Природа вундеркинда противоположна природе современного искусства
Гуляя в сети, ознакомился с деятельностью двух своих младших коллег — Антона Лубченко (1985) и Алекса Прайера (вообще 1992). Обоих можно назвать вундеркиндами, оба практически сделали карьеру в юном и юношеском возрасте. Разумеется, я обоим очень желаю и проч. Колонка эта не столько о них, сколько о том, что такое вундеркинд.Его природу общественное мнение напрямую связывает с природой гения. Конечно, это во многом оттого, что публика любит человеческие свойства, о которых можно написать хороший материал для таблоида. В три года родители купили скрипку, в шесть впервые сыграл с оркестром, а в десять — впервые сыграл с оркестром перед президентом страны. В два года пел по слуху, в четыре начал учиться сразу на фортепиано и на виолончели, в восемь выиграл престижный конкурс в возрастной категории до шестнадцати. В три года начал играть на пианино, в пять импровизировал, в шесть начал записывать свою музыку нотами.
Последняя биографическая справка отличается от двух первых. В ней речь идет о композиторе — не об исполнителе; кроме того, первые две вымышленные, а третья — моя. Как вундеркинд я начал, но не продолжил, за что в незрелом возрасте корил родителей, а в зрелом перестал корить и стал благодарить. Про**ал ли я свои ранние способности? Или тут что-то другое?
Дело ведь не в том, кто гениален и насколько, а кто нет. Дело в том, что такое гений. Если, конечно, мы можем об этом что-то знать. Впрочем, почему нет. Проблески гениальности попадаются у большего количества людей, чем мы привыкли думать.
Гений — это не совсем способности или природная одаренность, а нечто более поздневозрастное — как минимум способность суммировать. Герман Аберт писал про Моцарта, про его стилистические истоки: Моцарт был многочисленными безвестными итальянскими, немецкими и французскими композиторами своего времени. Причем, добавлю от себя, он был ими единомоментно, в каждом акте сочинения.
Вундеркинд — это гениальная обезьяна. До поры ею был и Моцарт. Гением он стал, когда от подражания перешел к суммированию.
Дальше все будет скучное, историческое.
В моцартовскую эпоху суммирование было возможно. Более того, сумма технологий и рождала композитора. Сегодня не то. Умение сочинить «как раньше» порождает полуфабрикат. А выдающееся умение сочинить «как раньше» порождает не произведение искусства, а выдающийся полуфабрикат. Ядро композиции — рождение нового, противоположное воспроизведению чего бы то ни было. Оно, конечно, исходит из того, что уже было, но не может исходить из того, что все уже было.
«Дары, которые в свой золотой век эти счастливцы смогли получить и помимо нас, ныне даем только мы», — подкатывается Черт к композитору Адриану Леверкюну в центральной сцене «Доктора Фаустуса». Разжевать эту чертовски напыщенную фразу можно примерно так: если некогда можно было писать и не думать, что и у кого тыришь, а что привносишь от себя, то теперь музыка находится в такой исторической фазе, что написать что-либо в простоте не представляется возможным; нужна докомпозиционная рефлексия, нужно самоопределение перед чистым нотным листом. То есть композитор вынужден свободно выбирать — что, собственно, и есть зерно даров, которые «ныне даем только мы».
Все это совершенно исключает, например, скоропись. Если музыка «изливается потоком», значит, она льется сквозь пальцы. Семьдесят опусов к 23 годам? Молодец, трудолюбивый, но при удачном развитии будет оставаться все меньше. Прокофьев был фантастический вундеркинд, но единственное, что напоминает об этом в его зрелой музыке, — пометка на некоторых опусах «из старых тетрадей», то есть из детского материала.
А что означает факт, что лондонский житель Алекс Прайер приехал учиться в Россию? (Сам он говорит, что русские корни потянулись.) Объективно — вундеркинд выбрал для композиторской учебы страну, в которой воспроизводство традиции преобладает над ее критическим осмыслением. То есть главенствует вундеркиндская культурная модель. Это когда родители восторгаются, как бегло чадо играет и сочиняет, когда преподаватель доволен, как ученик усваивает его уроки.
И то и другое — пуповина. Ее рано или поздно приходится рвать. Родители должны ужаснуться, что там такое ребенок ляпает. Педагог должен проклясть или хотя бы холодно недоумевать, какого рожна юношу понесло в отрицание, нигилизьм и авангардизьм.
В случае с исполнителем вундеркиндская модель еще как-то работает — просто потому, что материал обновляется мало, играют всё то же. Но с композитором совсем другое дело. Беглость ума для него совершенно не то же самое, что беглость пальцев для исполнителя. Сочинить, допустим, побочную партию — важный профессиональный навык. Еще лучше, если композитор умеет пойти куда подальше вглубь истории и смастерить двойную фугу или, скажем, изоритмический мотет. Вопрос в следующем: в какой мере необходимо это вспоминать?
Или так: насколько ремесло как таковое гарантирует содержательность?
А может быть, даже так: в какой мере природные данные способны составить тело творчества?
Конечно, это всё вопросы, которые выходят далеко за рамки музыкальной проблематики. Визуальные, например, искусства ставят их и отвечают на них гораздо острее, нежели музыка. Но хотя в музыке эти вопросы ставятся, пожалуй, менее очевидно, на них даются более фундаментальные ответы.
В частности, такой: природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа. Кумуляция: энергия выходит через эстетически узкое отверстие. Можно также назвать это правильным забыванием.
