Музыканты нового поколения объясняют, зачем учить за 80 рублей в час
Имена:
Григорий Кротенко · Елена Ревич · Павел Сербин
© westgatemusic.com
Московская консерватория в нынешней жизни все больше занимает нишу этакого святого места, где, несмотря ни на что, в том числе на окружающую московскую действительность, деньги ничего не значат. Преподавание в ней скорее хобби при какой-то другой деятельности. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА поговорила с несколькими вполне успешно концертирующими молодыми музыкантами,
которые в свободное от работы время преподают в Московской консерватории и чей месячный заработок в ней равняется нескольким десертам в арендующей здесь же свое помещение «Кофемании». Им предложено ответить на три вопроса: сколько у них учеников, сколько за это платят и зачем им все это нужно?
Марина КАТАРЖНОВА, скрипачкаЯ считаю, что, обладая некоторыми знаниями, нужно с кем-то ими делиться. Очень сожалею, когда известные и успешные музыканты в силу разных причин не делятся с последующим поколением своими секретами мастерства. Мне повезло, у меня были замечательные учителя, и они мне дали много знаний. Поэтому мне кажется, что я могу передать это кому-то еще.
Преподавать я начала в 15 лет, моя первая ученица – кореянка, сейчас она в Америке, закончила Джульярд и успешно концертирует. Я счастлива, когда мои ученики добиваются успехов, для меня это самая большая награда, гораздо больше, чем собственные удачные концерты. И еще я люблю экспериментировать, я учусь вместе с моими студентами, они мне помогают расти вместе с собой.
Моя зарплата в консерватории составляет 3568 рублей, кажется. Это 0,25 ставки. У меня студентов больше, чем мне положено, сейчас их восемь, а положено семь, но дополнительные деньги мне не положено получать. И все время еще кто-нибудь просится в класс, а я не могу уже взять. Не положено. Но они хотят получать знания, поэтому мне часто бывает сложно отказать. Занимаюсь просто так, если кто-то просит. Мои педагоги делали и делают точно так же. Я очень надеюсь, что наша любовь к этой профессии будет адекватно оценена когда-нибудь и мы сможем получать от этого не только духовное наслаждение.
Когда я в Европе рассказываю людям про то, сколько мы получаем в консерватории, люди не верят. А одна моя приятельница, тоже успешная исполнительница, так она прослезилась даже, когда я ей рассказала об этом.
Читать текст полностью
Григорий КРОТЕНКО, контрабасист
Если честно отвечать, то нужно сказать «не знаю». Я «преподаю» всего несколько дней, имею статус ассистента своего любимого профессора Евгения Алексеевича Колосова, то есть все его ученики – мои, но все-таки они его. Теоретически в год я обязан «преподать» триста часов, а сколько буду получать, не знаю, спросить об этом некого, да и как-то неудобно. Думаю, очень мало.
Чем меньше денег, тем больше чести.
С пяти лет я учусь музыке. Сначала это была музыкальная школа при училище при консерватории, потом училище при консерватории, потом сама дважды Ордена Ленина консерватория, потом аспирантура консерватории. Впервые за 22 года 1 сентября я понял, что больше нигде не учусь. И тут мне позвонил профессор Колосов: «Скорее бегите в деканат и пишите заявление, вы мой ассистент, у вас 300 часов».
Я прошел инструктаж у пожарного в известковом фойе разломанного Большого зала, заполнил анкету с подозрительными вопросами в отделе кадров.
Что делать, я до сих пор не осознал. Надо взять журнал в деканате. На днях мы с профессором преподавали вместе. Он рассказывал, а я показывал, то есть играл. В конце концов он стал заниматься со мной, потом мы обсудили проблемы протезирования органов, хроматическую фантазию Баха, как делать заливное. И день закончился. Мы еще чуть-чуть поговорили, и профессор уехал.
А у меня заболела голова, и я пошел в шашлычную, один, и выпил сто граммов водки, раз уж я теперь преподаю в консерватории.
Зачем мне преподавать? Я уже говорил: не знаю. Чайковский пошел преподавать в Московскую консерваторию из-за денег и с радостью прекратил это делать, когда деньги у него появились. Я пошел, потому что меня позвали: это большая честь. Чайковский тоже тут преподавал и ездил на этом лифте.
