При сложившихся условиях богатейший исполнительский потенциал РФ не может быть адекватно представлен ни в отечественном, ни тем более в мировом культурном пространстве.
Социолог ЕВГЕНИЙ ДУКОВ предлагает пути спасения российской филармонической жизни от катастрофы
Музыкальный социолог, профессор, доктор философских наук, заведующий отделом массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания Евгений Викторович Дуков — один из немногих людей, обладающих цифровыми знаниями о том, что творится в российской филармонической жизни. Исходя из этих неутешительных знаний, он призывает к самым активным действиям.
ИсторияЯ рискнул написать это письмо, потому что меня серьезно беспокоит ситуация, складывающаяся вокруг настоящей музыки, которую называют то «серьезной», то «классической», то «филармонической».
Читать!
В России была и, к сожалению, остается другая ситуация. До революции в российском высшем сословии был очень узкий кружок музыкантов-любителей, который бился за российское филармоническое искусство. Основная часть профессиональных музыкантов рекрутировалась из крепостных или солдат. Среди сановных и богатых прилично играть на инструменте (не дай бог «виртуозничать») значило нарушать правило хорошего тона. Понятно, что в русской живописи вы не найдете ничего похожего на сюжеты западные. В лучшем случае это молодой человек в «Офицере и денщике» П. Федотова, который, придерживая одной рукой гитару, играет с котенком; или гитара с оборванными струнами — свидетельница и жертва вчерашней попойки в его же «Свежем кавалере».
После революции к филармоническому делу новые власти попытались подтянуть народ — масса самодеятельных исполнителей, составлявших оркестры и осваивавших классический репертуар, рекрутировалась из комсомольцев и членов партии. Мы все время играем в Европу, не пытаясь стать европейцами. Может быть, уже настало время попробовать уже стать?
Реальность
Но тут вся наша «культура» работает против нас. Филармонии по сию пору в нашей стране — всего лишь обозначение организаций культуры. К ним может относиться что угодно, был бы коллектив — не важно, какого жанра, направления или стиля, — а в качестве его учредителя поставлен какой-нибудь орган культуры. И все! Сама филармония сегодня — это каприз учредителя: хочу — назову филармонией и филармоническим коллективом, хочу — концертно-цирковым центром, хочу — скрещу с кино или с кружком вышивания. Сами залы филармоний, которые на Западе собирают публику, знающую толк в музыке, и потому настроены специфически, у нас принадлежат власти. Если надо собрать актив города, области, где это происходит? Чаще в филармонии или в театре. И тогда, когда нужно власти. Новые здания строятся с тем же прицелом. В остальное время они существенное подспорье в лучшем случае заезжим концертным импресарио, а то и просто случайным лицам.
Между тем давайте будем честны, базы для серьезной филармонической работы у нас катастрофически мало. Театров в России, число которых намного больше числа филармоний, на один миллион жителей — 3,2, а в Австрии — 24 на тот же миллион. Музеев в России 10 на один миллион жителей, в Нидерландах — 35, в Швеции — 34, в Чехии — 33, в Германии — 32. Даже в Москве, столице, где, казалось бы, культурная индустрия развита, на один миллион жителей всего 8 музеев, в то время как в Лондоне в пять раз больше — 41, в Париже — 39. Библиотеки: в «самой читающей» стране в России их 368 на один миллион жителей, а в Финляндии — 2500. Соответственно, с филармонической музыкой то же самое. Симфонических оркестров у нас статистически 1,6 на один миллион жителей. Конечно, это немного больше, чем в Венесуэле: с 22 миллионами жителей она в настоящее время имеет 22 профессиональных симфонических коллектива, но там 125 полных молодежных и 57 детских симфонических оркестров!
Филармонии в российском понимании, хотя и называются «государственными», сегодня существуют в разных экономических и, нередко, правовых режимах, имеют несопоставимые условия деятельности и творческие силы. Все это усугубляется нетрадиционным для культуры общим законодательством, которое с большим трудом и не без потерь может быть адаптировано к филармоническому делу. В России идет процесс интерпретации общей правовой базы, при которой нетрадиционные для культуры формулировки и организационные принципы получают у разных учредителей одного уровня весьма несхожее толкование.
Все это обусловило тенденцию к разрушению общего филармонического пространства, замыканию его в рамках отдельных территорий. Идет дифференциация филармоний и коллективов, задыхаются музыкальные театры. Часть коллективов и исполнителей устремились на Запад, рассматривая РФ как место отдыха и площадку подготовки нового репертуара. Российские филармонии и коллективы за границей стараются найти нишу, в которой местный менеджмент принимал бы их почти как своих. Этого все равно не происходит, заграница по-прежнему находит в российских исполнителях, за редким исключением, дешевую «рабсилу». Но отечественные филармонии по-прежнему идут на западный концертный рынок в одиночку, работая против своих, как против чужих. Отсутствует упорядоченный внутренний концертный рынок, имеющий общие правила функционирования. Несколько лучше обстоит дело с музыкальными театрами, и то в основном со столичными. В стране на государственном уровне не существует достоверной статистики, отражающей масштабы и позволяющей судить о насущных проблемах и достижениях филармонической деятельности на государственном уровне. Филармонии и музыкальные театры как организации с собственным кругом проблем почти перестали обозначать себя в медийном пространстве. Ведь за появление в эфире надо платить, а средств на это нет. Филармоническая деятельность на ТВ свелась к показам нескольких блестящих виртуозов и дирижеров. При сложившихся условиях богатейший исполнительский потенциал РФ не может быть адекватно представлен ни в отечественном, ни тем более в мировом культурном пространстве. Страна не может встроиться в западную систему филармонической деятельности, поскольку отечественной системы пока нет.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:46
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452219
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343650
- 3. Норильск. Май 1270023
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897952
- 5. Закоротило 822570
- 6. Не может прожить без ирисок 784770
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761790
- 8. Коблы и малолетки 742012
- 9. Затворник. Но пятипалый 473383
- 10. ЖП и крепостное право 408265
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404528
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371657
Если пройти по ссылке, то их обнаружится 140:
http://www.mosmuseum.info/map.htm
И эти данные неполные: за рубежом могут учитываться и частные музеи, которые в РФ они, кажется, не регистрируются.
Что на самом деле делать - полностью реформировать систему музобраза, закрыв примерно половину вузов, профинансировать нормально школы и академичесую самодеятельность, котрая полностью в ауте, убрать гранты и ввести вместо них адекватную тарифную систему с БЕЛЫМИ зарплатами и классами коллективов. Жаль, что профессор скромно промолчал про количество казенных театров и оркестров на душу населения не в России, а в Москве. Про такую мелочь, как занятие руководящих должностей по открытому конкурсу говорить, наверное, не надо,а назначенные директора могут прекрасно заседать и в рамках Минкульта - для чего он, собственно, и существует.