Оцените материал

Просмотров: 12254

Вундеркиндергартен

Борис Филановский · 13/03/2009
Природа вундеркинда противоположна природе современного искусства

©  Getty Images / Fotobank

Вундеркиндергартен
Гуляя в сети, ознакомился с деятельностью двух своих младших коллег — Антона Лубченко (1985) и Алекса Прайера (вообще 1992). Обоих можно назвать вундеркиндами, оба практически сделали карьеру в юном и юношеском возрасте. Разумеется, я обоим очень желаю и проч. Колонка эта не столько о них, сколько о том, что такое вундеркинд.

Его природу общественное мнение напрямую связывает с природой гения. Конечно, это во многом оттого, что публика любит человеческие свойства, о которых можно написать хороший материал для таблоида. В три года родители купили скрипку, в шесть впервые сыграл с оркестром, а в десять — впервые сыграл с оркестром перед президентом страны. В два года пел по слуху, в четыре начал учиться сразу на фортепиано и на виолончели, в восемь выиграл престижный конкурс в возрастной категории до шестнадцати. В три года начал играть на пианино, в пять импровизировал, в шесть начал записывать свою музыку нотами.

Последняя биографическая справка отличается от двух первых. В ней речь идет о композиторе — не об исполнителе; кроме того, первые две вымышленные, а третья — моя. Как вундеркинд я начал, но не продолжил, за что в незрелом возрасте корил родителей, а в зрелом перестал корить и стал благодарить. Про**ал ли я свои ранние способности? Или тут что-то другое?

Дело ведь не в том, кто гениален и насколько, а кто нет. Дело в том, что такое гений. Если, конечно, мы можем об этом что-то знать. Впрочем, почему нет. Проблески гениальности попадаются у большего количества людей, чем мы привыкли думать.

©  Getty Images / Fotobank

Вундеркиндергартен
Гений — это не совсем способности или природная одаренность, а нечто более поздневозрастное — как минимум способность суммировать. Герман Аберт писал про Моцарта, про его стилистические истоки: Моцарт был многочисленными безвестными итальянскими, немецкими и французскими композиторами своего времени. Причем, добавлю от себя, он был ими единомоментно, в каждом акте сочинения.

Вундеркинд — это гениальная обезьяна. До поры ею был и Моцарт. Гением он стал, когда от подражания перешел к суммированию.

Дальше все будет скучное, историческое.

В моцартовскую эпоху суммирование было возможно. Более того, сумма технологий и рождала композитора. Сегодня не то. Умение сочинить «как раньше» порождает полуфабрикат. А выдающееся умение сочинить «как раньше» порождает не произведение искусства, а выдающийся полуфабрикат. Ядро композиции — рождение нового, противоположное воспроизведению чего бы то ни было. Оно, конечно, исходит из того, что уже было, но не может исходить из того, что все уже было.

«Дары, которые в свой золотой век эти счастливцы смогли получить и помимо нас, ныне даем только мы», — подкатывается Черт к композитору Адриану Леверкюну в центральной сцене «Доктора Фаустуса». Разжевать эту чертовски напыщенную фразу можно примерно так: если некогда можно было писать и не думать, что и у кого тыришь, а что привносишь от себя, то теперь музыка находится в такой исторической фазе, что написать что-либо в простоте не представляется возможным; нужна докомпозиционная рефлексия, нужно самоопределение перед чистым нотным листом. То есть композитор вынужден свободно выбирать — что, собственно, и есть зерно даров, которые «ныне даем только мы».

Все это совершенно исключает, например, скоропись. Если музыка «изливается потоком», значит, она льется сквозь пальцы. Семьдесят опусов к 23 годам? Молодец, трудолюбивый, но при удачном развитии будет оставаться все меньше. Прокофьев был фантастический вундеркинд, но единственное, что напоминает об этом в его зрелой музыке, — пометка на некоторых опусах «из старых тетрадей», то есть из детского материала.

А что означает факт, что лондонский житель Алекс Прайер приехал учиться в Россию? (Сам он говорит, что русские корни потянулись.) Объективно — вундеркинд выбрал для композиторской учебы страну, в которой воспроизводство традиции преобладает над ее критическим осмыслением. То есть главенствует вундеркиндская культурная модель. Это когда родители восторгаются, как бегло чадо играет и сочиняет, когда преподаватель доволен, как ученик усваивает его уроки.

