чью книгу я оцениваю исключительно высоко (некоторые, возможно, вычитали из моих строк иронию, которой в них не было). Я предположил, что и положение дел в современной русской музыке способно разбудить слезы, и даже помечтал о том, чтобы их пролил какой-нибудь американец.
Порадоваться же сегодня я хочу тому, что нет-нет да и возникают приятные явления, которые не вписываются в грустную картину.
Грустная картина складывалась оттого, что я раз от разу замечал: отечественное кино отдалилось от классической музыки. И уж совсем не осталось такого специфического явления, как написанная для кино песня, чей стиль можно было бы условно охарактеризовать как классический.
Ее и раньше-то было немного. Чего только нет в кладовой советской кинопесни — и великие стройки; и шаланды, полные кефали; и боевой патриотизм; и сокровенная военная лирика; и гитарная культура итээров, и ужасные люди дикари — а шедевров в классическом стиле мало. Вспоминаются Прокофьев («Александр Невский» и «Иван Грозный»), Шнитке («Пир во время чумы»), Сильвестров («Чеховские мотивы»), Десятников («Москва») — да и то последний пример является рекомпозицией массовых песен.
И все же коллекцию можно пополнить двумя относительно свежими экземплярами, обязанными своему рождению на свет одному человеку — режиссеру Алексею Федорченко.
Читать текст полностью
Вот первый — предлагаю ознакомиться. Песня начинается на второй минуте ролика, вместе с титрами.
Композитор Сергей Сидельников
Стихи Валерия Брюсова
Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, и ты работай!
Это фильм «Первые на Луне». Вся картина Алексея Федорченко — мистификация, подделка под документальный фильм о том, что русские якобы первыми высадились на Луну. Фильм живой, местами очень смешной. Он не без минусов, розыгрыш слишком быстро считывается. Но чувствуется в фильме студийность, любительщина в хорошем смысле. Фильм делала группа из Екатеринбурга — хорошая компания, где все свои. В эту компанию входит и Сергей Сидельников, уважаемый в городе театральный композитор.
Фильм малобюджетный, на оркестр денег, конечно, не было — мальчик поет под синтезатор. Ноги растут понятно откуда — из «Повара, вора…» Гринуэя, там музыку Майкла Наймана в похожем полуклассическом-полуминималистском стиле поет мальчишеский голос. Но у Наймана звучит тоска, оставленность минора — а у нас мажор! У них — по-вестминстерски, у нас — по-пионерски. Этот композитор умеет пристегивать объемы смысла: пара гармоний намекает на то, что космический порыв Скрябина тут тоже присутствует. Сделано свежо и сильно. Из длинного стихотворения Брюсова снайперски выбраны всего четыре красивые парадоксальные строчки, которые распеваются, повторяясь много раз, как в арии, — а может быть, это и есть ария? Нет, это песня, очень уместная в фильме про СССР и несбывшуюся мечту.
Вообще у авторского кино и музыки отношения давно испорчены. В какой-то момент продвинутые режиссеры решили, что подсказывать зрителю эмоцию музыкой — дурной тон. В 1962 году появился фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», где закадровой музыки не было вовсе, из принципа. Появился тип интеллектуального фильма. Он не был немым — у Тарковского в «Сталкере» журчала вода, дребезжали рельсы, а музыка Эдуарда Артемьева дополняла атмосферу невесомыми синтезаторными звучаниями. Роль песен выполняли стихи Арсения Тарковского.
Положение усугубилось в последние годы, когда звуковую партитуру фильма стали создавать на компьютере. В 2004 году, годом раньше Алексея Федорченко, выпустил в жизнь свой фильм «4» Илья Хржановский. Главную роль в нем сыграл певец Сергей Шнуров, но песен он не пел. В фильме была совершенно грандиозная фонограмма. В середине прошлого века о чем-то подобном мечтал изобретатель «конкретной музыки» Пьер Шеффер. Партитура состояла из шагов, далекого гула, лая собак, жужжания мух в микрофон — все это было виртуозно записано, сведено, соподчинено и положено нам в уши звукорежиссером Кириллом Василенко. Хороший звукорежиссер и так редкий зверь, а этот обладал еще и совершенно явным композиторским мышлением. Даже избыточным.
