У меня есть «Танго вертухаев». Драцкий его забраковал. Из-за ритмической сложности.

Оцените материал

Просмотров: 11860

Время Валентины

Петр Поспелов · 15/07/2011
ПЕТР ПОСПЕЛОВ напутствует выпускников консерватории и признается, что верит в прекрасный пол

©  Тимофей Яржомбек

Время Валентины
Эмиль, Яков, Парфен и Валентина окончили композиторский факультет консерватории, защитив каждый на «отлично» симфонический диплом. После дипломного концерта счастливая компания собралась в кафе.

— Свобода! — сказал Эмиль. — Теперь я наконец-то смогу писать музыку так, как захочу, а не так, как требует Плюгавин.
— Точно! — согласился Яков. — Меня от его неквадратностей последний семестр уже реально колбасило.
— И все-таки спасибо Плюгавину, — возразил Парфен. — Он научил нас ремеслу. Приучил к чистоте голосоведения.
— Вот только шаловливые ручонки во время индивидуальных занятий лучше бы прижатыми держал, — добавила Валенька.

От последней студенческой стипендии оставалось немного денег, и друзья заказали десерт.

— Я считаю, что мы должны создать композиторскую группировку, — предложил Эмиль.
— Напишем манифест, — подхватил Яков.
— Организуем концерт, — продолжил Парфен.
— И потрясем человечество! — засмеявшись, воскликнула Валенька.

Манифест был написан быстро. «Мы не идем проторенными путями, — говорилось в нем. — Мы ищем новые формы. Заранее известный результат нас не привлекает. Пусть невежды ждут от музыки сладких мелодий. Наша задача — отразить сложность и конфликтность современного мира».

Знакомые художники помогли организовать концерт на «Винзаводе». Приятели с оркестрового факультета вызвались разучить программу. Концерт назначили на 24 ноября. К нему каждый из четверых друзей должен был написать партитуру — уже не студенческую, а настоящую. Первую в самостоятельной творческой жизни.

— Времени мало! — заметили друзья, расходясь. — С завтрашнего утра садимся за работу.

Эмилю сесть на следующее утро за работу помешал звонок в дверь. Принесли счет за электричество. Эмиль позвонил Якову.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:32

  • iskanderus· 2011-07-16 19:38:54
    У, Класс!
  • Dmitry442· 2011-07-16 21:56:01
    Cупер.
    "В том, как складывается многоголосие, есть элемент обаятельной случайности" - 5 баллов!!
  • Daniel Baranov· 2011-07-17 00:21:44
    Ну и?
  • n-voice· 2011-07-17 18:36:07
    Петя, наверное поневоле, смешивает 2 ситуации, 2 поколения.
    Первая- бесперспективность зависимость халтура и рабовладение со стороны профессуры более характерны для ситуации старшего поколения. Второе - писание манифестов и организация концертов, - для младшего.

    Я не идеализирую сегодняшнюю ситуацию для молодых композиторов в России, но заметил, что если молодые авторы начинают организовыватъ концерты, то, как правило, доводят начатое до конца И что содержание их концертов для них первично, а обстоятельства - вотричны. Так что Петя зря наговаривает, по-моему.)))

    Компромиссы молодым, как мне кажется, менее свойственны, чем людям выросшим при советской власти, союзе композиторов, МГК имени П. и А. Чайковских и прочих ужасах нашего городка. Что нормально, кстати. А чем деньги зарабатывать - пока/если не хватает заказов , - вопрос актуальный всегда.

    Другое дело, что традиционные консерваторско-филармонические структуры к современной музыке и ее поддежке в России, увы, не имеют отношения. За немногими исключениями, которые всем известны. Есть надежда что этих исключений в ближайшее время станет боьше, сейчас идет процесс в ММДМ, например. Но пока оптимизм остается сдержанным.