И то и другое — пуповина. Ее рано или поздно приходится рвать. Родители должны ужаснуться, что там такое ребенок ляпает. Педагог должен проклясть или хотя бы холодно недоумевать, какого рожна юношу понесло в отрицание, нигилизьм и авангардизьм.

В случае с исполнителем вундеркиндская модель еще как-то работает — просто потому, что материал обновляется мало, играют всё то же. Но с композитором совсем другое дело. Беглость ума для него совершенно не то же самое, что беглость пальцев для исполнителя. Сочинить, допустим, побочную партию — важный профессиональный навык. Еще лучше, если композитор умеет пойти куда подальше вглубь истории и смастерить двойную фугу или, скажем, изоритмический мотет. Вопрос в следующем: в какой мере необходимо это вспоминать?

Или так: насколько ремесло как таковое гарантирует содержательность?

А может быть, даже так: в какой мере природные данные способны составить тело творчества?

Конечно, это всё вопросы, которые выходят далеко за рамки музыкальной проблематики. Визуальные, например, искусства ставят их и отвечают на них гораздо острее, нежели музыка. Но хотя в музыке эти вопросы ставятся, пожалуй, менее очевидно, на них даются более фундаментальные ответы.

В частности, такой: природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа. Кумуляция: энергия выходит через эстетически узкое отверстие. Можно также назвать это правильным забыванием.

Вундеркинду-композитору отказываться и забывать крайне трудно. Потому что он уже успевает наработать все, что угодно, кроме критического отношения к наработанному. Ну и внешние обстоятельства в этом не помогают: он востребован (скорее, с ним носятся — пока), от него и дальше хотят, чтобы он был тем же самым. Обычное рыночное дело, но знаете, как оно влияет на детей? Дети ведь большие аккуратисты и правильники — и становятся еще большими, с такими-то конфетками извне.

Мне лично известны только два случая современных вундеркиндов-композиторов, которые, выросши, сделались серьезными авторами: Джордж Бенджамин и Томас Адес. Оба уже к 18 годам (что крайне рано) написали превосходные произведения, но продолжали меняться и развиваться. А замечательно одаренные молодые люди Лубченко и Прайер еще не родились как авторы. Пуповина держит. Чем больший успех им выпадет в их теперешнем агрегатном состоянии, тем яснее на их примере обнаружится, что делает художника художником. Ну или не делает. Интересно будет за этим понаблюдать. 

Автор – композитор, редактор отдела культуры «Коммерсантъ Weekend»–СПб


Другие колонки Бориса Филановского:

Пир духа must go on, 13.02.2009
Старые записи о главном, 12.01.2009
Ген Штатов, 28.11.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • karambolina· 2009-03-18 12:10:52
    Борис Филановский задается вопросом: а гений ли я и вообще. а что такое гений?
    а для кого он все это пишет?
  • glaza· 2009-03-19 14:02:18
    Interesno. Spasibo.
  • black-djack.myopenid.com· 2009-03-22 13:39:25
    Для меня, в мире, нет гениев.
    В мире есть гениальные идеи.
  • pv· 2010-01-06 08:16:34
    спасибо, хорошая статья, при том - на очень болезненную тему (имею в виду подросших вундеркиндов -- скажем этак лет18-20 -- так и не ставших гениями)

    Моцарт и Прокофьев -- всего лищь два (музыкальных, точнее, композиторских) примера гениев, успешно преодолевших свое вундеркиндство, т.е. научившихся добиваться, пардон, СВОЕГО без оглядки на папумаму и какое бы то ни было окружение (в виде людей или же... идей)))
  • tridi· 2010-01-27 12:52:07
    Отличная статья!!!
    Вопросы...загадки...
  • tridi· 2010-01-27 12:54:46
    Все гении - в прошлом вундеркинды, но не все вундеркинды - гении)
  • tridi· 2010-01-27 15:24:44
    "В три года начал играть на пианино, в пять импровизировал, в шесть начал записывать свою музыку нотами"

    В три года, думаю, что можно лишь дотянуться до клавиатуры и произвести - звук)
    В пять - прислушиваться к "собственным" звукам, попавшим под пальцы)
    В шесть - что-нибудь с удовольствием рисовать, в т.ч. впервые увиденные нотные знаки)
    Но это ещё - не признаки вундеркинда.

