Оцените материал

Просмотров: 11191

Разрешите Кехману ошибаться

Петр Поспелов · 22/09/2008
Сегодня идея прогресса в искусстве устаревает так же, как театр режиссеров-авторов

©  Александр Таран / ИНТЕРПРЕСС

 Владимир Кехман

Владимир Кехман

Генеральный директор Михайловского театра бизнесмен Владимир Кехман вложил в постановку «Евгения Онегина» 20 миллионов собственных рублей. Накануне премьеры стало ясно, что спектакль не удался. Кехман отменил премьеру и возвращает деньги за билеты. Снимаю шляпу.

С Кехманом в российский оперный театр пришел свежий ветер. По этому ветру носит и самого Кехмана. Работу театра, который возглавил далекий от театра человек, профессиональной не назовешь. Перекрестно переругались друг с другом чуть ли не все участники постановки. Ничего страшного. Много хуже было бы сделать хорошую мину при плохой игре и показать спектакль зрителю. Любой другой театр так бы и поступил. И это бы как раз свидетельствовало о профессиональном подходе к делу.

Сегодня Станислав Гаудасинский и Александр Сокуров, оппоненты Кехмана, уже апеллируют к руководству города: Кехмана надо убрать. Пусть они посоветуют другого директора, кто вкладывал бы в театр собственные деньги.

В последние годы руководства Гаудасинского Михайловского театра словно и не было. Сокуров, чью постановку «Орестеи» Кехман закрыл, силен в кинематографе, но в опере пока робеет. Александр Могучий, чья постановка «Бориса Годунова» тоже не состоялась, яркая театральная фигура, но он представляет направление, Кехману чуждое — режиссерский театр. Такой тип театра ныне принят везде: в Большом и Мариинском, в Новосибирске и Перми, в «Новой опере», в Станиславского и Немировича, в труппах Юрия Александрова и Дмитрия Бертмана — исключений нет.

Кехман — человек творческий, Кехман — исключение. Он чувствует, что режиссерский театр устаревает. Ему хочется чего-то иного. Чего именно, он сам не знает. Не всегда это знает и Валерий Гергиев. Только Гергиев ставит «Кольцо», а потом меняет его на другое, а Кехман отменяет сразу: своя рука владыка.

Говорят, что Кехман варвар. Говорят, он собрался перестроить памятник позднего конструктивизма, где находится его универмаг. Он отодвинул от своего театра проезжую часть, и теперь машины коптят здание Этнографического музея на другой стороне площади Искусств. Он уволил дирижера. Он проводит в театре корпоративные вечеринки. Вот такой человек руководит театром. Он хочет сделать театр популярным местом, привлечь молодежную аудиторию. Но он не ставит мюзиклов, он ставит оперы.

В прошлом сезоне Кехман купил лучшую оперную постановку, сделанную на российской сцене за последние годы. Это международная копродукция; с нашей стороны в ней участвовал Фонд старинной музыки Марка де Мони — опера Boris Goudenow (1710) Иоганна Маттезона. Реконструировать барочный спектакль стопроцентно аутентично невозможно, тем не менее гармония между сценическим действием и музыкой была достигнута идеальная. Это элитарный спектакль, собирать международный состав всякий раз сложно, оркестр Михайловского театра к аутентичному исполнительству не годен. Неизвестно, сможет ли театр хотя бы повторить ранее достигнутый результат. Декорации и костюмы лежат на складе.

Другой шаг Кехмана в сторону от режиссерского театра — аренда старых итальянских постановок. «Любовный напиток» Доницетти не стал столь же чистым образцом гармонии, что постановка оперы Маттезона, — это просто старомодный, досадно суетливый спектакль. Фурор, однако, произвело другое — то, что приглашенный итальянский тенор (а вслед за ним и его российский коллега) посреди действия повторял романс Неморино на бис. Такого в российском театре не было много десятилетий. В спектакле Михайловского театра концепция оперы как «концерта в костюмах» вернула себе право на существование. В ХХ веке она была подвергнута остракизму со стороны прогрессивного театра. Но сегодня идея прогресса в искусстве устаревает так же, как театр режиссеров-авторов.

