Этот сериал выглядел хроникой мощного композиторского ума, изнемогающего в борьбе с собственной мегаломанией.

Оцените материал

Просмотров: 23869

Об добре или об зле

Борис Филановский · 15/10/2009
Если Дантова Commedia такое супервизионерское дело, значит, ее перевод в музыку тоже должен оказаться неслабым

©  wikimedia.org

Адольф Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850

Адольф Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850

Фирма Northern Flowers выпустила в серии «Музыкальный архив Петербурга» три диска с записью всех Данте-симфоний местного классика Бориса Тищенко в исполнении ЗКР оркестра Санкт-Петербургской филармонии и дирижеров Юрия Кочнева, Николая Алексеева и Владимира Вербицкого. Одна вступительная, две про Ад, по одной про Чистилище и Рай — три часа музыки. Вместе пять симфоний называются так: «Беатриче. Хорео-симфоническая циклиада». Задумывалась она с подачи Геннадия Рождественского, в конце девяностых дирижер имел намерение сделать в Большом театре балет по «Божественной комедии». Потом, как водится в России, исполнители отвалились, обстоятельства рассосались, а композитор остался при своих творческих планах. Исчезновение практических резонов никак не повлияло на мотивацию Тищенко; не прошло и десяти лет, как пять больших симфоний для очень большого оркестра были завершены. Уже в этом видна известная высокая старомодность — писать в стол, для вечности, а там как будет: как сыграют, как запишут.

Играли Данте-симфонии постепенно, по мере сочинения, по одной за пару лет. Этот сериал выглядел хроникой мощного композиторского ума, изнемогающего в борьбе с собственной мегаломанией. Чем дальше, тем слабее выглядели результаты борьбы. Пафоса прибавлялось, музыкальный рассказ провисал заметнее, мысль сохла. Ведь какой был замысел: проиллюстрировать все, что Данте всочинил в свое мироописание, всё и всех.

Донельзя странный замысел, прямо скажем. Это все равно что взять, скажем, «Улисса» или «Анну Каренину» и поставить балет или оперу прямо по тексту, как написано. Чтобы ничего не пропало, а то жалко ведь. Понятно, настоящая музыка всегда странна и даже бессмысленна, но это равенство вряд ли стоит читать справа налево.

Разумеется, уважающий себя автор никогда не ориентируется на определенный сегмент публики; однако то, что он не делает этого осознанно и, может, даже отвергает саму мысль о том, чтобы кому-то там адресоваться, отнюдь не исключает объективного наличия у произведения или стиля target group. Стоит только прислушаться, и станет ясно, каким Тищенко видит своего типичного адресата: боится низких тромбонов, вздрагивает от громких минорных аккордов оркестра, ежится от струнных глиссандо, скрючивается от резко пищащих деревянных духовых. То есть его пропирает от классико-романтической идиоматики, какой ее перенял ХХ век. Надо все это усилить, исказить, и тогда будет страшно. Получается, однако, что в тищенковском Аду страшно, а в Чистилище тоскливо разве что филармонической публике.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:34