    Сегодня молодые композиторы идут на условный винзавод (можно заменить на Эрмитаж, ГЦСИ) не потому что "договорились с художниками", как петя пишет, а потому что поддержка новой музыки со стороны институций современного искусства есть, а со стороны филармоний или консерваторий она стремится к нулю, именно потому, что в последних учреждениях приходится иметь дело с персонажами, которых петя так красочно описал в своей статье. Более того страх взаимен: композиторы боятся, что в филармонию никто не придет (из-за непрофессиональной организации, отсутвия работы с публикой и самодурства дирекций, убивающего любые проекты на корню) а в Филармониях боятся того же самого (что никто не придет). - только винят в произошедшем композиторов.

    В результате имеем развод новой музыки с филармоническими институциями - и полные залы на альтернативбных площадках.
  • bf· 2011-07-17 19:59:29
    Мне-то как раз кажется, что Петя и не ставил себе задачи что-то там не смешивать и вообще быть корректным в чем бы то ни было. Наоборот, задача была – дать собирательные образы и ситуации, чтобы высказывание имело видимость художества, освобождающую от ответственности за любые обобщения. Они тут как раз есть, но их содержательное обсуждение в связи с Петиной манерой высказывания не имеет смысла. Обсуждать можно разве эту манеру, которую он здесь много раз демонстрировал (если она кому-нибудь интересна).
  • n-voice· 2011-07-18 01:05:58
    ну так нужно хоть какое-то соотнесение с реальностью? иначе в чем прикол?
  • vantz· 2011-07-18 02:11:12
    Ну, вероятно, прикол в том, что уже два композитора (я ведь правильно понимаю, что Вы с глубокоуважаемым bf оба композиторы?) пришли и горячо разъясняют, что всё не так и они совсем не такие. Если бы соотнесения с реальностью совсем не было, то зачем бы Вам это?
    Я это не к тому, что я знаю как-всё-на-самом-деле, я как раз не знаю и поначалу не слишком и поверил статье, но ваши реплики убеждают, что какая-то доля правды в ней есть.
  • bf· 2011-07-18 10:31:50
    to vantz

    <<<горячо разъясняют, что всё не так и они совсем не такие

    Что-то я горячности не заметил у нас с Сережей, ну да ладно, будем считать это приемом для оживления фактуры, как у Поспелова.

    С реальностью колонка очень даже соотносится.

    Композиторы действительно вынуждены работать в муз. школах, давать частные уроки, совмещать свободное, кагрицца, сочинение с музыковедением, работой в архивах, в театрах, так что подвизаться муз. негром – аранжировщиком и/или анонимным соавтором – далеко не самый худший вариант. В конце концов, так создается муз. среда. Почему не делать всего этого (речь о России) могут себе позволить лишь единицы – об этом довольно много писалось (напр. Петина подпись стоит под нашей общей статьей в Росс. газете насчет того, как оживить муз. ситуацию).

    Композиторы действительно стараются общаться с теми коллегами, чья музыка им нравится и близка эстетически, а в последние годы из этого избирательного сродства стали получаться группы типа СоМы, Пластики звука или МолОта. И это прекрасно, поскольку разнообразит и структурирует музыкальный ландшафт

    Композиторы действительно организуют концерты, создают ансамбли и делают это с помощью своих друзей и знакомых, часто режиссеров, художников, галеристов и др. Тут Сережа очень точно все объяснил.

    Композиторы действительно ищут новые формы и эстетики, они и вправду бывают очень чутки к звучащему миру – в том числе к миру, звучащему им (например) из уроков сольфеджио, архивных материалов и поп-культуры.

    Действительно ли композиторы зарабатывают эскорт-услугами (или еще чем-то, метафорой чего эти услуги выведены у Пети), мне неизвестно, но, видимо, известно Пете, раз он сделал этот образ центральным. Возможно, он хотел сказать, что музыкой все равно много не заработаешь, или что настало время проституток, или даже что настоящее творчество блядовито по сути, – вариантов много, потому что сказано это нарочито невнятно.