©  Александр Таран / ИНТЕРПРЕСС

 Владимир Кехман

Владимир Кехман


Идея восстановить «Евгения Онегина» в постановке Станиславского 1922 года лежала в том же русле. Кехману виделся некий идеальный классический спектакль, который бы ожил благодаря участию привлекательных молодых исполнителей. Его сподвижнице Елене Образцовой «Онегин» виделся как роскошный экспонат с балетом. На поверку оказалось, что Станиславский вынужденно понаделал в Чайковском купюр, выбросил хоры, что его спектакль был комнатным и бедным. Не подвергаю сомнению компетенцию режиссера-реконструктора Михаила Дотлибова. Но реконструкцию все равно надо было допридумывать. Сделать это не удалось. Кехман ошибся.

Ведущие российские театры видят свою миссию в том, чтобы залучить интересного (лучше всего именитого) режиссера и положиться на удачу. Кехман ставит себе большие задачи и разбивает о них лоб. Создать сегодня спектакль в историческом стиле не легче, чем авторски осовремененный, а труднее. Это значит пролезть в игольное ушко между верностью историческому стилю и современными эстетическими требованиями — от театрального освещения (попробуйте играть для нынешней публики при свечах) до темпа восприятия.

В этом направлении наш балет обогнал оперу. В конце 90-х прорывом стала «Спящая красавица», за ней другие реконструкции в Мариинском театре, «Дочь фараона» и «Корсар» в Большом. Мнения специалистов, правда, расходятся. Есть ли у реконструктора право на досочинение, стилизацию? И можно ли говорить о театральной аутентичности, если в те времена балерины были в полтора раза толще? Безусловно, однако, то, что наши балетные деятели выбрали лучшие образцы для воссоздания — балеты золотой эпохи Петипа.

В опере же исторический стиль до сих пор ассоциируется у нас со сталинскими постановками 40 — 50-х. А если копнуть глубже? Кехман копнул — Станиславский. А если еще глубже? Золотая эпоха русского оперного театра — время рубежа веков. Именно тогда оперный спектакль был осознан как всесторонне гармоничное музыкально-театральное целое. Многие макеты, эскизы, экспликации, описания и впечатления сохранились. А если копнуть еще глубже — в начало и середину XIX века, когда концепция так называемого «художественного целого» еще не сложилась? Ведь сегодня она тоже дышит на ладан, как и режиссерский театр XX века. Идея художественного целого во главе с Рейнхардтом или Мейерхольдом — ближайший кандидат на списание. Почему не возродить театр певца, у кого на побегушках режиссер, дирижер и даже композитор? Если мы хлопаем до изнеможения, провоцируя тенора бисировать арию, то мы к этому готовы.

Станет ли Михайловский театр тем местом, где восстановится связь эпох, прошлое станет современным? Родится ли там искусство, которое в своих законах вытекает не из ушедшего XX века, а из эпох более давних — XIX или даже XVIII века?

Вопросов больше, чем ответов. В поступках бизнесмена Кехмана есть обещание, надежда. Разрешите ему делать ошибки. Он — хозяин-фантазер. Он бросается творческими людьми, которых мало, меньше, чем людей богатых. Он все делает правильно. Вполне возможно, что наша культура еще скажет ему большое спасибо. А пока — маленькое спасибо за отмену «Онегина».

Автор — редактор отдела культуры газеты «Ведомости»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Dolchev· 2008-09-23 21:00:54
    Разрешите Кехману ошибаться. Нет! Не разрешаю. Потому что до смерти надоели непрофессионалы в опере. Причем, всех рангов, начиная от руководителей оперы, режиссеров, дирижеров, ответственных за репертуар, ну и вокалистов мало профессиональных, типа АННЫ САМУИЛ, куда-нибудь подальше еще послать.

    Но меня многие уверяют, что просто время такое наступило, время непрофессионалов. Наше ТВ битком набито тетеньками и дяденьками, не умеющими кататься на коньках, но собирающих при этом за свои выступления колоссальные рейтинги. Эти танцующие дикторы, Ника Цискаридзе, который судит всех и вся, эта Тарасова, плюнувшая на тренерскую работу и, наконец, успокоившаяся - теперь ей хватает на хлеб с маслом - за шоу платят хорошо.

    Половодье профессионалов, которые занимаются не своим профессиональным делом!

