Современная русская музыка существует в мире, но не в России. Что-то уже надо с этим делать
© Тимофей Яржомбек
Три социально активных композитора, которых особо не надо представлять читателям OPENSPACE.RU, вслед за Евгением Дуковым выступают в жанре «открытого письма», рассказывают о проблемах с современной музыкой в России, предлагают пути решения этих проблем и инициируют сбор подписей.
Современная музыка сегодня находится на обочине российского культурного пространства. Международные достижения России в этой области почти не получают огласки, остаются не замеченными общественностью. И дело не только в деньгах. Их не хватает и в кино, в литературе, визуальных искусствах; однако в этих случаях мы имеем хотя бы общественное согласие по поводу того, что есть международная конъюнктура и что хорошо бы ее учитывать. Поэтому Россия регулярно выставляется на таких площадках, как, например, Венецианская биеннале, и это вызывает общественный интерес. Кураторы выставок, владельцы галерей, коллекционеры закупают то, что актуально в мире; мы слышим об этом в СМИ, видим в галереях.
Многополюсность очевидна: в России государство и система образования поддерживают традиционное, академическое искусство, но есть и альтернатива. Конвертируемость изобразительного искусства, востребованность определенных его образцов на международном рынке формирует интерес со стороны потенциальных игроков арт-рынка. Похожая ситуация и в литературе: множество премий, международные книжные ярмарки, в которых Россия охотно участвует. Литература ощутимо присутствует в медийном пространстве: авторы переводятся, спорят, в магазинах есть довольно широкий спектр новой литературы. Кино тоже подчиняется международным правилам. Есть знаменитые международные фестивали, с которыми у нас считаются.
Современное искусство — наша ментальная валюта. Даже если оно чуждо большинству чиновников от искусства, аргументом «за» для них может служить тот факт, что «есть дураки, которые это покупают». Нужно совсем не предпринимать никаких шагов, чтобы оставаться не замеченным в этой области.
Иначе обстоят дела с современной музыкой. Она практически отсутствует в нашем медийном пространстве. О ее существовании либо не догадываются вовсе, либо стараются умолчать. А ведь современная музыка — такая же конвертируемая область искусства, как все остальные. Здесь тоже есть свои международные фестивали-выставки. (Например, Венецианская биеннале — не только архитектура, кино и изо, но и современная музыка, но об этом в России мало кто подозревает.) Современная музыка часто воспринимается как проявление исключительно западной культуры, и особенно это касается той музыки, которую принято называть «авангардом»; однако значительные достижения русских на мировой арене связаны именно с ней. А у нас ее официально как бы не существует, как когда-то в СССР «не было секса».
Между тем в России сегодня живут молодые композиторы, активно присутствующие на международной арене; именно они — лицо России в области современной музыки. Если сравнивать с тем же визуальным искусством, то российская современная музыка мало чем ему уступает: она звучит в мире практически каждый день, получает призы на фестивалях, транслируется по радио и т.д. До российской сцены в абсолютном большинстве случаев эти примеры просто не доходят.
Читать текст полностью
Будучи вполне признанными, наши композиторы остаются нахлебниками международных ансамблей, фестивалей, институций. За любым европейским автором стоит его страна, он получает гранты, стипендии, заказы. А наши даже приезжают на собственные исполнения за счет приглашающей стороны. Россия присутствует на международной сцене чисто формально, это просто такое слово в скобках рядом с фамилией композитора. Проходят целые концерты новой русской музыки на ведущих международных фестивалях — при поддержке европейских фондов, не русских. (В лучшем случае можно рассчитывать на оплату дороги для музыкантов.) Если бы за плечами у русских стояли национальные институции, современная музыкальная сцена признала бы Россию как одного из активнейших участников мирового процесса, а не как место жительства талантливых одиночек.
В самой России композиторам фактически некуда податься. На всю страну — три специализированных камерных коллектива, то есть около 40 человек. Их просто физически не хватает на то, чтобы «обслужить» композиторов. Поэтому в 90-е годы из России выехали почти все композиторы, хоть как-то востребованные на европейской сцене. Сегодня дело снова идет к тому же исполнительскому дефициту и, как следствие, к заметной творческой эмиграции.