    Проблема Пети в том, что писать обо всем об этом прямым текстом ему, видимо, скучно и беспонтово (см. например его рецензии в "Ведомостях"), и он начинает искажать и придумывать. В чем тут прикол, я не очень понимаю, в таком роде при известной литературной бойкости можно написать и про самого Петю с его ТПО "Композитор", состоящим из одного человека, и про кого угодно.

    Возможно, прикол в намеренной профанности взгляда, в смешении всего и вся, в заимствовании оптики у человека из публики, который не очень интересуется всей этой современной музыкой, а какие-то детали о ней прочтет и будет радоваться узнаванию: о, разве это не правда? а это? а это? Поэтому колонка обязательно найдет дорогу к сердцам благодарных слушателей: Петя им говорит именно то, что они хотят услышать.
  • andreyborisov· 2011-07-18 16:57:40
    Ну что ж, удачи в Вашей вере. Давайте вместе ждать видных девушек-композиторов и девушек-дирижеров. Боюсь, терпением придется запастись незаурядным.
  • vantz· 2011-07-19 00:29:21
    2 bf
    Вдвоем с глубокоуважаемым n-voice Вы за два комментария выдали объем текста сравнимый с размером статьи. Это я и называю "горячностью". Очевидно, что Вас (и его) эта тема задела, хотя бы потому что Вы (и он) затратили много времени на написание своего ответа.

    А если по существу, то Ваша позиция представляется мне загадочной. По-моему уж стоит определиться: либо да, "молодые композиторы" по заказу лягут под кого надо без вопросов, либо нет, "молодые композиторы" имеют свою музыкальную совесть и ею пользуются. А у Вас как-то странно получается, типа "бывает, что и за деньги, но только по большой любви". Аргументации ноль, что у Вас, что у автора статьи, но у него образ "молодого композитора" выглядит как-то более жизненно)
  • Boris Filanovsky· 2011-07-19 10:23:42
    Это не горячность и не стремление оспорить Поспелова, а стремление объяснить самому себе, почему я испытываю отвращение при чтении этой его колонки, что в ней не так.

    <<<стоит определиться: либо да, "молодые композиторы" по заказу лягут под кого надо без вопросов, либо нет, "молодые композиторы" имеют свою музыкальную совесть и ею пользуются

    Никогда нельзя ставить вопрос о "всех" – это вообще обессмысливает разговор. Невозможно противопоставлять извне совесть и работу по заказу, они каждый раз имеют очень сложную связь. Разговор о совести лежит во внеэкономической плоскости и сугубо индивидуален, он имеет смысл только при обсуждении конкретных случаев.

    В целом же композитор – такая же профессия, как любая другая (кстати, именно с этим связан артельный пафос поспеловского ТПО "Композитор"), область ее применения достаточно широка, и ничего зазорного в такой поденщине с моральной точки зрения я не вижу. С творческой да, всякое бывает, но либо оставьте эту коллизию самим композиторам, либо приведите конкретные примеры.
  • n-voice· 2011-07-19 17:21:54
    Уважамый Вантц. Ни меня, ни Филановского термин "молодой композитор" не касается.
    не та возрастная группа.
    В то же время, и я и Филановский регулярно с ними общаемся, он - как организатор двух молодежных композиторских конкурсов вПетербруге, я - как организатор концертных серий, куратор, преподаватель да и просто как частное лицо.
    Я не возмутился статъей Поспелова, поскольку она, в общем, - литература, но мне показалось, что он намеренно приписывает молодым авторам грехи, которых у них нет. Если вам действительно интересно, как работают мозги у молодых, почиотайте интервью в часкоре, вот с Владимиром Горлинским, например.
    http://www.chaskor.ru/article/vladimir_gorlinskij_chto_zhe_nahoditsya_za_predelami_beskonechnosti_24104Может быть, некоторое расширение обьема знаний поспособствует уменьшению у Вас предрассудков))
    С уважением,
    Сергей Невский.
  • sheveljuxin· 2011-07-19 21:00:06
    да))
  • vantz· 2011-07-20 01:06:09
    to Boris Filanovsky
    Честно говоря, я все равно не понимаю Вашей позиции. Когда я пытаюсь из Вашего текста извлечь Вашу точку зрения на вопросы, поднятые в статье, то получается что-то вроде "всякое бывает". Тогда непонятно Ваше негативное отношение к статье. Раз всякое бывает, значит и такое тоже бывает. Г-н Поспелов ведь тоже не обобщает на ВСЕХ композиторов, а описывает единичный случай. Какие проблемы, как говорится))? Или Вы просто принципиально против того, чтобы подобные вопросы обсуждались публично?