Неудивительно, что Кирилл Василенко тут же оказался нарасхват. Неудивительно и то, что традиционная симфоническая киномузыка, которую за кадром играет оркестр, в этот же миг оказалась не нужна.
Режиссер Алексей Учитель в своем интервью рассказывает об этом совершенно прямо:
«Я всегда работал в кино только с одним композитором — с Леонидом Десятниковым, считая его номером один в России. Но тем не менее когда в последних моих картинах — “Космос как предчувствие”, “Пленный” — мы формировали звуковую палитру вместе с талантливым, потрясающим звукорежиссером Кириллом Василенко (я называю его звукокомпозитором), запись звука выходила такой, что казалось, будто музыка в фильме — инородное тело. Терялась достоверность — в “Пленном” это особенно заметно».
В «Пленном» это особенно заметно потому, что в другой названной картине — «Космос как предчувствие» — Алексей Учитель вообще отказался от написанной к ней музыки композитора.
В титрах следующей картины Алексея Федорченко, «Овсянки», одним из звукорежиссеров значится — кто бы вы думали? — Кирилл Василенко. Со всеми вытекающими последствиями: любая помывка героини, любой заход в столярный магазин оборачиваются симфонией бульканья или фугой, которую исполняют рассыпавшиеся по плитке пола черенки от лопат. И тем не менее песня в фильме есть!
Композитор Александр Пантыкин — в прошлом тоже знатный екатеринбуржец.
Слова Дениса Осокина, по чьей книге снят фильм.
Хор поет с идеальной дикцией, так что текст приводить надобности нет.
Можно сказать, что это вставной номер, хотя во время его исполнения разыгрывается сюжет в любовном треугольнике. Очаровательная миниатюра Пантыкина, сделанная в чисто классическом стиле, своей абсурдностью идеально гармонирует с фильмом, в котором показываются ритуалы некоего вымышленного народа. Это не закадровая песня, со звуковым строем фильма она не расходится. Звукорежиссер четко развел музыку с шумами в общем звуковом пространстве сцены. Никакого инородного тела.
По метафорике, структуре и уровню исполнения «Овсянки» превосходят «Первых на Луне» — режиссер-дебютант стал мастером. Мне лично «Овсянки» нравятся меньше. Их снял тот же самый оператор Михаил Кричман, что и фильмы Андрея Звягинцева. Снял великолепно. Но кино Звягинцева христианское, а кино Федорченко языческое, значит, и выглядеть они должны принципиально по-разному. Это мое предположение. А вот верная любовь Федорченко к песням в классическом стиле меня покоряет чрезвычайно. Надеюсь, в третьем фильме режиссер меня снова не подведет.
Кроме Федорченко, остается надежда на Александра Зельдовича. Знаете новость? Открылся Берлинский кинофестиваль. На нем покажут «Мишень» с музыкой Десятникова. Только что положил трубку после разговора с композитором. Спрашивал, есть ли в новом фильме песни, как в «Москве». Нет, песен нет… Но есть — бери выше! — оперная музыка, бельканто. В двух местах по одной минуте.
{-tsr-}Когда у нас имеется столько поводов для оптимизма, мы можем напоследок послушать и песню из фильма Ильи Хржановского «4». И заодно оценить, как звукорежиссер Кирилл Василенко элегантно отступает в сторону, предоставляя микрофон фольклорной исполнительнице, которая поет оригинальное народное произведение, имеющее своим инвариантом популярную песню композитора Юрия Саульского.
Первая песня легко представима в к/ф "Москва", прямо-таки один в один с "Враги сожгли родную хату". А как называется принцип, на котором обе эти вещи построены? Вот это неуловимое ощущение искусственности, как будто берет ноты не естественно, а как бы с помощью autotune?
pv· 2011-02-11 19:16:43
да уж, если радость на всех одна, то и печаль одна (из Пути к причалу, на всякий случай, нелюбимого мною А.П.)... классическая музыка живет и побеждает в соответствующем времени акустическом пространстве Светлого Зало, а мрачные кинозалы создавались, да и до сих пор строятся совсем не для погружения в классическую музыку -- главное, чтоб ушам больно было (( кстати, а как же классик из киноклассиков Дунаевский с его отличными симфоническими поделками в Кино?