И проблема не в эстетике. Если бы ансамбли современной музыки имели постоянную поддержку, если бы были финансовые условия для создания новых коллективов, они бы не остались без музыкантов. Но государство сегодня поддерживает только классическое искусство, и у музыкантов нет выбора. Современная русская музыка заметно присутствует на международной сцене, но в России не находит поддержки; а в российской музыкальной политике, к сожалению, нет многополюсности — если неведение можно считать политикой.
Да, новая музыка убыточна. Но ведь и классика субсидируется почти полностью. Отберите у оркестров гранты — и музыканты разбегутся. Получается, что на государственном уровне делается выбор в пользу музыки, продать которую хоть ненамного, но все же проще. Вынуждены повторить банальную истину: требование самоокупаемости убивает культуру.
Предлагаем краткий список мер, способных улучшить ситуацию.
1. Поддержка уже существующих ансамблей современной музыки (бюджет, репетиционная база).
2. Создание центров современной музыки в 6—7 крупных городах России. При каждом центре должен быть свой ансамбль, концертный зал, библиотека современной музыки.
3. Учреждение фонда поддержки новых музыкальных инициатив, системы стипендий для композиторов и грантов для исполнителей, желающих заказывать новую музыку, играть ее и гастролировать с ней.
4. Создание звукозаписывающей компании, специализирующейся на издании новой музыки и распространении ее в мировом пространстве.
5. Создание издательского дома, способного конкурировать на международном уровне.
6. Создание единого информационного центра современной музыки, объединяющего и структурирующего деятельность центров.
Мы готовы работать над этими начинаниями или содействовать им.
Следует отметить, что 6—7 ансамблей современной музыки — это не больше 100 музыкантов, что равносильно поддержке одного симфонического оркестра! Что касается помещений, подобные структуры могут существовать на базе небольших муниципальных концертных залов (или театров). Такой малой ценой можно реанимировать отсутствующее звено современной российской культуры, активировать и разнообразить концертную жизнь городов.
{-tsr-}Конечно, аппаратная часть современной музыки (инструментарий, концертная практика) остается в основном прежней, это ее естественные рамки. Однако что касается способа бытования и аудитории, современная музыка имеет гораздо больше общего с визуальными искусствами, чем с классической музыкой. Поэтому мы считаем, что правильнее создавать все эти институции как аналог институциям contemporary art и в качестве их дружественных партнеров, нежели держаться за уже существующие в музыкальной жизни (например, филармонии или союзы композиторов). Отдача от правильных вложений в эту область уже через десяток лет станет очевидной: повысится интерес и к классической музыке, и к современному искусству, внутренний рынок новой музыки начнет формироваться и интегрироваться в мировой, как это происходит в смежных областях творческой деятельности.
Мы намеренно не адресуемся к одному только Министерству культуры РФ. Реанимация целого направления в искусстве — проект национального масштаба, требующий политической воли, внимания меценатов, людей, активно заинтересованных в современном российском искусстве, да и культурной общественности.