  • pasha· 2009-10-15 16:54:32
    как всегда, браво!
  • trumpetist· 2009-10-15 21:16:01
    статья шедевральна. но все-таки как-нибудь посвящу 5 часов своей жизни этому произведению. работал же человек, старался.
  • bf· 2009-10-15 23:06:55
    Посвятите, оно того стоит. Там есть что послушать и есть о чем поразмыслить.
  • karambolina· 2009-10-16 18:00:25
    музыка Тищенко - это музыка, что редкость среди тех, кто пытается делать это сегодня. Он настоящий композитор. Но неужели никто не чувствует вопиющей бестактности и цинизма умничающего автора? Ведь он (автор) не может не знать нынешних обстоятельств Б.И.? Автор, кто вас так воспитал?
  • bf· 2009-10-16 18:22:28
    Почему нормальная, уважительная (просто не апологетическая) критика воспринимается как умничанье? Почему публичный обмен мнениями воспринимается как цинизм? Почему музыкальная общественность должна входить в личные обстоятельства автора обсуждаемой музыки? Почему у нас принято, чуть что, перескакивать на личность критика?
  • bf· 2009-10-16 19:03:03
    Да, и еще. Каковы бы ни были "нынешние обстоятельства Б.И.", вопиющая бестактность – это как раз апелляция к ним. Неужели вы думаете, что такой совестливый и честный автор, как он, согласен на какой-то иной счет, нежели гамбургский? что ему нужны поддавки в связи с "обстоятельствами"?
  • bessarione· 2009-10-17 01:58:36
    Мелочь, и не про сам текст, но вообще-то по-русски пишут "В_е_ргилий".
  • karambolina· 2009-10-17 20:17:12
    автор, ну, я вижу, что вы меня поняли. просто поставьте себя на его место хоть на секунду и еще рз прочтите что вы написали с этих позиций.
  • bf· 2009-10-18 00:37:19
    Я-то вас понял. А вот вы меня нет. И не поймете. Ну и хрен с ним.
  • karambolina· 2009-10-18 11:42:40
    я думаю, что важнее чтоб вы меня поняли, а не наоборот. потому что этические нормы регулярно нарушаете вы, не я. ставлю на вид.
  • bf· 2009-10-18 20:40:34
    подите в хуй / какое дело / поэту мирному до вас
  • karambolina· 2009-10-18 21:08:59
    и это лучший колумнист openspace....
  • karambolina· 2009-10-18 21:10:08
    как в том анекодоте про эстетов...
  • bf· 2009-10-19 00:03:27
    Аноним, поучающий с чрезмерным усердием, должен быть готов к несимметричному ответу.
  • pbrdn· 2009-10-25 12:49:01
    Пафос статьи понятен, с этим согласиться можно, но сама статья написана, все-таки, коряво. У автора бывало и получше.
  • pbrdn· 2009-10-25 12:52:21
    Я не про содержание статьи, а про построение статьи...
  • pv· 2009-10-28 21:36:06
    :)] ... (((
  • pv· 2009-10-28 21:39:05
    :)! ... (((
  • tridi· 2009-11-07 15:39:40
    Начиная с заголовка рецензии и кончая её подытоживанием - всё изложено с какими-то "канканными изподвывертами" - и , при этом, ни одной живой и хоть чуть-чуть созидательной, позитивной мысли.
    Всюду - "брызги грязи на полотно" и паноптикум вульгарно-стёбовых (вероятно, по мнению автора рецензии - остроумно-актуальных) выражений - приведу цитаты:
    "местного классика Бориса Тищенко "(дурной тон), "Задумывалась она с подачи Геннадия Рождественского"(футбольный термин), "дирижер имел намерение сделать в Большом театре балет"(дирижёры - "делают" балеты, хореографы - "делают" музыку или дирижёров:-)),"как водится в России, исполнители отвалились, обстоятельства рассосались, а композитор остался при своих творческих планах" (а в России водилось - разное, многие композиторские премьеры становились событиями мирового значения), "Этот сериал выглядел хроникой мощного композиторского ума, изнемогающего в борьбе с собственной мегаломанией" ("сон разума" БФ)

    А вот целиком абзац - перл БФ, который невозможно не процитировать:
    "Донельзя странный замысел, прямо скажем. Это все равно что взять, скажем, «Улисса» или «Анну Каренину» и поставить балет или оперу прямо по тексту, как написано. Чтобы ничего не пропало, а то жалко ведь. Понятно, настоящая музыка всегда странна и даже бессмысленна, но это равенство вряд ли стоит читать справа налево"
    - Ни малейшей причинно-следственной логики - откуда БФ взял, что Тищенко решил музыкально проиллюстировать каждую строку Данте? Композитор об этом сказал БФ(у) в приватной беседе? Кстати, "прямо по тексту" - работал С.С. Прокофьев над оперой "Война и мир" - тоже грандиозный замысел, и ведь - получилось! Или опера "Война и мир" - тоже странный замысел?
    И с чего БФ взял, что - "настоящая музыка - всегда странна и даже бессмысленна"? Это что - Моцарт или Малер, Прокофьев и Шостакович - странны и бессмысленны?
    Или ещё один перл БФ:
    "Разумеется, уважающий себя автор никогда не ориентируется на определенный сегмент публики" - что-за "сегмент" имеется ввиду? И кто такие - "уважающие себя авторы"? Допускает ли БФ, что его "уважающие себя авторы" могут никого, кроме себя не уважать?)
    Очень неточно сформулировано, как-бы с полунамёком (я-то, мол, - умный,понимаю о чём речь, а вы...)
    А читатели (кроме близких друзей "кукушек-петухов") могут подумать, что весь последний абзац - это просто какое-то невыразимое сочетание слов в виде игры ума или ещё чего): "однако то, что он не делает этого осознанно и, может, даже отвергает саму мысль о том, чтобы кому-то там адресоваться, отнюдь не исключает объективного наличия у произведения или стиля target group" - это же супер, уверен, что можно написать тома толкований только этой одной фразы БФ)!!!
    Да, были в русской музыкальной критике - Асафьев, Соллертинский, Ярустовский... а ещё раньше - Стасов, Серов, Чайковский - да многие, кто были на деле просветителями и созидателями отечественной музыкальной культуры.
    А остались только те, кто пишут рецензии "Об добре или об зле")
  • bf· 2009-11-08 14:39:02
    Фигасе, какие трудности перевода.
  • bf· 2009-11-08 15:05:01
    --- "местного классика Бориса Тищенко "(дурной тон)"