Я счастлив быть полезным, хочу помогать несчастным, обреченным на нищую жизнь музыкантам, чтобы они чувствовали себя хорошо, достойно – оттого, что умеют играть, существовать внутри музыки, слышать ее и обращаться с ней.
Павел СЕРБИН, виолончелист
Зачем я это делаю: чтобы находить толковых ребят, интересующихся моей специализацией (барочная виолончель), и передавать им знания и умения. Фактически энтузиазма ради. В общем, работаю ради фанатов, будучи фанатом.
У меня шесть студентов и один аспирант плюс студенты по классу струнного квартета.
Получаю около 4000 рублей в месяц, и то не всегда, часто гораздо меньше. Официально это называется четверть-ставкой и оплачивается как бы за 300 часов в год. 45 тысяч рублей в год за девять месяцев работы. Для сравнения: аналогичная ставка с таким количеством студентов в европейских вузах – это не менее 5000 евро в месяц.
Так как мое основное место работы оркестр Pratum Integrum, то консерваторская работа является дополнительной. Мне было бы нормально, если бы оплата такой дополнительной работы была почасовой, а час стоил не менее 1500 руб. И я бы с удовольствием занимался с 3–4 студентами, ибо много барочных виолончелистов никому не нужно. Получилось бы, что, занимаясь с ними два раза в неделю, можно было бы заработать около 48 тысяч рублей в месяц. Этого было бы вполне достаточно, если основная работа еще какая-то (оркестр, соло и т.д.).
Но консерватория такую форму оплаты не приемлет; раньше за час платили 50 (sic!) рублей, а потом и вовсе отказались, переведя нас, почасовиков-совместителей, на пресловутую четверть ставки.
Обращаю внимание вот на что: при всем при этом количество преподавателей в консерватории переходит все разумные пределы: в СNSM de Paris четыре преподавателя современной виолончели, один – барочной и один – гамбы. У нас – не менее пятнадцати преподавателей современной и три – барочной.
Елена РЕВИЧ, скрипачка
Я ассистент профессора Бочковой, учеников у меня шесть, сколько платят, даже не интересовалась, чтобы не расстраиваться; я думаю, в районе двух тысяч рублей. Поскольку денег это не приносит, то смысл может быть только в том, что мои уроки кому-нибудь принесут пользу. Но это станет ясно только по прошествии какого-то времени. Преподавание – процесс во времени весьма протяженный, и сразу результат не очень виден. В общем, время покажет, хороший я преподаватель или нет. Тут вообще нужен отдельный талант, хороших педагогов гораздо меньше, чем хороших исполнителей. Особенно сейчас.
Михаил БЕРЕЗНИЦКИЙ, альтист
Учеников у меня шесть, два из них аспиранта. Платят… ну, это не очень приличная сумма. У меня получается полставки, больше просто не потяну, слишком много дел. Платят, если я не ошибаюсь, что-то в районе шести тысяч пятисот рублей. Я сейчас штатник, в позапрошлом году я еще был почасовик, платили вообще по 80 рублей за час. Я получал в месяц полторы тысячи, что ли, рублей.
Зачем это мне надо? Есть несколько причин. Одна: наши педагоги нас учили точно так же за просто так, это низко оплачивалось. У меня просто оба родителя – педагоги по скрипке, и я хорошо с детства помню, сколько они получали, зарплата была что-то 80 рублей. Причем они по полторы ставки имели и всю неделю работали. Нас тоже учили педагоги не за деньги. И хочется как-то поддерживать культуру. Чтобы народ играл. Я не спекулирую этим – действительно хочется в своей стране научить кого-то, отдать то, что тебе тоже было дано бесплатно.
Я же преподаю альт неслучайно, я не хотел преподавать скрипку (Березницкий начинал как скрипач, но со временем перешел на альт. – OS). Мне не все равно, какой альтовый уровень в России. В Штатах, например, он сейчас достаточно высокий. Ну, это понятно. В Штатах, да и в Европе, по сути, перекупили наших же педагогов. Куча их там сейчас за нормальные деньги работают. Либо так: чуть-чуть работают у нас, а зарабатывают там. Сейчас вот это стало модно.
