Если бы пианино раздолбали строительные рабочие, это было бы просто раздолбайство, без всяких там культурных обертонов
В 2004 году в Амстердаме я слушал пьесу очень талантливого молодого австралийца Антонио Патераса, полушумовую для ансамбля с электроникой. Ближе к концу скрипач положилЧитать!
Понятно, Патерас ломал и строил из ломки далеко не первым. Это, можно сказать, уже почтенная традиция. У литовца Джорджа Мачюнаса, основателя «Флюксуса», есть пьеса, где в рояль забивают гвозди (1962). У греческого композитора Яни Христу есть утопический «Мистерион» (1965—1966), в конце которого целый оркестр должен разрушить свои инструменты. Многие композиторы предписывают ломать разные предметы, кто — ради самого звука, кто — в театральных видах (ломать обычно должны ударники). Рок-идол, разбивающий гитару, давно даже не стал, а перестал быть общим местом.
В 2007 году в Самаре публично сожгли рояль — такую акцию на фестивале газеты «Музыкальное обозрение» устроил ее главный редактор Андрей Устинов. Хотя рояль был уже негодный, хотя его гибелью акция отнюдь не исчерпывалась, именно она возмутила многих. На форуме «Классика» призывали чуть не сжечь самого Устинова. Из любителей музыки полезло образцовое человеконенавистничество, вот очень душеполезное чтение.
Хорошо, что такое устроил человек, имеющий отношение к музыке. Еще больший диагностический эффект был бы, сделай это пианист, причем известный: появились бы дополнительные смысловые оттенки. И наоборот, если бы инструмент раздолбали строительные рабочие, это было бы просто раздолбайство, без всяких там культурных обертонов.
Именно поведенческая рамка делает из сожжения рояля нечто более осмысленное, чем сожжение рояля. Если человек не видит этой рамки, он видит просто сожжение рояля. Без всяких, повторюсь, культурных обертонов.
Перформанс Тер-Оганьяна с разрубанием иконы (небось посерьезнее рояля) происходил не с иконой, а с ее репродукцией. Но слишком многие люди не проводят границу даже между предметом и его изображением — например, «православные» идолопоклонники, которые преследовали Тер-Оганьяна или которые преследуют Ерофеева и Самодурова.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:18
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451826
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343430
- 3. Норильск. Май 1268744
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897713
- 5. Закоротило 822174
- 6. Не может прожить без ирисок 782655
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759437
- 8. Коблы и малолетки 741016
- 9. Затворник. Но пятипалый 471597
- 10. ЖП и крепостное право 407976
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403240
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370609
Абзацы - уж очень сильные по смыслу)
Догадывается ли автор об этом?
всё определяет и судит, ткскзт, контекст -- и это как раз тот водораздел, через который идолопоклонник (со своими внутренними демонами) не в состоянии проникнуть, да и вообще, куда может проникнуть обессиленное или неразвитое сознание? оно обречено всё время взывать ко всяческим таблицам (хорошо ещё если умножения) и скрижалям
То-ли дело - уртекст, где ничего личного, извиняюсь - лишнего)
Сережа, спасибо. Особенно за ценное уточнение. Мне-то кажется, что бороться с чем бы то ни было (я имею в виду эстетическую борьбу) невозможно, стиснув зубы от серьезности. С Авдеем я согласен в том смысле, что социально религия – именно наркотик. Другое дело, что, как показывает эпоха новых медиа, религия – легкий наркотик, изъятие которого может привести к подсаживанию на более тяжелые и вредные.
/Из последнего абзаца/
Более подробнее о любителях прекрасного можно узнать в Википедии в новелле - Сожжение книг
Но я писал о И.С. Бахе, который - непременно догадывался) что -
"происхождение слова «религия» - от лат. religio — совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение и др."
/Википедия: религия/
Уважаемый pv, пожалйста, постарайтесь выражать свои мысли яснее), что гораздо труднее, чем описывать в природе несуществующую "музыкально-графическую ерунду с %", а ещё постоянно "сленговать", или "по фене ботать"))))
Хотя качественно переданный звук ломающийся скрипки может быть весьма изысканным логическим завершением композиции :)
ладно, по существу эстетическому: "Да гори оно всё жаркоярким пламенем!" -- таков, думается, психологический импульс любого революционного движения, от безобидномирного индивидуума до непредсказуемой/опасной толпы (требуется, правда, уточнить сущность эстетики "тьмы", но -- об этом к.-н. в другой раз); речь не о том, чтобы заняться играми с огнём на концертах, а о манифесте единичного, конечно же, провокационного -- не будем смешивать эстетическую провокационность и провокаторство бесславных ублюдков рода человеческого -- "черного квадрата" (кто не успевает, я не виноват))) т.о., в двух словах: Манифестация Жеста -- вот гештальт, содержащий и/или интерпретируемый с любых мыслимых позиций. спасибо за внимание
Менее поверхностное суждение о происхождении слова religio можно прочесть здесь:
http://www.religare.ru/article21.htm#back
И великий человек - всего лишь человек /Гёте/