    именно классик (очень значимая фигура) и именно местный (значимая преимущественно для СПб), таков объективный расклад

    --- "Задумывалась она с подачи Геннадия Рождественского"(футбольный термин)"

    показательно, что в вину вменяется абсолютно нормативное переносное словоупотребление

    --- "как водится в России, исполнители отвалились, обстоятельства рассосались..."

    а что не нравится-то? да, так у нас в последние лет 20 бывает слишком часто, чаще, чем наоборот

    --- "откуда БФ взял, что Тищенко решил музыкально проиллюстировать каждую строку Данте? Композитор об этом сказал БФ(у) в приватной беседе?"

    да, и не только мне

    ---- "прямо по тексту" - работал С.С. Прокофьев над оперой "Война и мир"

    ничего подобного, советую освежить в памяти либретто

    ---- "Разумеется, уважающий себя автор никогда не ориентируется на определенный сегмент публики" - что-за "сегмент" имеется ввиду?"

    определенный = какой-либо; да, с таким желанием охаять трудно читать даже простой текст

    ---- уверен, что можно написать тома толкований только этой одной фразы БФ)

    ага, наконец-то адекватное понимание

    ---- Да, были в русской музыкальной критике - Асафьев, Соллертинский, Ярустовский...

    "всех умных к умным послали, а меня – к табе" (анекдот про первую мировую)
  • tridi· 2009-11-08 23:08:48
    Ув. БФ!
    Абсолютно неубедительные комментарии - по всем пунктам
    (было даже лень отвечать):
    уже по первому возникает вопрос -
    а Шостакович и Прокофьев - у Вас тоже "местные классики"?)) А Моцарт - "не местный классик"? И Малер - "не местный..."? Пожалуйста, приведите примеры из Ваших публикациях, где бы Вы употребили хоть раз термин - "не местный" классик)))

    - "с подачи" - действительно абсолютно нормативное выражение для спортивных игр, но не в Вашем случае - здесь Вы почти первопроходец, разумеется из тех, кто "консерватории заканчивали"))

    - "Композитор об этом сказал БФ(у) в приватной беседе?"
    да, и не только мне - А кому ещё? Киньте, пожалуйста, ссылочку)))

    - "прямо по тексту" - работал С.С. Прокофьев над оперой "Война и мир"
    ничего подобного, советую освежить в памяти либретто - Работать "прямо по тексту" -не значит совершенно не изменять его, соединяя с музыкальной тканью.
    Но какие-то "тексты без изменений" - Вы обязательно найдёте в прокофьевско-мендельсоновском либретто)) Хотите - на спор?)))

    - "с таким желанием охаять трудно читать даже простой текст" - Это Вы имеете в виду манеру-стиль Ваших рецензий?)).

    - "ага, наконец-то адекватное понимание" - Спасибо!)))

    - "всех умных к умным послали, а меня – к табе" - Ну вот, анекдоты и рассказывайте - для чего достаточно всего лишь простого механического запоминания)))