Предлагаем композиторам, музыкантам, представителям других искусств, просто сочувствующим оставить свою подпись (имя, фамилия, профессия, город):
Дмитрий Курляндский, композитор, Москва
Борис Филановский, композитор, Санкт-Петербург
Сергей Невский, композитор, Москва — Берлин
Петр Поспелов, композитор, руководитель ТПО «Композитор», создатель сайта «Современные русские композиторы», обозреватель газеты «Ведомости», Москва
Алексей Сысоев, композитор, Москва
Сергей Зятьков, композитор, заведующий отделом новых технологий галереи «Стерх», преподаватель муз. колледжа, Сургут
Владимир Раннев, композитор, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, Санкт-Петербург
Сергей Плеханов, композитор, преподаватель, Москва
Георгий Дорохов, композитор, Томск — Москва
Владимир Горлинский, композитор
Павел Карманов, композитор, Москва
Ольга Крашенко, композитор, Калининград — Париж
Антон Светличный, композитор, Ростов-на-Дону
Владимир Громадин, композитор и музыкальный теоретик, Москва
Кирилл Широков, композитор, Нижний Новгород
Алексей Сюмак, композитор, Москва
Михаил Пучков, композитор, Москва
Сергей Загний, композитор, Москва
Анастасия Ващина, композитор, Москва
Алексей Шмурак, композитор и пианист, координатор Ансамбля Nostri Temporis, Киев
Тимур Исмагилов, композитор, пианист, Уфа — Москва
Алексей Наджаров, композитор, Москва
Олег Пайбердин, композитор, инициатор фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» в Московской филармонии и ГАМ-ансамбля
Арман Гущян, композитор, преподаватель Московской консерватории
Анатолий Королев, композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории
Дмитрий Н. Смирнов, композитор, Англия (в прошлом из Москвы)
Лена Лангер, композитор, Лондон (в прошлом из Москвы)
Федор Софронов, композитор, музыковед, Москва
Даниил Екимовский, композитор, пианист, Москва
Ульяна Стратонитская, композитор, Москва
Вера Иванова, композитор, преподаватель, Москва/Лос–Анджелес
Владимир Николаев, композитор
Марк Булошников, композитор, пианист, Нижний Новгород
Вероника Затула, композитор, Москва
Александр Чернышков, композитор, Вена
Артем Васильев, композитор, преподаватель, Лондон/Москва
Михаил Крутик, композитор, скрипач, Санкт-Петербург
Ольга Раева, композитор, Москва/Берлин
Вениамин Левицкий, композитор, Москва/Берлин
Антон Васильев, композитор, Бремен
Алексей Глазков, композитор, пианист, Санкт-Петербург
Михаил Фуксман, композитор, Ростов-на-Дону
Марина Матюшова, композитор, Нижний Новгород
Леонид Именных, композитор, режиссёр, Пермь
Настасья Хрущева, композитор, Санкт-Петербург
Валерий Воронов, композитор, Кёльн / Минск
Роман Столяр, композитор, пианист, Новосибирск
Сергей Хисматов, композитор, искусствовед, Санкт-Петербург
Елена Рыкова, пианист, композитор
Ольга Бочихина, композитор, Москва
Карина Барас, композитор, Нижний Новгород
Светлана Лаврова, композитор Санкт-Петербург
Александр Чернышков, композитор, Вена
Ольга Шайдуллина, композитор, Нижний Новгород
Екатерина Бирюкова, музыкальный критик, Москва
Илья Овчинников, музыкальный критик, член Экспертного совета Московской филармонии
Марина Насонова, музыковед, Москва
Виктория Коршунова, директор Московского Ансамбля Современной Музыки, Москва
Владимир Петряевский, преподаватель музинформатики, Санкт-Петербург
Авель Волошин, студент(дирижер), Москва
Евгений Дуков, музыкальный социолог, профессор, доктор философских наук, Москва
Галина Чистякова, пианист, Москва
Андрей Голов, студент (журналист), музыкант, Воронеж
Всеволод Митителло, музыкант, Петербург
Ольга Пантелеева, музыковед, Петербург — Беркли
Юрий Фаворин, пианист, Москва
Дмитрий Субочев, музыкант, медиа-художник, Москва
Федор Амиров, музыкант широкого профиля, Москва
Дина Полетаева, певица
Станислав Опорков, музыкант, преподаватель иностранных языков, Санкт-Петербург
Елена Ревич, скрипачка, Москва
Алексей Трифонов, музыкальный критик, продюсер, Москва
Наиля Алпарова, автор музыкальных сборников для детей, критических статей, преподаватель