музыка и кино - как Пушкинские лёд и пламя - две вещи несовместные, т.е. независимые друг от друга
pv· 2011-02-11 20:26:20
а музыка в кино - совсем другое... лучшее кино - без музыки, в ее классическом понимании... Затмение М.А. - один из замечательне
pv· 2011-02-11 20:26:22
а музыка в кино - совсем другое... лучшее кино - без музыки, в ее классическом понимании... Затмение М.А. - один из замечательне
pv· 2011-02-11 20:33:31
йших примеров кино, как такового, с минимумом диалогов и естественным звуковым контрапунктом (в частности, Финал фильма!)... с приходом звука киноискусство превратилось в чистое раз/от/влечение или приключение, в лучшем случае
n-voice· 2011-02-11 21:22:40
Есть множество хороших фильмов без музыки. кроме Ромма и Антониони.
"Скромное обаяние буржуазии", например.
Звуковой ряд "бумажного солдата" тоже на 90 процентов состоит из саунддизайна и цитат.
И, вроде, ничего получилось.
Но я бы не хоронил жанр (серьезной) киномузыки.
Все ведъ от режиссера зависит, от его смелости и фантазии.
pv· 2011-02-11 21:50:38
разумеется
pv· 2011-02-11 22:34:01
"Грустная картина складывалась от того, что я раз от разу замечал: отечественное кино отдалилось от классической музыки. И уж совсем не осталось такого специфического явления, как написанная для кино песня, чей стиль можно было бы условно охарактеризовать как классический" -- если б это написал триди к.-н., поставил бы, понятно, классический диагноз ностадиотии, но уважаемому (вроде) сочинителю и главе современного коллективного композиторского процесса...((
Viesel· 2011-02-12 00:46:07
Александр Пантыкин - не деятель ли свердловского рок-клуба некогда?
pv· 2011-02-12 06:36:06
"...Знаете новость? Открылся Берлинский к/ф. Покажут «Мишень» с музыкой Десятникова. Только что положил трубку после разговора с композитором. Спрашивал, есть ли в новом фильме песни, как в «Москве». Нет, песен нет… Но есть оперная музыка, бельканто. В двух местах по одной минуте..." — "Народных песен нет, но есть заливное бельканто, пятизвездочный наполеон, мороженное со свежими еще овощами... да-да, это у нас новая форма обслуживания залетных клиентов композиторского цеху, пакет Свердловский Комплексный памяти свв.Бориса-Николая... только придется подождать, пока бульканту подвезут"
Кстати о Сталкере, там один из самых сильных моментов это когда девочка двигает взглядом стакан, он дребежжит, нарастает шум рельсов и поезда и на этом фоне врывается "Freude, schöner gutterfunken "
n-voice· 2011-02-12 23:47:32
В "сталкере" в общей сложности три таких наложения такой вот триумфальной музыки на шумы. Например при проходе товарняка перед вьездом в зону. Только там, по-моему, увертюра к 3-му акту Лоэнгрина, а еще в одном месте есть , если я не ошибаюсь, кусок "Болеро". Общее у всей этой музыки то что Тарковский (если верить "Мартирологу") ее терпеть не мог. То есть, она - символ того мира, который герой Кайдановского отвергает.
Финал 9-й Бетховена есть и в сцене самосожжения в Ностальгии, там отношение А. Т. к этой музыке, по-моему, еще ясней.
аналогично, не то слово просто! но в отношении ЛвБ нередко наблюдается, действительно, такой феномен невосприятия, вплоть до головной боли (о любимом Вагнере уж и не вспоминаю - тем более)
а вот универсальный (в кино) Angelo Badalamenti, пожалуй, смог бы ПП удовлетворить... не как Прокофьев, разумеется, а совершенно оригинальным образом))
n-voice· 2011-02-14 16:56:12
Бетховен мне тоже нравится).
А вот Тарковский называл его вместе с Чайковским самым нелюбимым своим композитором.