Это одно. С другой стороны, конечно, приятно быть частью Московской консерватории. Это все-таки престижный вуз. И даже трудно объяснить каким-то моим друзьям-преподавателям и музыкантам на Западе, что я столько получаю. Потому что когда они узнают уровень зарплат, то немножко шокированы бывают. {-tsr-}Но этот вуз на Западе до сих пор очень много значит. К тебе относятся с уважением. Преподавать в Московской консерватории не меньшая честь, чем быть профессором какого-то лондонского вуза, Royal College, например.
И плюс третий фактор. Я просто, честно говоря, соскучился. Я в том районе провел большую часть жизни. Консерватория, до этого была Мерзляковка, школа тоже там была в центре. То есть это всё один пятачок. Я раб привычек. Я работаю два раза в неделю, и мне просто приятно там появляться.
Профессора в России получают хоть и не 5000 тысяч, но не так трагично мало - об этом вышибающая слезу из читателя госпожа Бирюкова умалчивает. Между тем в той же Европе ассистент преподающий ВМЕСТО профессора - что у нас сплошь и рядом - нонсенс.
Соответственно, получить профессуру в Европе - чудовищный конкурс, порой человек 70 на место, либо делать педагогический спецдиплом, отдельно - как во Франции. А нас надо быть просто любим учеником профессора и иметь хорошие отношения с деканом.
В результате - банальное падение уровня ниже плинтуса, ибо - "хобби", а скорее - ярмарка тщеславия, бо концертная слава - штука эвфемерная (такого рода востребованность собеседников г-жи Бирюковой очевидна только автору), а трудовая книжка в МГК - уже солидно, опять же, в смысле частных учеников.
Страдальцы на четверть ставки к успеху брэнда МГК на Западе имеют мало отношения. А КПД факультета, где преподает господин Сербин известен - академию в Базеле или ту же СНСМ ФИСИИ напоминает мало.
Вы чудовищно не правы. Это нормально - 3-5000 р. в Месяц? Вы в магазины ходили? То, что происходит - убивает профессию, культуру. Преподаватели консерватории большую часть жизни учились, а сегодня вынуждены либо уезжать, либо бедствовать. И - что Вам плохого сделала то автор статьи? Чего вы все на нее набрасываетесь как с цепи сорвавшись? Делать нечего? Ну не читайте и успокойтесь. Тошнит от всего этого. Люди делают хорошее дело и действительно получают за это жалкие гроши. Из любви к искусству и своей работе, ученикам. Катя просто пише о наболевшем. А разговоры про баснословные заработки на майстерклассах - в большинстве случаев - миф. Туда сложно попасть, удаётся единицам, уже известным профессорам (тоже не "жирующим" в России). Отток продолжается. Скоро только вы тут, брюзжалки, и останетесь.
2. Конечно, все как-то крутятся и находят дополнительный заработок. Все перечисленные - успешные исполнители, зарабатывающие собственными концертами.
3. Речь о том, что государство оценивает труд преподавателей консерватории ниже, чем труд посудомойки в столовой.
5. Концерты моей музыки не приносят мне ничего, кроме благодарности слушателей, кроме редких случаев, когда мне удается получить гонорар (2 раза в жизни пока).
6. Согласен относительно СЛИШКОМ МНОГО музыкантов, выпускающихся из ВУЗов. ДирХор отменили?
7. Воем мы не на луну, а на систему, на несправедливость.
8. Я часто продаюсь, но лишь это позволяет мне существовать.
9. Бирюкову знаю и уважаю с начала 90-х годов и мне кажется, она - из лучших критиков в стране.
10. Хочется еще много чего Вам написать, но ... не буду бисером разбрасываться...
Сократите оное и высвободите деньги на достойные зарплаты, профессура имеет свою тыщу евро, деканы - и того больше, взяткобравцы-вокалисты - так и совсем неплохо, но такой армии профессоров нет нигде в мире. Какая там любовь к искусству, а тем более - к ученикам? Да, есть пара факультетов до сих пор что-то производящих. То посмотрите на вокалистов, дирижеров, духовиков - попробуйте найти хоть в одном высококлассном западном оркестре русского духовика. Что родил факультет Себина за 15 лет? Синьковского? Пратум форева, где тщеславия и медиашума больше, чем реального творческого результата, чему свидетельством все так же ничтожно малая аудитория аутентистов в России.
