка мне в нашей стране почти не приносит, потому приходится заниматься подчас не тем, чем хотелось бы.
    А в Ваших советах я совсем не нуждаюсь.
    Как не нуждаюсь и в советах юродивых на паперти, рвать зубами их мне противно из санитарных соображений.

    Пожалуй, я более не буду Вам отвечать, времени жалко. И действительно, пойду музЫку писать.
  • nobirukova· 2010-09-16 23:10:43
    Самое мерзкое, что есть на свете - это так называемая МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ. Под этим выражением в советские времена пряталисидеологические работники, которым надо было заткнуть рот всем инакомыслящим.
  • pavelkarmanov· 2010-09-16 23:24:22
    Интересно,с каких это пор каждый имеет право публично наносить оскорбления, ничего Вам не сделавшим плохое, столь уважаемым людям?! Интернет все стерпит, правда?
  • prostipoma· 2010-09-16 23:59:10
    Уважаемый г-н Карманов, если Вы уже стали оппонировать от лица оскорбленной тусовки - воздержитесь от комментариев не по существу. Ибо по существу сказать нечего, замечу, что текст про консерваторию все таки. А Простипома - неча пенять на зеркало, потемкинская деревня из ютьюбных компонистов, Мити, Теодора, РНО и Ратманского или позорная опупея "наши в Большом", которую воздвиг музыкальный Спейс еще много лет будет аукаться тотальной импотенцией.
    Кто эти анонимные герои в Лондоне? Каким образом мог возникнуть адекватный факультет, когда там преподают люди ним сном ни духом не занимавшиеся барокко, Гутман, Бочкова или трагически слаботалантливые отличники производства не будем показывать пальцем. Так называемый успех Пратума - следствие в первую очередь полного отсутствия конкуренции, и полные КАКИЕ залы? Малый зал Кастрюли на Павелецкой?
    Что есть кроме тенденций? Вот в Америке - полно аутентистов, я не говорю про Бенилюкс или даже Германию, , без обид, господину Сербину далеко до солистов Хервега или берлинской Академии, десятки фестов старинной музыки, а главное - очень успешная интеграция в мейнстрим, уже любой задрипанный театр играет Моцарта а ля Арнонкур и Ко, вот это тенденции - а не провинциальная симуляция Европы. Жаль, что Вы не понимаете, что все беды идут из консерватории и именно ее надо реформировать, а не упиваться "тенденциями", кои никак не разродятся искусством.
  • karambolina· 2010-09-17 00:07:37
    Павел, не расстраивайтесь. Я,например, Вашу музыку люблю, и мои друзья тоже. Такая резкая, ожесточенная критика со стороны нобирюкова, конечно же, имеет свои причины,
    предполагаю даже по некоторым признакам, мотивы личного характера. Это очень чувствуется и в тоне, и в аргументации, и в деталях. Человек явно чем-то оскорблен, причем вовсе не статьями, и выпускает таким образом пар. Думаю, мы с Вами можем предположить, кто скрывается за этим ником. К тому же в редакции наверняка давно уже отследили, с какого IP отправляются эти оскорбительные, полные низких чувств, комментарии. Вычислить их автора не составит труда.
  • pavelkarmanov· 2010-09-17 00:27:52
    Да, пожалуй, консерваторию стоит реформировать. Начиная с ректора.
    Но там и Гутман и Бочкова и Любимов и прочие - преподают как могут (а они могут многое - несут культуру.
    Вы о чём вообще? Вы что-то понимаете в процессе? Да простят меня модераторвы, вы занимаетесь голимым пиз...жом на темы, в которых не сведущи. Заткнитесь же наконец! Или Вам важен факт попи....деть на эту тему от безделья? Вы давно опозорены, Вы мешаете нормальной дискуссии. Оставьте нас в покое. Пишите свои проклятья в вашем жж.
    Я не буду воздерживаться, пока я вас отсюда не выживу.
  • pavelkarmanov· 2010-09-17 00:51:40
    to karmbolina
    Спасибо, Вы, кажется, понимаете ситуацию лучше иных....
    Но есть предел терпению, некие люди портят сайт, портят комменты и общественное мнение о происходящем...Надоело уже....Пора банить (модераторы!)
  • nobirukova· 2010-09-17 11:33:01
    К тому же в редакции наверняка давно уже отследили, с какого IP отправляются эти оскорбительные, полные низких чувств, комментарии
    ЕСли это и так, то редакция, кажется, взяла на себя функции КГБ или прокуратуры. Не рано ли?
  • pavelkarmanov· 2010-09-17 11:56:34
    Да, полагаю, в редакции наверняка давно уже отследили, с какого IP отправляются эти оскорбительные, полные низких чувств, комментарии.
    Кстати, тут в колонках некоторых авторов и не такие слова можно увидеть... и...ничего.
    Я не Моцарт, я другой. И мой IP и IQ всем известны.
    Боец вы наш невидимого фронта.
  • 4ort· 2010-09-17 12:26:15
    Дорогой и уважаемый Композитор Карманов!

    Зачем Вы пререкаетесь с саморазмножившимся на несколько "кличек" фриком, доставляя ему один оргазм за другим своим негодованием?

    Немедленно прекратите!

    По существу вопроса хочу заметить, что можно предложить тем, кто хочет преподавать в консерватории, самим платить за это. Пусть богатые музыканты, которые хотят учить, заплатят консерватории и будут делать это ретиво и пристрастно. Или небогатые, но хорошие музыканты постараются убедить спонсоров поддержать их педагогические радения.

