Я зачем выношу сор из избы? Затем, что дьявол в деталях.

Оцените материал

Просмотров: 13303

Конкурс композиторов YouTube: разбор полетов

Борис Филановский · 27/08/2010
Что и почему удалось и не удалось. Как сделать, чтобы удалось все

Имена:  Иван Соколов · Михаил Плетнев

©  Stеphеn Моntаninо / phоtо.net

Конкурс композиторов YouTube: разбор полетов
Сразу хочу раздвоиться на участника конкурса и стороннего наблюдателя. Как участник, я шлю устроителям пламенный привет и вообще очень им благодарен. Не знаю, кто персонально придумал этот мероприятие, но снимаю шляпу перед этим отважным человеком. Или перед коллективным разумом.

А вот как наблюдатель... Конечно, для вовсе постороннего взгляда проблем никаких нет: отобрали для гала-концерта хорошую (и разную) музыку; знаменитый оркестр и дирижер сыграют ее в престижном зале; выпустят диск, как обещали, – куда уж больше популяризировать новую музыку. Все правильно, успех конкурса очевиден. Но есть нюансы.

Начну, впрочем, с хорошего. Едва ли не самое главное оказалось идеальным – выбор жюри, высокопрофессионального, беспристрастного и далекого от композиторского внутрицехового бурления. Никто не продавливал своих учеников, никто не тряс жупелами «авангарда» или «национальной идентичности».

А вот дальше пойдет, что называется, позитивная критика. Мне кажется, русский Google (так, шляпу перед ним я уже снял) устроил слегка не тот конкурс, который хотел. Там, похоже, не очень понимали, что такое современная академическая музыка, какие в ней тенденции, стилевые течения, исторический контекст. Ну вот были Прокофьев, Шостакович, потом был Шнитке, Денисов, Губайдулина, сейчас есть Щедрин, Канчели – вот что-то такое, видимо, они себе представляли, и это нормальное представление немузыкантов о том, что сейчас происходит в музыке.

В музыке, в частности русской, происходит, однако, много чего еще, а что именно – обнаружилось, когда жюри отобрало десять сочинений для финала. Среди них оказалась всего одна партитура, которая хоть как-то соответствовала ожиданиям организаторов – она, кстати, и оказалась победителем пользовательского голосования. Остальные девять были значительно «левее». Конечно, среди более чем двухсот конкурсантов было много продолжателей и эпигонов тех, кого я перечислил; тем не менее жюри (в котором был только один композитор, да и тот – пианист Иван Соколов) почему-то их не оценило.

Вообще-то мне никто из организаторов не рассказывал, какие у них были представления и ожидания. Я сужу о них исходя из того, что случилось дальше.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • ehlzas· 2010-08-27 18:50:48
    Google Russia Orchestra!
    Тру!
  • 4ort· 2010-08-28 02:04:31
    студия? по-моему на видео к/т черемушки, база рно. значит, деньги на студию там же, где и на музыкантов...

  • bf· 2010-08-28 09:13:13
    там вроде действительно черемушки, но из этого, мне кажется, не следует ваш вывод –вряд ли оркестр арендовал базу у самого себя.
  • 4ort· 2010-08-28 12:42:03
    что вы, арендовать у самих себя - это классика жанра! сразу видно: композитор - верите в лучшее...
  • petrpospelov· 2010-08-28 12:52:49
    Как участник конкурса, поддерживаю все замечания и предложения коллеги, кроме пункта 1 - "не делать ставку на топ-оркестры; может быть, и вовсе ограничиться камерным составом человек в сорок." Делать ставку на камерные составы, специализирующиеся на авангарде – значит сужать поле современной музыки и ее аудиторию. У нас уже есть камерные конкурсы – например, уважаемый всеми профессионалами "Шаг влево". А конкурс YouTube задуман в народно-демократическом формате, он адресован десяткам тысяч и симфонический размах ему необходим.
    Я бы добавил еще одно предложение: разделить жюри на два состава – экспертный совет и собственно жюри, как это сделано на "Золотой маске". Экспертный совет отбирает десятку номинантов-финалистов, тем самым формируя сбалансированную афишу, то есть заботится о том, чтобы не было перекоса ни влево, ни вправо, представлены разные направления, присутствовала палитра стилей и форм. После того, как десятка записана и повешена в интернете, жюри - уже не эксперты, а другие люди - выбирает тройку лучших из десятки, теперь уже руководствуясь исключительно профессиональными критериями качества, невзирая на слушательские предпочтения. А слушатели голосуют и определяют своих фаворитов – лучше тоже трех, а не одного.
    А вообще положительное, безусловно, перевешивает, я поздравляю Гугл с громким начинанием и надеюсь, что раз в два года, как уже предположили организаторы, конкурс будет проводиться. Если так, то Минкульт не должен остаться в стороне, поскольку это культурный проект национального значения.
  • 4ort· 2010-08-28 13:09:41
    Ну, уж если Минкульт возьмется за дело, тогда прокуратура тоже не должна остаться в стороне.
  • bf· 2010-08-28 18:49:25
    to petrpospelov

    Во-первых, у нас нет камерных составов человек в сорок, специализирующихся на авангарде – так что последние три слова это ты домыслил за меня.

    Во-вторых, сорок человек это нормальный камерный оркестр – парный с небольшим кол-вом струнных, то есть под камерным я не имел в виду ансамбли: естественно, конкурс должен быть оркестровым.

    В-третьих, если некий экспертный совет начнет блюсти эстетические квоты, конкурс сразу можно будет закрывать. Потому что единственным критерием на честном конкурсе может быть только качество: замысел, его выполнение, оригинальность и пр. – а не какие-то там тайные копиздии по поводу того, сколько левых будет в финале, а сколько правых.

    И не надо лукавить, Петя – ни одно честное профессиональное жюри никогда не отобрало бы в финал вещи вроде твоей или Андрея Семенова. Они имеют шанс только в условиях такого вот экспертного совета по "нашим и вашим".
  • pavelkarmanov· 2010-09-15 00:18:15
    Просто некоторые композиторы (не имею ввиду себя) - Пярт, Сильвестров, Райх и тд - всегда "вне конкурса". Им они (конкурсы) ни к чему.
  • kontrakadenz· 2010-09-21 17:51:59
    но и пярт и сильвестров (про райха не знаю) в свое время все-таки участвовали в конкурсах))) сейчас-то оно им не нужно.
  • tridi· 2010-10-17 01:12:31
    //И не надо лукавить, Петя – ни одно честное профессиональное жюри никогда не отобрало бы в финал вещи вроде твоей или Андрея Семенова.//

    Ув. себя bf, а где вы видели честное профессиональное жюри? Да и что под этим подразумевается? Если наличие в жюри гениев - то где они? Сегодня, вероятно, уже нет ни одного учебного заведения где бы не сложилась инфраструктура по уничтожению музыкального таланта. С молодых ногтей - омертвляют юную душу и ей, неокрепшей, внушают несметные комплексы-страхи: это несовременно, это - устарело... и прочую ахинею)
Все новости ›