    Выше в своей дихотомии я не имел в виду ставить вопрос в виде "все да" или "все нет", скорее "некоторые да" или "все нет", т.е. имеет ли статья вообще хоть какое-то основание. Но если Вам не нравится говорить о всех, а хочется конкретных примеров, то, пожалуйста, я спрошу в лоб: не кажется ли Вам, что в этой статье описаны лично Вы и если да, то согласны ли Вы с таким описанием Вашей композиторской деятельности (по всей видимости, нет :)) ) ?
  • vantz· 2011-07-20 01:22:38
    to n-voice
    Глубокоуважаемый Сергей, термин "молодые композиторы" я специально взял в кавычки, поскольку очевидно, что в статье описывались уже события из ПРОШЛОГО и за прошедшее время описываемые молодые композитоы могли ПОСТАРЕТЬ)). Поэтому необязательно обсужать как "работают мозги" у композиторов, молодых именно сейчас. Можно и шире охватить и, в связи с этим, я могу и Вам адресовать тот вопрос "в лоб", который я задал выше глубокоуважаемому Борису Филановскому.

    Очень благодарен Вам за то, что Вы решили поспособствовать уменьшению количества моих предрассудков, я не гордый и всегда готов попробовать это сделать. Правда конкретно эту статью я уже читал и, на мой взгляд, если учесть разницу во временах, нравах и т.п., то она больше всего похожа на письма П.И. Чайковского графине фон Мекк. Т.е. из нее, как мне кажется, можно извлечь не то, как "работают мозги" у молодых композиторов, а скорее что молодые композиторы считают нужным говорить, чтобы произвести впечатление (необязательно ложное) "одухотворенного" человека, "творца" и т.п. Но все равно спасибо. Если сочтете нужным что-то еще мне порекомендовать для изничтожения моих предрассудков, то также буду благодарен.
  • bf· 2011-07-20 09:56:37
    to vantz

    <<<Г-н Поспелов ведь тоже не обобщает на ВСЕХ композиторов, а описывает единичный случай. Какие проблемы, как говорится))? Или Вы просто принципиально против того, чтобы подобные вопросы обсуждались публично?

    Это не обобщение и не единичный случай. Это, как я уже писал, собирательные образы: детали могут иметь отношение к реальности, но всё вранье заключено в том, как они собраны. А собраны они заведомо так, чтобы вызвать понимающее хихиканье у предвзятого читателя. Ради бога, можно хихикать, просто здесь тот случай, когда ничего смешного в объекте описания нет, и чтобы над ним посмеяться, надо его разобрать на части и заново собрать не в том порядке.

    Еще раз. В Петином описании способов заработка вранья нет, а есть гиперболизация (но в них нет и ничего зазорного). Петино вранье – в том, что эти способы влияют на "серьезное" сочинение. Ему явно хотелось бы так это представить.

    А насчет конкретных деталей – да пожалуйста. Лично ко мне относится только написание манифеста (вместе с другими участниками СоМы) и вещь для губных гармошек, это моя последняя вещь – Collectivision для аккордеона и 7 гармошек по "Сонной сонате" Мельникова, запись здесь: www.filanovsky.ru/mp3/cvision.mp3 . Да, еще пришлось поработать анонимным оркестровщиком, но это было а) один раз б) в середине 90-х, в) не у попсовика, не знающего нот, а у академического коллеги и г) писал я тогда гораздо сложнее и "левее", чем сейчас.