У Бирюковой есть одно бесценное качество - она умеет дружить с тусовкой,но не одного действительно выше среднего текста написать она не смогла за всю свою плодовитейшую карьеру, увы. Просто на общем сером фоне это не бросается в глаза, на нем же и господа из текста выше сойдут за педагогов.
Вытье про "мало денег" - это не наболевшее, это большое лукавство. Любой практикующий критик знает прекрасно, что качество в РФ от размеров зарплат не зависит. Прекрасный пример - московские оркестры, и вообще вся эпопея с грантами. Скажите мне - где эти деньги, розданные Федосееву, Полянскому,Тевлину, Гергиеву,ГАБТу как это сказалось на репутации русского искусства?
Проведите хоть один нормальные конкурс на замещение любой руководящей или преподавательской должности -коих не было НИ ОДНОГО за 2о лет, а уж потом пилите казенные деньги.
Факультет, где деканом теперь уважаемый О.Худяков породил массу важнейших тенденций в российском искусстве - появилась масса первоклассных исполнителей, многие из которых с успехом продолжают обучение за границей, в Лондоне, например. И - поддержал ранее отсутствующий интерес к аутентичному исполнительсту и современной музыке.
Пратум играет всё лучше и лучше, лично неединожды наблюдал полные залы на их концертах - загляните в ютьюб. Выпускаются диски, которые с успехом продаются по всему миру, мои друзья, например, в Германии, слушают их по радио и пр. Вы не правы.
Я хорошо знаком с творчеством Бирюковой - читал много очень приличных текстов. Здесь же - приведены слова не ее, а молодых преподавателей, причем, с разных факультетов. Опять Вы мимо кассы. А про педагогов - это Вы зря. Спросите студентов.
Откуда столько злости? Видимо, комплексы то мучают именно вас.
И вообще, Ваш ник уже стал нарицательным, простипомы - как "евсюки"..
Мне б стыдно было...
Я вообще не люблю несправедливость и мое мнение о писательском даре г-жи Бирюковой не совпадает с Вашим. Зато совпадает с мнением многих уважаемых специалистов.
Да, она писала несколько раз обо мне положительно, но это было давно. Да, я приятельствую с ней и знаю, что она как никто много ходит на совершенно разные концерты и давно приобрела определенный журналистский опыт, позволяющий ей быть объективной.
Ни одного гранта я в жизни не получил. Музыка моя радует многих, я получаю почти ежедневно благодарственные письма и это - счастье, на судьб не жалуюсь. Как не жалуются на нее и фигуранты статьи. Вот денег моя музыка мне в нашей стране почти не приносит, потому приходится заниматься подчас не тем, чем хотелось бы.
А в Ваших советах я совсем не нуждаюсь.
Как не нуждаюсь и в советах юродивых на паперти, рвать зубами их мне противно из санитарных соображений.
Пожалуй, я более не буду Вам отвечать, времени жалко. И действительно, пойду музЫку писать.
Кто эти анонимные герои в Лондоне? Каким образом мог возникнуть адекватный факультет, когда там преподают люди ним сном ни духом не занимавшиеся барокко, Гутман, Бочкова или трагически слаботалантливые отличники производства не будем показывать пальцем. Так называемый успех Пратума - следствие в первую очередь полного отсутствия конкуренции, и полные КАКИЕ залы? Малый зал Кастрюли на Павелецкой?
Что есть кроме тенденций? Вот в Америке - полно аутентистов, я не говорю про Бенилюкс или даже Германию, , без обид, господину Сербину далеко до солистов Хервега или берлинской Академии, десятки фестов старинной музыки, а главное - очень успешная интеграция в мейнстрим, уже любой задрипанный театр играет Моцарта а ля Арнонкур и Ко, вот это тенденции - а не провинциальная симуляция Европы. Жаль, что Вы не понимаете, что все беды идут из консерватории и именно ее надо реформировать, а не упиваться "тенденциями", кои никак не разродятся искусством.