    Вундеркинд, имхо) - это когда ребёнок "играет" (например в "кубики-машинки" или в "звуки") и получает от этого каждодневное непреходящее удовольствие. Удовольствие, в котором вундеркинд - творит-живёт-дышит - просто, не задумываясь)
    Очень важно, чтобы этого чудесного ребёнка при этом окружала-подпитывала любовь родителей, близких. А также моральные поощрения - но адекватные и искренне-доброжелательные, по-поводу первых осознанных, сочинённых "с изюминкой" звуков: - "Какая хорошая у тебя, Серёжа, получилась пьеска! Такая же громкая и пушистая, как наша любимая собачка"))) (Извиняюсь за шутку) .
    Так же важно, чтобы проявленные способности имели условия для дальнейшего развития /среда, хорошие учителя - огромная редкость, обожание окружающих и пр./.
    Вундеркинд - это ещё и Божий ребёнок, любимчик-избранник, которому от рождения даются дары - т.е. способность мгновенно "усваивать" всё по-настоящему ценное из услышанного: сердцем откликаться на всё истинное и сопротивляться - ложному.
    И ещё, для дальнейшего творческого развития вундеркинда необходимы условия для самовоспитания сострадания, т.е. души - но эти условия прописываются зигзагами судьбы).
    И всё-равно, гений - это загадка)
    Очень важно, что гений - всегда в душе остаётся ребёнком: искренним и неподкупным в творчестве)
    Его нельзя "назначить" - всё-равно шелуха отлетит)
  • tridi· 2010-01-27 15:26:08
    Все гении - в прошлом вундеркинды, но не все вундеркинды - становятся гениями)
  • tridi· 2010-01-27 15:37:06
    Гений взрывает все преграды-путы для живого творчества. Этими путами может быть заблуждение даже планетарного масштаба, каковым на сегодня является т.н. "авангардизм"). Будущее - за поставангардом!
  • tridi· 2010-01-27 15:43:05
    Гению доступны выходы к истинной, но необъяснимой простоте.
    Всё гениальное - просто!)))
  • tridi· 2010-01-27 15:47:29
    Подлинный поставангард - это то, что возникнет после преодоления т.н. "авангарда")
  • tridi· 2010-01-27 15:50:54
    "В частности, такой: природа вундеркинда противоположна природе современного искусства"
    Абсолютно согласен с автором!)
  • tridi· 2010-06-18 10:24:31
    Будет очень подозрительно, если вундеркинда начнуть опознавать по импровизациям в стиле нововенской музыки и её последователей)))
    И наоборот - в импровизациях, навеянных Моцартом - можно безошибочно определить вундеркинда.
  • tridi· 2010-06-18 11:22:17
    Времена обновления как правило сопровождались потребностью в появлении вундеркиндов. На них смотрели, как на маленьких пророков - чистых и бескорыстных в помыслах.
    Общество, в котором нет места для вундеркиндов - не способно на духовное обновление. Там будет царствовать мертвичина и стяжательство, интриги и алчность.
    Делание бизнеса на вундеркиндах, конечно возможно, но бизнесу требуется штамповка-тиражирование и вал, а вундеркинды - штучный и капризный товар.
    Да и выдать кого-либо за вундеркинда - довольно сложно, гораздо сложнее, чем пирамидально-массовая штамповка поп-звёзд, в т.ч. "звёзд" в современном авангардном искусстве)

    И всё-таки, вундеркинды - это основа для рождения гениев!
    Именно чудесный ребёнок способен весело прокричать: - "А король-то - голый!"
    Прокричать эксперименталистам-авангардистам всех мастей, задушившим подлинное искусство,
    превратив его в сплошные рейтинги и инсталяции с "высасыванием из пальца" мнимой новизны. Прокричать "провокаторам-эпатажникам", "каламбуристам-бурымкалистам": - "Ваше искусство - пыль и плесень! Или, по-просту - бред сивой кобылы!"))
    Искусство - это духовность и сострадание, любовь, чистота, непосредственность, искренность и бескорыстие. И подвиг - в борьбе с ложью, безнравственностью и самодурством!
    Это - таинство жизни, стремление к постижению её божественной сути, а не вычислительное бесплодие!
  • tridi· 2010-06-19 12:14:58
    to black-djack.myopenid.com· //Для меня, в мире, нет гениев.
    В мире есть гениальные идеи//

    Гениальные идеи, без гениев-проводников - есть непроявленное нечто, лишь потенция.
    Всё, что создано Богом - гениально, но только через гениев происходит самоосмысление-осознание))) А гении - это Божьи дети, вундеркинды))
  • tridi· 2010-06-19 12:26:49
    Современные авангардисты - это всего лишь энергетически бесплодная самодеятельность тех, кто не осознаёт первопричину, как таинство и источник гениальных идей.
Все новости ›