    Ув. БФ! Боюсь, в другой раз мне совсем будет лень реагировать на Ваши комментарии к моим комментариям))
  • bf· 2009-11-09 21:18:58
    да мне тоже лень было, честно говоря
    на всякий чих, знаете ли
  • tridi· 2009-11-10 16:39:34
    Это Вы про свою убогую рецензию?))
  • bf· 2009-11-11 10:01:21
    да нет
    это я про отвагу и задор анонимных интернет-тараканов вроде вас
    прощайте
  • tridi· 2009-11-11 14:58:29
    Согласен, анонимность - можно использовать в неблаговидных целях))
    Согласен, что про "убогость" рецензии - мог бы и промолчать - простите),
    не сдержался и отреагировал на Ваш задорно-отважный - "всякий чих".
    И всё же, Ваше - "прощайте" - это побег, т.е., следствие слабости - ну не нашли Вы контраргументов. Потому и "дверью хлопнули" под занавес этак "эффектно", как-будто ножкой взбрыкнули - "интернет-тараканы")).
    А я вот себе думаю - а кто-нибудь из композиторов-классиков (у Вас, правда, они - то-ли мёртвые, то-ли живые) - мог бы позволить себе написать что-либо подобное этой Вашей рецензии? Врядли))
    По-моему, настоящий музыкант - стремится, скорее, к великодушию, чистосердечию и поддержке не защищённых на сегодня ничем - коллег-музыкантов. Поддержке, хотя бы тёплым словом: это же чудо, что в современных условиях ещё находятся люди, которые сочиняют симфонии и оперы.
  • pv· 2009-12-31 08:36:10
    tridi, да успокойтесь уж, победили-вы-победили со всеми теми, кто "в современных условиях ещё сочиняют симфонии и оперы" ))) брависсимо! им (вам тоись) остаётся только танцовать научиться... на канате плясунов (отсылаю, так и быть, к Ницше и Кундере, ну, к тем, кто первыми в голову пришел) !!
  • pv· 2010-01-03 23:35:19
    настоящий музыкант стремится, скорее, к великодушию, чистосердечию и поддержке коллег-музыкантов -- всё это из области психо(пато)логии, потому как музыкант стремится (должен стремится) к Музыке, в которой одной находит и поддержку и (чисто)сердечность
  • tridi· 2010-01-03 23:55:44
    pv, вы хотели что-то сказать? знаток психо(пато)логии)

    "музыкант стремится (должен стремится) к Музыке, в которой одной находит и поддержку и (чисто)сердечность"

    - Должен, но не обязан)))

    Не буду вам советовать - почётче формулировать свои мысли - ведь не у каждого есть не только музыкальный слух, но и элементарная логика)))

  • tridi· 2010-01-04 20:34:52
    Приведу пример дружеских взаимоотношений композиторов: Р-К инструментовал, досочинил, т.е. довёл до публики) - Бориса Годунова (чтобы не сняли с репертуара), Хованщину,Сорочинскую ярмарку, Ночь на лысой горе - незавершённые или "недостаточно заверщённые" сочинения Мусоргского, с Глазуновым - завершили Князя Игоря... Обменивались мнениями, собирались дружеским кружком, даже общежитские коморки совместно снимали - словом, как могли, подставляли друг другу "дружеское плечо") Конечно же, и ругались, и не принимали какие-то вещи, ведь амбиций - у каждого на десятерых) - но искренно радовались удачам друг друга, и понимали, что продолжают-созидают русскую музыкальную школу, выпестывать молодую плеяду продолжателей славной отечественной школы...
    Ув. pv, вот что имел ввиду, когда написал: - " По-моему, настоящий музыкант - стремится, скорее, к великодушию, чистосердечию и поддержке не защищённых на сегодня ничем - коллег-музыкантов. Поддержке, хотя бы тёплым словом..."
  • pv· 2010-01-05 07:21:39
    все эти соплислёзы про любовморков для душещипательных дамочек и импотентов от музыки -- Композитору (Художнику-Поэту-Мыслителю-Учёному...) как-то ни к чему, потому как основным стремлением для творца является Творчество, а не умилительные псевДоПониМания... а Любовь, Дружбу и прочие высшие человеческие потребности-проявления никто ещё не отменял, извиняюсь за трюизм
  • tridi· 2010-01-06 23:38:27
    "соплислёзы про любовморков для душещипательных дамочек и импотентов от музыки" - прекрасный стиль!)
    И дальше - также стильно:
    "Творчество, а не умилительные псевДоПониМания... а Любовь, Дружбу и прочие высшие человеческие потребности-проявления никто ещё не отменял, извиняюсь за трюизм" - здесь и извиняться-то незачем "Композитору (Художнику-Поэту-Мыслителю-Учёному...)"
  • classical· 2011-01-23 12:47:59
    зря удаляете комментарии, Борис...
    не бойтесь, вы и так все о себе знаете...
  • bf· 2011-01-27 11:56:59
    Миша, не надо прятаться и подличать.
Все новости ›