    К кому относится все остальное, я действительно не знаю. Среди моих коллег мне такие неизвестны. За разъяснениями обращайтесь к автору.

  • n-voice· 2011-07-23 04:21:42
    уважаемый ванц,
    для повышения образования и снижения уровня ксенофобии и интеллектуального недотраха рекомендую вам собственно сайт пети поспелова. Он собрал бОльшую часть прессы по современной русской музыке.
    http://www.russiancomposers.ru/
    плюс высказывания самих композиторов
    Читайте композиторов по алфавиту. многое станет ясным.
    Еще можно поглядеть интервью светличного про шумана или рахманинова на часкоре , тоже нормально.
    Ну и мои про стравинского и чайковского на том же ресурсе)
    http://www.chaskor.ru/article/sergej_nevskij_osnovnaya_strategiya_stravinskogo_-_skolzhenie_23064
    про вопросы в лоб, если честно, не понял.
    С уважением, Невский.
  • Elena Gantchikova· 2011-07-28 00:27:28
    Боря с Серёжей, я внимательно прочитала Ваши комменты, прониклась, но не поняла, почему Вам при чтении Петиной статьи напрочь отказало чувство юмора? Я же не обижаюсь на то, что по прочтении петиного фельетона, можно подумать, что все композиторши в девичестве занимались экскортом или проституцией? Все известные мне мои коллеги женского полу, особы крайне серьёзные, занудные и больше всего на свете ненавидящие сексистские нападки коллег-мужчин.
    Я, честно говоря, читая петину хохму, очень смеялась и воспринимала его чисто как нечто из Зощенко или Теффи. Ни на кого не похоже, смешно и забавно.
  • Elena Gantchikova· 2011-07-28 00:27:35
    Боря с Серёжей, я внимательно прочитала Ваши комменты, прониклась, но не поняла, почему Вам при чтении Петиной статьи напрочь отказало чувство юмора? Я же не обижаюсь на то, что по прочтении петиного фельетона, можно подумать, что все композиторши в девичестве занимались экскортом или проституцией? Все известные мне мои коллеги женского полу, особы крайне серьёзные, занудные и больше всего на свете ненавидящие сексистские нападки коллег-мужчин.
    Я, честно говоря, читая петину хохму, очень смеялась и воспринимала его чисто как нечто из Зощенко или Теффи. Ни на кого не похоже, смешно и забавно.
  • n-voice· 2011-07-30 21:36:25
    Да конечно смешно. И я тоже не увидел прообразов, в отличие от Бори.
    Фишка в том что мы с Борей действительно не только общаемся молодыми авторами и пытаемся создать для них какие-то возможности (Боря вот аж два конкурса в Питере проводит).
    И если честно я не знаю на что молодые композиторы живут. Но знаю что модель, которую описывает петя, для большинства - в прошлом. Они скорее идеалисты, и именно это мне в них нравится.