Вундеркинду-композитору отказываться и забывать крайне трудно. Потому что он уже успевает наработать все, что угодно, кроме критического отношения к наработанному. Ну и внешние обстоятельства в этом не помогают: он востребован (скорее, с ним носятся — пока), от него и дальше хотят, чтобы он был тем же самым. Обычное рыночное дело, но знаете, как оно влияет на детей? Дети ведь большие аккуратисты и правильники — и становятся еще большими, с такими-то конфетками извне.
Мне лично известны только два случая современных вундеркиндов-композиторов, которые, выросши, сделались серьезными авторами: Джордж Бенджамин и Томас Адес. Оба уже к 18 годам (что крайне рано) написали превосходные произведения, но продолжали меняться и развиваться. А замечательно одаренные молодые люди Лубченко и Прайер еще не родились как авторы. Пуповина держит. Чем больший успех им выпадет в их теперешнем агрегатном состоянии, тем яснее на их примере обнаружится, что делает художника художником. Ну или не делает. Интересно будет за этим понаблюдать.
Автор – композитор, редактор отдела культуры «Коммерсантъ Weekend»–СПб
Другие колонки Бориса Филановского:
Пир духа must go on, 13.02.2009
Старые записи о главном, 12.01.2009
Ген Штатов, 28.11.2008
КомментарииВсего:16
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451699
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822073
- 6. Не может прожить без ирисок 782106
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758599
- 8. Коблы и малолетки 740818
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370410
- 12. ЖП и крепостное право 345364
а для кого он все это пишет?
В мире есть гениальные идеи.
Моцарт и Прокофьев -- всего лищь два (музыкальных, точнее, композиторских) примера гениев, успешно преодолевших свое вундеркиндство, т.е. научившихся добиваться, пардон, СВОЕГО без оглядки на папумаму и какое бы то ни было окружение (в виде людей или же... идей)))
Вопросы...загадки...
В три года, думаю, что можно лишь дотянуться до клавиатуры и произвести - звук)
В пять - прислушиваться к "собственным" звукам, попавшим под пальцы)
В шесть - что-нибудь с удовольствием рисовать, в т.ч. впервые увиденные нотные знаки)
Но это ещё - не признаки вундеркинда.
Вундеркинд, имхо) - это когда ребёнок "играет" (например в "кубики-машинки" или в "звуки") и получает от этого каждодневное непреходящее удовольствие. Удовольствие, в котором вундеркинд - творит-живёт-дышит - просто, не задумываясь)
Очень важно, чтобы этого чудесного ребёнка при этом окружала-подпитывала любовь родителей, близких. А также моральные поощрения - но адекватные и искренне-доброжелательные, по-поводу первых осознанных, сочинённых "с изюминкой" звуков: - "Какая хорошая у тебя, Серёжа, получилась пьеска! Такая же громкая и пушистая, как наша любимая собачка"))) (Извиняюсь за шутку) .
Так же важно, чтобы проявленные способности имели условия для дальнейшего развития /среда, хорошие учителя - огромная редкость, обожание окружающих и пр./.
Вундеркинд - это ещё и Божий ребёнок, любимчик-избранник, которому от рождения даются дары - т.е. способность мгновенно "усваивать" всё по-настоящему ценное из услышанного: сердцем откликаться на всё истинное и сопротивляться - ложному.
И ещё, для дальнейшего творческого развития вундеркинда необходимы условия для самовоспитания сострадания, т.е. души - но эти условия прописываются зигзагами судьбы).
И всё-равно, гений - это загадка)
Очень важно, что гений - всегда в душе остаётся ребёнком: искренним и неподкупным в творчестве)
Его нельзя "назначить" - всё-равно шелуха отлетит)
Всё гениальное - просто!)))
Абсолютно согласен с автором!)
И наоборот - в импровизациях, навеянных Моцартом - можно безошибочно определить вундеркинда.
Общество, в котором нет места для вундеркиндов - не способно на духовное обновление. Там будет царствовать мертвичина и стяжательство, интриги и алчность.
Делание бизнеса на вундеркиндах, конечно возможно, но бизнесу требуется штамповка-тиражирование и вал, а вундеркинды - штучный и капризный товар.
Да и выдать кого-либо за вундеркинда - довольно сложно, гораздо сложнее, чем пирамидально-массовая штамповка поп-звёзд, в т.ч. "звёзд" в современном авангардном искусстве)
И всё-таки, вундеркинды - это основа для рождения гениев!
Именно чудесный ребёнок способен весело прокричать: - "А король-то - голый!"
Прокричать эксперименталистам-авангардистам всех мастей, задушившим подлинное искусство,
превратив его в сплошные рейтинги и инсталяции с "высасыванием из пальца" мнимой новизны. Прокричать "провокаторам-эпатажникам", "каламбуристам-бурымкалистам": - "Ваше искусство - пыль и плесень! Или, по-просту - бред сивой кобылы!"))
Искусство - это духовность и сострадание, любовь, чистота, непосредственность, искренность и бескорыстие. И подвиг - в борьбе с ложью, безнравственностью и самодурством!
Это - таинство жизни, стремление к постижению её божественной сути, а не вычислительное бесплодие!
В мире есть гениальные идеи//
Гениальные идеи, без гениев-проводников - есть непроявленное нечто, лишь потенция.
Всё, что создано Богом - гениально, но только через гениев происходит самоосмысление-осознание))) А гении - это Божьи дети, вундеркинды))