    Материал вышел однобокий, конечно...

    Сербин выглядит просто каким-то ростовщиком!

    И, конечно, понятно, что никто из представленных артистов не живет на консерваторское жалование, а работает в консерватории из убеждения и престижа, призвания. И все не так уж плохо, никто не голодает - да хочется большего, лучшего...

    Не переживайте, все будет хорошо.
  • 4ort· 2010-09-17 12:32:37
    Интересно, а чем же так досадила Катя Бирюкова её злобным комментаторам?

    Прокомментируйте, пожалуйста, прекрасные enfant terrible опенспейса! Только честно!

    Вы систематически хулите её, обвиняете по-черному...и так долго уже. Чего Вы хотите добиться?
  • karambolina· 2010-09-17 17:55:31
    действительно, интересный вопрос
  • nobirukova· 2010-09-18 11:35:52
    если уж она пишет, что "думает", на этом сайте. И есть возможность мне написать, что я думаю. Почему бы и не написать? Кстати, когда я пишу, что я думаю, я никогда не прошу меня комментировать и бросаться на меня. На то ведь и свобода высказываний. НУ, написал я пост. Ну, кто-то прочтет, кто тоже с Бирюковой и ее оценками не согласен. Все очевидно.
  • islays· 2010-09-19 13:41:59
    2 4ort

    При отсуствии аргументов перейти на площадную брань и оскорбления собеседника? Батенька, вы не нервничайте, попейте водички, подышите свежим воздухом, отойдите от компьютера хотя бы ненадолго, почитайте книги, это просветляет.

    И, кстати, как говорила моя бабушка, вымойте рот с мылом, попахивает.
  • pavelkarmanov· 2010-09-19 13:54:28
    http://www.chaskor.ru/article/pavel_karmanov_zerkalo_togo_chto_u_menya_vnutri_15318
  • islays· 2010-09-19 14:53:52
    2 pavelkarmanov

    "Мммм, Данон" - это не вы, часом?

    Как легко уверовать в свою богоизбранность сразу после интервью с неофитом. You made my day, Павел.
  • vict-or· 2010-10-01 11:08:15
    Придется разочаровать господина Григория Кротенко, полагающего, что "Чайковский ездил на этом лифте". И госпожу Екатерину Бирюкову, сочувственно воспроизводящую его утверждения. Нынешнее здание Московской консерватории начали строить в 1894 году, а открыли в 1901-м. Чайковский же умер в 1893-м.
  • gkrotenko· 2010-10-01 12:32:34
    Вы, верно, не учились в консерватории и не слышали этой легенды про лифт. Его недавно заменили и выставили как экспонат в фойе Большого зала, что с ним сталось теперь - неизвестно...

    Короче говоря, домашняя легенда консерватории говорит о том, что "Чайковский ездил на этом лифте", и тот, кто хоть раз прокатился на нем (контрабас в этом лифте звучал гениально), тот непременно в это верит. А с точки зрения фактов - это сомнительно, конечно, лифт ведь электрический, а первую электростанцию в Москве построили в 1888 году (теперь в этом здании Новый манеж).

    Ваша, Виктор, эрудиция удивляет и восхищает, но речь здесь скорее о впечатлениях, чем о фактах.
  • gkrotenko· 2010-10-01 12:36:07
    И конечно же, Вы правы - Малый зал (и Первый учебный корпус, в котором был установлен легендарный лифт) открылся "Музыкальным утром памяти Чайковского", в пятую годовщину смерти Петра Ильича.
  • philomele· 2010-10-05 11:36:14
    Жаль, что все, как водится, свелось к банальной перебранке. Мог бы выйти интересный аксиологический диспут, ведь подобные вопросы (типа "зачем я это все-таки делаю?") встают не только перед преподавателями Консерватории.

    to Григорий Кротенко. Молодой человек, у Вас явные литературные способности! Говорю это без шуток, как краевед и проч. Хороший текст: "вкусные" детали, под конец, вообще, почти стихи :) Не зарывайте талант в землю, сделайте с этим что-нибудь. Правда, поэты и писатели у нас тоже мало зарабатывают, но, как говорится, пять старушек... :)))
  • pavelkarmanov· 2010-10-05 19:50:23
    Согласен,Г.Кротенко одарён.... в разных областях...
  • philomele· 2010-10-09 01:09:09
    надеюсь Вы искренни, Павел :)
  • Insaria· 2012-02-06 16:30:45
    я тоже получаю такую же оплату, хотя правда преподаю совсем не в консерватории теорию музыки. А в консерватории мне совсем не платят, прикрываясь тем, что я должна как магистрантка отработать 72 часа в год, хотя из них 36 должны быть пассивными. И тем не менее, я полноценно веду предмет за бесплатно.
  • Otari Ochkhikidze· 2012-02-19 17:22:09
    страна дебилов.
    валить надо отседова.
  • chroma· 2012-02-19 22:48:09
    autrement-que, и что, этим стоит гордиться? это хоть и стандартная, но позорная для государства ситуация.
    karambolina, вы правы. и слава Б-гу. но зная, сколько занимаются, работают, репетируют и сами выступают те молодые ребята, которые преподают в консерватории, понимаешь, что много частных учеников не заведешь.
Все новости ›