    PS
    А про коллег женского полу - знаком с Oльгой Hойвирт. Она если что, может и карате показать)
  • Elena Gantchikova· 2011-08-01 15:36:33
    Ой, Серёж, вот только мне эту лапшу на уши про помощь молодым на уши вешать не надо, ладно? Единственно кому помогают такие междусобойчики, это организатору, чувствовать себя пупом земли и судить на право и налево, кто на его ИМХО лучше, а кто хуже. Тут уж просто зависит от личной наглости и самовлюбмённости. Если человеку для самоуважения жизненно необходимо устраивать себе такую щекотку самолюбия, то конкурс организовать, имея под рукой любую институцию дело недорогое и несложное. Я бы не стала посылать свои сочинения на конкурс, организованный кем-то, чья музыка лично мне совершенно не нравится и кто для меня совершенно не авторитет.
  • Boris Filanovsky· 2011-08-01 17:19:33
    Остапа понесло...
  • n-voice· 2011-08-02 01:07:27
    Алена, так сделай что-нибудь тоже, и пусть твое самолюбие тоже будет удовлетворено. Oрганизуй какой-нибудь domaine musical. Знаешь, ведь, наверное, по своему опыту, что это прежде всего, - тупая, муторная работа. Зато будешь пуп земли. В чем проблема?
  • tridi· 2011-08-07 00:54:07
    Проблема в том, что ничего не меняется от того, что кто-то что-то организует и проводит, но без нравственных основ) Или - вне замысла Творца. Как-то вот так)
  • Elena Gantchikova· 2011-08-07 01:05:32
    Серёжа ни в чём не проблема. Мне дополнительное самоутверждение совершено не требуется. Для этого необходима большая доза комплексов неполноценности.А если их нет, то и залечивать ничего не требуется с помощью разнообразных "мероприятий". Кстати, как же надоело твоё однообразное нахваливание всего, что связано с СОМА и превознесение до небес Бори! Это уже не пиар, а назойливость. Нельзя же так зацикливаться. И передай своему Боре, что от его хамских реплик воротит уже. Понятно, что джентльменом не прикинешься, но и хамом быть не обязательно.
  • bf· 2011-08-07 11:49:26
    Ну ясное дело, если кто-то что-то делает не только для себя, – это комплекс неполноценности.

    Совок, он и в Париже совок, ссколько ни старайся выглядеть западным человеком.
  • Elena Gantchikova· 2011-08-07 22:21:39
    Про парижские совки мне ничего, борь bf, не известно, а то, что нормальный мужик с бабами не воюет- это факт. Так что я с тобой спорить не собираюсь. Зачем мне воевать с бабой?
  • bf· 2011-08-07 23:14:08
    Ну-ну. Как кклеймить чужие якобы комплексы, так ты баба с яйцами, а как на неудобные вопросы отвечать, так ты женщина слабая и беззащитная. Удобно. Прям собирательный образ.
  • Elena Gantchikova· 2011-08-08 02:42:00
    Ты повторяешься. До тех пор пока мы с тобой не перестали здороваться, у тебя было полтора аргумента и те дебильные. И сейчас ничего не добавилось. Так что не надо по кругу ходить. Скучно.
  • bf· 2011-08-08 15:23:51
    Да мне тоже. Чао-какао.
  • tridi· 2011-08-10 21:24:52
    to n-voice
    //Компромиссы молодым, как мне кажется, менее свойственны, чем людям выросшим при советской власти, союзе композиторов, МГК имени П. и А. Чайковских и прочих ужасах нашего городка. Что нормально, кстати. А чем деньги зарабатывать - пока/если не хватает заказов , - вопрос актуальный всегда.//

    -Это вы о себе? (Выросли при советской власти, союзе композиторов - что, кстати, нормально)

    -Компромиссы молодым менее свойственны - при любой власти, если говорить о талантливых людях, а не о сетевых авангардистах - о стайках творчески закомплексованных приспособленцев).

    //МГК имени П. и А. Чайковских// - очень остроумно).
    -Но кто П.Чайковский и кто вы?))))))))) Вот теперь уже смешно)))

    Современное творчество или новая музыка - это вы о себе? Или о ваших друзьях-коллегах-заводчиках?))
    Современное - это уровень качества: современны Моцарт, Верди, Пуччини, Шостакович, Прокофьев (не буду всех перечислить) - на их премьеры собирались залы (и будут собираться), а на "авангардно-сетевые тусовки" можно загнать только обманом и насилием - это промывание мозгов марксизмом-ленинизмом. Кстати, и музыка очень марксистско-ленинская - левая, "революционная", "новая", "авангардная" - лексикон-то один и тот же)))))))))))))
  • tridi· 2011-08-19 20:58:27
    "Баба с яйцами" в качестве аргумента в разговоре с женщиной - это уже беспредельный тупик). То ли книжек хороших в детстве не читали, то ли... они не усваивались)))

Все новости ›