    И вот еще один - Кехман. Решил стать Бингом #2. А привела его в оперу Анна Нетребко, т е сами понимаете, мужик только недавно прозрел, до этого спокойно торговал овjщами и подозреваю, даже не знал, что есть такой Михайловский театр в городе на Неве.
    Но после того как жены наших нефтяников запели на эстраде, после концерта какого-то вахлака с деньгами в Кремле ( исп рус романсов) и самое главное - после того как опера вошла в моду среди новых русских, они решили взяться за нее, засучив рукава.
    Спонсоры БТ типа "Северстали" и еще какие-то господа хорошие кучами выделяют деньги на продвижении нашей продкукции во Франции и в Италии, пестуют юные балетные дарования. Т е как было сказано в COMEDY - сегодня второй раз на Киркорова - это уже неприлично, сегодня ходят в другие места. Ну а раз мы туда ходим, то надо и руководить. Ну вот, здрасти, к Вам, Кехман. Решил ходить в Михайловский театр. Не пожалел 20 млн. Честь ему и хвала! Не жадный дядя. Но скажите, какая польза от этого опере и театру? А главное, какая польза от этого публике?
    Отремонтировал человек театр - спасибо. Но дальше то предоставь решать творческие вопросы профессионалам. И приходи только на премьеры и не лезь не свое дело, в котором ты ни ухом, ни рылом.

    ОПЕРНЫЙ театр на ноги поставить - это все ж не магазин новый открыть.
    А если человек не представляет как это сделать - книжки почитай, у людей поспрошай, поговори с теми, кто видел постановку Станиславского, например, - она ж шла до недавнего времени, есть масса людей, которые видели и помнят, спроси у артистов, только не у Образцовой, она эту постановку не видела, не в традициях наших вокалисток ходить в другие театры в своем городе. Тогда не надо будет отменять премьеру и Петя Поспелов не будет вынужден писать вот такие маловразумительные и непрофессиональные объяснялки.
    Одна надежда - скоро Кехману осточертеет деньги на ветер бросать и, даст Бог, найдется кто-нибудь, кто будет заниматься театром профессионально и по-настоящему любить его. Хотя, вон сколько у нас Иксанов с помощью спонсоров сидит, а ведь тоже в опере - ни ухом, ни рылом. Вбил себе в голову, что Черняков молодой и очень перспективный и что строителей БТ не надо волновать, да и открывать его не надо, вообще. И ничего с этим поделать нельзя. Так и протухает наш БТ.
    Уж эти мне менеджеры средней руки, желающие влиять на мировое оперное искусство.
    А Поспелов ПО ЗАКАЗУ, он с удовольствием напишет и про то, что режиссерской опере приходит конец, с чем я его и пРаздравляю!
    Куда только Митю Чернякова девать будем - аутентизм в опере это не для него. Однозначно=)
  • kotik· 2008-10-29 19:48:05
    и не только поспелов, к сожалению, по заказу напишет все, что хозяин захочет... и очень печально, что такое вот вылизывание руки, которая кормит, выдается за мнение крутого музыкального критика...
  • proxozij2008· 2008-11-26 13:11:45
    И зря вы так на автора набросились. Что угодно говорите, а человек в тенденции и с отличным нюхом.А уж если нос у тебя как у тех борзых что из щенков городничего выросли то грех им не пользаваться...
    Режиссерскому театру - хана...Выполнил он свою функцию,санитара оперы. Очистил от наростов жанр. Пора приниматься за реставрацию. Конечно надо бережно,профессионально...но ,самое главное глаз должен гореть желанием увидеть результат работы.
    А талантливый Дмитрий Черняков без работы не останется..К сожалению!
  • lis· 2009-02-03 16:30:44
    мда...ну уж зачем так в ноги-то Кехману падать...Позорище журрналисткой братии...Дайте Кехману ошибаться. Конечно. Пусть артисты корячатся, режиссеры гробят здоровье, музыканты наяривают, весь персонал работает вхолостую.....им ведь не привыкать...потому что, видите ли, Кехман учится. Пусть на кошках тренируется...
    И потом все яйцеголовые считают, что искусство - это так, грибы пойти пособирать...каждому доступно...
Все новости ›