Забытый жанр подает признаки возрождения, считает ПЕТР ПОСПЕЛОВ
В предыдущей колонке я лил слезы, а теперь намерен радоваться — и призывать к тому же читателя.Слезы я лил по американской музыке — предмету исследования музыковеда Ольги Манулкиной,
Читать!
Порадоваться же сегодня я хочу тому, что нет-нет да и возникают приятные явления, которые не вписываются в грустную картину.
Грустная картина складывалась оттого, что я раз от разу замечал: отечественное кино отдалилось от классической музыки. И уж совсем не осталось такого специфического явления, как написанная для кино песня, чей стиль можно было бы условно охарактеризовать как классический.
Ее и раньше-то было немного. Чего только нет в кладовой советской кинопесни — и великие стройки; и шаланды, полные кефали; и боевой патриотизм; и сокровенная военная лирика; и гитарная культура итээров, и ужасные люди дикари — а шедевров в классическом стиле мало. Вспоминаются Прокофьев («Александр Невский» и «Иван Грозный»), Шнитке («Пир во время чумы»), Сильвестров («Чеховские мотивы»), Десятников («Москва») — да и то последний пример является рекомпозицией массовых песен.
И все же коллекцию можно пополнить двумя относительно свежими экземплярами, обязанными своему рождению на свет одному человеку — режиссеру Алексею Федорченко.
Вот первый — предлагаю ознакомиться. Песня начинается на второй минуте ролика, вместе с титрами.
Композитор Сергей Сидельников
Стихи Валерия Брюсова
Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, и ты работай!
Это фильм «Первые на Луне». Вся картина Алексея Федорченко — мистификация, подделка под документальный фильм о том, что русские якобы первыми высадились на Луну. Фильм живой, местами очень смешной. Он не без минусов, розыгрыш слишком быстро считывается. Но чувствуется в фильме студийность, любительщина в хорошем смысле. Фильм делала группа из Екатеринбурга — хорошая компания, где все свои. В эту компанию входит и Сергей Сидельников, уважаемый в городе театральный композитор.
Фильм малобюджетный, на оркестр денег, конечно, не было — мальчик поет под синтезатор. Ноги растут понятно откуда — из «Повара, вора…» Гринуэя, там музыку Майкла Наймана в похожем полуклассическом-полуминималистском стиле поет мальчишеский голос. Но у Наймана звучит тоска, оставленность минора — а у нас мажор! У них — по-вестминстерски, у нас — по-пионерски. Этот композитор умеет пристегивать объемы смысла: пара гармоний намекает на то, что космический порыв Скрябина тут тоже присутствует. Сделано свежо и сильно. Из длинного стихотворения Брюсова снайперски выбраны всего четыре красивые парадоксальные строчки, которые распеваются, повторяясь много раз, как в арии, — а может быть, это и есть ария? Нет, это песня, очень уместная в фильме про СССР и несбывшуюся мечту.
Вообще у авторского кино и музыки отношения давно испорчены. В какой-то момент продвинутые режиссеры решили, что подсказывать зрителю эмоцию музыкой — дурной тон. В 1962 году появился фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», где закадровой музыки не было вовсе, из принципа. Появился тип интеллектуального фильма. Он не был немым — у Тарковского в «Сталкере» журчала вода, дребезжали рельсы, а музыка Эдуарда Артемьева дополняла атмосферу невесомыми синтезаторными звучаниями. Роль песен выполняли стихи Арсения Тарковского.
Положение усугубилось в последние годы, когда звуковую партитуру фильма стали создавать на компьютере. В 2004 году, годом раньше Алексея Федорченко, выпустил в жизнь свой фильм «4» Илья Хржановский. Главную роль в нем сыграл певец Сергей Шнуров, но песен он не пел. В фильме была совершенно грандиозная фонограмма. В середине прошлого века о чем-то подобном мечтал изобретатель «конкретной музыки» Пьер Шеффер. Партитура состояла из шагов, далекого гула, лая собак, жужжания мух в микрофон — все это было виртуозно записано, сведено, соподчинено и положено нам в уши звукорежиссером Кириллом Василенко. Хороший звукорежиссер и так редкий зверь, а этот обладал еще и совершенно явным композиторским мышлением. Даже избыточным.
Неудивительно, что Кирилл Василенко тут же оказался нарасхват. Неудивительно и то, что традиционная симфоническая киномузыка, которую за кадром играет оркестр, в этот же миг оказалась не нужна.
Режиссер Алексей Учитель в своем интервью рассказывает об этом совершенно прямо:
«Я всегда работал в кино только с одним композитором — с Леонидом Десятниковым, считая его номером один в России. Но тем не менее когда в последних моих картинах — “Космос как предчувствие”, “Пленный” — мы формировали звуковую палитру вместе с талантливым, потрясающим звукорежиссером Кириллом Василенко (я называю его звукокомпозитором), запись звука выходила такой, что казалось, будто музыка в фильме — инородное тело. Терялась достоверность — в “Пленном” это особенно заметно».