Рауф Фархадов, музыковед, Ассоциация Современной Музыки, Москва
Ростислав Кожевников, Asasello Quartett, Кельн
Григорий Папиш, продюсер, генеральный директор ТКЗ «Дворец на Яузе», Москва
Светлана Надлер, музыкант, Таганрог
Александра Коробкина, скрипач, Санкт-Петербург
Иван Бушуев, музыкант, Москва
Лидия Адэр, музыковед, Санкт-Петербург
Юрий Дидевич, CNMRG (Computer and New Music Research Group, cnmrg.org)
Елизавета Дрейден, группа муз. издательств «Verlag Neue Musik» «Edition Gravis», Берлин
Левон Акопян, музыковед, доктор искусствоведения, издатель «Краткого русского Groove»
Ирина Феоктистова, пианист, Чикаго/Санкт-Петербург
Андрей Панкратов, музыковед и пианист, Нижний Новгород
Ольга Манулкина, музыковед, музыкальный критик, доцент Санкт-Петербургской консерватории, член правления Союза композиторов СПб
Наталья Пшеничникова, певица, флейтистка, композитор, Берлин/Москва
Роман Минц, скрипач, худрук фестиваля и фонда «Возвращение», консультант по артистам и репертуарам лейбла Quartz
Группа TheTweed, Москва
Наталья Ситнова, музыковед, Иваново/Нижний Новгород
Людмила Ковнацкая, д-р иск., проф. СПб консерватории, ведущий научн. сотрудник РИИИ, засл. деят иск. РФ
Федор Леднёв, дирижер eNsemble института Pro Arte
Олег Танцов, кларнетист, Москва
Андрей Дойников, музыкант, Детмольд-Москва
Ксения Ануфриева, музыковед, журналист
Виктория Мирошниченко, пианист, Новосибирск / Москва / Нижний Новгород
Илья Белоруков, саксофонист, Санкт-Петербург
Игорь Плескач, автор-исполнитель, владелец студии звукозаписи «ЗАЧЕМ», Новокузнецк
Александр Богданов, директор концертного агентства и лэйбла BOpromo, Минск
Лев Рубинштейн, поэт, публицист, Москва
Глеб Морев, журналист, филолог, Москва
Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства PERMM
Борис Юхананов, режиссер
Елена Костылева, поэт, журналист
Вадим Кейлин, поэт, критик, Санкт-Петербург
Николай Никифоров, литератор, Санкт-Петербург
Гор Чахал, художник, Москва
Юрий Шабельников, художник, Москва
Юрий Аввакумов, архитектор, художник, Москва
Эмиль Рейзин, режиссёр, студент ВГИКа, Санкт-Петербург / Москва
Алиса Савицкая, старший научный сотрудник Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, Нижний Новгород
Галина Мызникова и Сергей Проворов, видеохудожники, (арт группа ПРОВМЫЗА), Нижний Новгород
Николай Алексеев, художник, Воронежский центр современного искусства
Мария Трусова, художник, дизайнер-полиграфист, Москва
Виктория Тимофеева, художник, Москва/ Берлин
Оксана Булах, журналист, Петербург
Елена Белова, начальник выставочного отдела Приволжского филиала Государственного центра современного искусства
Петр Сафронов, философ, Москва
Надежда Косова, феноменолог, Санкт-Петербург
Лариса Лисюткина, профессор, Свободный Университет, Берлин
Татьяна Смирнягина, профессор, режиссер-постановщик, Москва
Антон Сазонов, журналист, кинокритик, Санкт-Петербург
Андрей Пронин, театральный журналист, редактор, соучредитель Молодежной театральной премии «Прорыв», Санкт-Петербург
Дина Годер, театральный критик, Москва
Кира Немировская, редактор, Бостон
Даниэла Цальнер, режиссер, Вена
Томас Рёгельсперге, архитектор, Вена
Николаус Екхардт, режиссер, Вена
Мария Терещенко, журналист и потенциальный слушатель
Даниэла Цальнер, кинорежиссер, Вена
Михаил Родин, тележурналист, Москва
Илья Шагалов, медиа-художник, студент шк-ст МХАТ, Москва/Краснодар
Михаил Шалаев, интернет-маркетолог, Москва
Даниэль Баранов, программист, Тель-Авив
Александр Зыков, программист, Петербург
Татьяна Жукова, доцент, преподаватель вуза, СПб
Анастасия Матисова, студентка СПБГАТИ
Сергей Хрыков, студент, Москва
Дмитрий Коршунов, студент, Норидж, Великобритания
Дмитрий Коробков, студент, Санкт-Петербург
Екатерина Руденок, студентка, Москва
Мовчанюк Владимир, студент, Ханты-Мансийск
Владимир Смоляр, не композитор, Москва
Всеволод Рыбаков, аспирант, Санкт-Петербург
Марина Бувайло, Москва — Лондон
Ильдар Харисов, Берлин
Олег Лозинский, Киев
Мария Коносова, Санкт-Петербург
Нина Резник