Связано это было, думаю, с тем, как эта музыка подавалась в СССР.
karambolina· 2011-02-15 13:29:47
а может просто умничал?
vanila· 2011-02-15 23:30:15
Тарковский не умничал.
pv· 2011-02-16 11:01:25
думается, пафосность и чувственный, пардон, "эксгибиционизм" музыки одного и другого (а почему, спросим мы в недоумении, не к.-н. еще бесчисленных невротиков?) были "неприятны" АТ, бесстрастная форма Фуги и архаизмы Хоралы ИСБ его не тяготили, наоборот - остужали его слишком человеческую психику, избегавшую, видимо "нечеловеческих" допингов... может, Б и Ч мешали ему думать? а умничать ему никогда не было интересно, г-жа карамболина
tridi· 2011-02-23 23:45:19
to n-voice
// Общее у всей этой музыки то что Тарковский (если верить "Мартирологу") ее терпеть не мог.//
Процитируйте, пожалуйста - где это у Тарковского нелюбовь ко "всей этой музыке"
n-voice· 2011-02-26 17:02:01
триди,
Источник - ответы на вопросы зрителей на одной из встреч зафиксорованные в дневниках. На первом месте у него Бах, начиная с 50-го - все остальные композиторы. "меньше всего мне нравятся Чайковский и Бетховен". Если потребуется номер страницы в Мартирологе- напишите еще раз, я вышлю.
pronin· 2011-03-04 19:57:58
ошибочка. Сильвестров написал песню не для "Чеховских мотивов", а для фильма "Познавая белый свет". В "Мотивах" она лишь процитирована
tridi· 2011-03-20 22:47:22
to n-voice
Пожалуйста, если не затруднит - укажите страницу, а я сверю текст с контекстом)
tridi· 2011-03-20 23:19:17
Следует иметь ввиду, что во времена Тарковского - музыку Чайковского и Бетховена буквально затаскали-заэксплуатировали - до назойливости и тошнотворности: музыка звучала не только в концертах, но и в кино - худ/док - биографиях; в мультфильмах-балетах-операх и пр. Где только не звучала.
Предполагаю, что именно в таком контексте и мог высказать свою нелюбовь Тарковский.
Можно ещё вспомнить, что в 60-70х гг полифония в очередной раз стала повсеместно модной - вновь стал модным Бах, особенно органный - для дилетантов)). Стал возрождаться интерес к добаховской и послебаховской полифонии. В это время Шостакович, Щедрин, Буцко и др. написали свои полифонические циклы.
Тарковский здесь шёл всего лишь в ногу со временем)
музыка и кино - как Пушкинские лёд и пламя - две вещи несовместные, т.е. независимые друг от друга
"Скромное обаяние буржуазии", например.
Звуковой ряд "бумажного солдата" тоже на 90 процентов состоит из саунддизайна и цитат.
И, вроде, ничего получилось.
Но я бы не хоронил жанр (серьезной) киномузыки.
Все ведъ от режиссера зависит, от его смелости и фантазии.
Финал 9-й Бетховена есть и в сцене самосожжения в Ностальгии, там отношение А. Т. к этой музыке, по-моему, еще ясней.
а вот универсальный (в кино) Angelo Badalamenti, пожалуй, смог бы ПП удовлетворить... не как Прокофьев, разумеется, а совершенно оригинальным образом))
А вот Тарковский называл его вместе с Чайковским самым нелюбимым своим композитором.
Связано это было, думаю, с тем, как эта музыка подавалась в СССР.
// Общее у всей этой музыки то что Тарковский (если верить "Мартирологу") ее терпеть не мог.//
Процитируйте, пожалуйста - где это у Тарковского нелюбовь ко "всей этой музыке"
Источник - ответы на вопросы зрителей на одной из встреч зафиксорованные в дневниках. На первом месте у него Бах, начиная с 50-го - все остальные композиторы. "меньше всего мне нравятся Чайковский и Бетховен". Если потребуется номер страницы в Мартирологе- напишите еще раз, я вышлю.
Пожалуйста, если не затруднит - укажите страницу, а я сверю текст с контекстом)
Предполагаю, что именно в таком контексте и мог высказать свою нелюбовь Тарковский.
Можно ещё вспомнить, что в 60-70х гг полифония в очередной раз стала повсеместно модной - вновь стал модным Бах, особенно органный - для дилетантов)). Стал возрождаться интерес к добаховской и послебаховской полифонии. В это время Шостакович, Щедрин, Буцко и др. написали свои полифонические циклы.
Тарковский здесь шёл всего лишь в ногу со временем)