предполагаю даже по некоторым признакам, мотивы личного характера. Это очень чувствуется и в тоне, и в аргументации, и в деталях. Человек явно чем-то оскорблен, причем вовсе не статьями, и выпускает таким образом пар. Думаю, мы с Вами можем предположить, кто скрывается за этим ником. К тому же в редакции наверняка давно уже отследили, с какого IP отправляются эти оскорбительные, полные низких чувств, комментарии. Вычислить их автора не составит труда.
Но там и Гутман и Бочкова и Любимов и прочие - преподают как могут (а они могут многое - несут культуру.
Вы о чём вообще? Вы что-то понимаете в процессе? Да простят меня модераторвы, вы занимаетесь голимым пиз...жом на темы, в которых не сведущи. Заткнитесь же наконец! Или Вам важен факт попи....деть на эту тему от безделья? Вы давно опозорены, Вы мешаете нормальной дискуссии. Оставьте нас в покое. Пишите свои проклятья в вашем жж.
Я не буду воздерживаться, пока я вас отсюда не выживу.
Спасибо, Вы, кажется, понимаете ситуацию лучше иных....
Но есть предел терпению, некие люди портят сайт, портят комменты и общественное мнение о происходящем...Надоело уже....Пора банить (модераторы!)
ЕСли это и так, то редакция, кажется, взяла на себя функции КГБ или прокуратуры. Не рано ли?
Кстати, тут в колонках некоторых авторов и не такие слова можно увидеть... и...ничего.
Я не Моцарт, я другой. И мой IP и IQ всем известны.
Боец вы наш невидимого фронта.
Зачем Вы пререкаетесь с саморазмножившимся на несколько "кличек" фриком, доставляя ему один оргазм за другим своим негодованием?
Немедленно прекратите!
По существу вопроса хочу заметить, что можно предложить тем, кто хочет преподавать в консерватории, самим платить за это. Пусть богатые музыканты, которые хотят учить, заплатят консерватории и будут делать это ретиво и пристрастно. Или небогатые, но хорошие музыканты постараются убедить спонсоров поддержать их педагогические радения.
Материал вышел однобокий, конечно...
Сербин выглядит просто каким-то ростовщиком!
И, конечно, понятно, что никто из представленных артистов не живет на консерваторское жалование, а работает в консерватории из убеждения и престижа, призвания. И все не так уж плохо, никто не голодает - да хочется большего, лучшего...
Не переживайте, все будет хорошо.
Прокомментируйте, пожалуйста, прекрасные enfant terrible опенспейса! Только честно!
Вы систематически хулите её, обвиняете по-черному...и так долго уже. Чего Вы хотите добиться?
При отсуствии аргументов перейти на площадную брань и оскорбления собеседника? Батенька, вы не нервничайте, попейте водички, подышите свежим воздухом, отойдите от компьютера хотя бы ненадолго, почитайте книги, это просветляет.
И, кстати, как говорила моя бабушка, вымойте рот с мылом, попахивает.
"Мммм, Данон" - это не вы, часом?
Как легко уверовать в свою богоизбранность сразу после интервью с неофитом. You made my day, Павел.
Короче говоря, домашняя легенда консерватории говорит о том, что "Чайковский ездил на этом лифте", и тот, кто хоть раз прокатился на нем (контрабас в этом лифте звучал гениально), тот непременно в это верит. А с точки зрения фактов - это сомнительно, конечно, лифт ведь электрический, а первую электростанцию в Москве построили в 1888 году (теперь в этом здании Новый манеж).
Ваша, Виктор, эрудиция удивляет и восхищает, но речь здесь скорее о впечатлениях, чем о фактах.
to Григорий Кротенко. Молодой человек, у Вас явные литературные способности! Говорю это без шуток, как краевед и проч. Хороший текст: "вкусные" детали, под конец, вообще, почти стихи :) Не зарывайте талант в землю, сделайте с этим что-нибудь. Правда, поэты и писатели у нас тоже мало зарабатывают, но, как говорится, пять старушек... :)))
валить надо отседова.
karambolina, вы правы. и слава Б-гу. но зная, сколько занимаются, работают, репетируют и сами выступают те молодые ребята, которые преподают в консерватории, понимаешь, что много частных учеников не заведешь.