В «Пленном» это особенно заметно потому, что в другой названной картине — «Космос как предчувствие» — Алексей Учитель вообще отказался от написанной к ней музыки композитора.
В титрах следующей картины Алексея Федорченко, «Овсянки», одним из звукорежиссеров значится — кто бы вы думали? — Кирилл Василенко. Со всеми вытекающими последствиями: любая помывка героини, любой заход в столярный магазин оборачиваются симфонией бульканья или фугой, которую исполняют рассыпавшиеся по плитке пола черенки от лопат. И тем не менее песня в фильме есть!
Композитор Александр Пантыкин — в прошлом тоже знатный екатеринбуржец.
Слова Дениса Осокина, по чьей книге снят фильм.
Хор поет с идеальной дикцией, так что текст приводить надобности нет.
Можно сказать, что это вставной номер, хотя во время его исполнения разыгрывается сюжет в любовном треугольнике. Очаровательная миниатюра Пантыкина, сделанная в чисто классическом стиле, своей абсурдностью идеально гармонирует с фильмом, в котором показываются ритуалы некоего вымышленного народа. Это не закадровая песня, со звуковым строем фильма она не расходится. Звукорежиссер четко развел музыку с шумами в общем звуковом пространстве сцены. Никакого инородного тела.
По метафорике, структуре и уровню исполнения «Овсянки» превосходят «Первых на Луне» — режиссер-дебютант стал мастером. Мне лично «Овсянки» нравятся меньше. Их снял тот же самый оператор Михаил Кричман, что и фильмы Андрея Звягинцева. Снял великолепно. Но кино Звягинцева христианское, а кино Федорченко языческое, значит, и выглядеть они должны принципиально по-разному. Это мое предположение. А вот верная любовь Федорченко к песням в классическом стиле меня покоряет чрезвычайно. Надеюсь, в третьем фильме режиссер меня снова не подведет.
Кроме Федорченко, остается надежда на Александра Зельдовича. Знаете новость? Открылся Берлинский кинофестиваль. На нем покажут «Мишень» с музыкой Десятникова. Только что положил трубку после разговора с композитором. Спрашивал, есть ли в новом фильме песни, как в «Москве». Нет, песен нет… Но есть — бери выше! — оперная музыка, бельканто. В двух местах по одной минуте.
Читать!
КомментарииВсего:25
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897667
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782230
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740852
- 9. Затворник. Но пятипалый 471221
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403059
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370447
- 12. ЖП и крепостное право 357466
музыка и кино - как Пушкинские лёд и пламя - две вещи несовместные, т.е. независимые друг от друга
"Скромное обаяние буржуазии", например.
Звуковой ряд "бумажного солдата" тоже на 90 процентов состоит из саунддизайна и цитат.
И, вроде, ничего получилось.
Но я бы не хоронил жанр (серьезной) киномузыки.
Все ведъ от режиссера зависит, от его смелости и фантазии.
Финал 9-й Бетховена есть и в сцене самосожжения в Ностальгии, там отношение А. Т. к этой музыке, по-моему, еще ясней.
а вот универсальный (в кино) Angelo Badalamenti, пожалуй, смог бы ПП удовлетворить... не как Прокофьев, разумеется, а совершенно оригинальным образом))
А вот Тарковский называл его вместе с Чайковским самым нелюбимым своим композитором.
Связано это было, думаю, с тем, как эта музыка подавалась в СССР.
// Общее у всей этой музыки то что Тарковский (если верить "Мартирологу") ее терпеть не мог.//
Процитируйте, пожалуйста - где это у Тарковского нелюбовь ко "всей этой музыке"
Источник - ответы на вопросы зрителей на одной из встреч зафиксорованные в дневниках. На первом месте у него Бах, начиная с 50-го - все остальные композиторы. "меньше всего мне нравятся Чайковский и Бетховен". Если потребуется номер страницы в Мартирологе- напишите еще раз, я вышлю.
Пожалуйста, если не затруднит - укажите страницу, а я сверю текст с контекстом)
Предполагаю, что именно в таком контексте и мог высказать свою нелюбовь Тарковский.
Можно ещё вспомнить, что в 60-70х гг полифония в очередной раз стала повсеместно модной - вновь стал модным Бах, особенно органный - для дилетантов)). Стал возрождаться интерес к добаховской и послебаховской полифонии. В это время Шостакович, Щедрин, Буцко и др. написали свои полифонические циклы.
Тарковский здесь шёл всего лишь в ногу со временем)