Просмотров: 13913
Денис Мацуев: «Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери»
Самый успешный пианист современной России не советует родителям профессионально связывать жизнь детей с музыкой
В Москве прошел конкурс юных музыкантов «Новые имена», руководимый новым президентом одноименного благотворительного фонда Денисом Мацуевым. С пианистом, который в последнее время все больше втягивается в общественную деятельность, ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА попыталась разобраться в проблемах российского музыкального образования.
— Насколько сильно наше музыкальное образование ухудшилось по сравнению со славными советскими временами?— Оно не ухудшилось, но растворилось в общей массе…
— В общей массе чего?
— В общей массе мирового педагогического искусства. Потому что в 90-е годы произошел страшный отток — тут параллель со спортом можно провести. А сейчас у нас уезжают не только профессора консерваторий, но и педагоги музыкальных школ. Вот это главная опасность.
Я журналистам все время говорю такую хохму: сейчас в Китае около 80 миллионов пианистов. Это, конечно, смешно, но, с другой стороны, страшно. Основной музыкальный бизнес там — это частные школы (одна из школ в Шанхае даже названа моим именем). Но ужас заключается в том, что учителя в основном там русские — не только из Москвы, Петербурга, Урала и Сибири, но и со всего Дальнего Востока: из Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре. Люди бегут из своих школ в Китай, получают там тысячу, полторы тысячи долларов. А дома — 50—70 долларов.
Да и в ЦМШ до недавнего времени зарплата была две с половиной тысячи рублей. Я об этом сказал на заседании Совета по культуре Путину. По-моему, там меня услышали и дали какие-то гранты, добавки. Но все равно этого недостаточно. Потому что, если мы говорим об исполнительской школе, мы должны думать и о педагогической школе. Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери. Вот есть плеяда наших профессоров, наши мэтры. В среднем поколении еще более-менее тоже все в порядке, но уже не так. А дальше еще хуже.
— А бывают случаи возвращения?
— В массовом количестве. Есть даже такие, которые хотят вернуться, но их не приглашают.
— Так что же тревогу бить?
— Это мы говорим об элите — она возвращается. А массовый поток преподавателей музыкальных школ — это другое. Там беда.
— Это вопрос, по-твоему, только денежный?
— На данном этапе да, абсолютно.
— А сама система музыкального образования — она до сих пор жизнеспособна?
— Школа — училище — консерватория — аспирантура? А почему же нет? Я считаю, нельзя ничего в ней менять. Она действенна, она качественна, она дает результаты. У нас любые изменения крайне опасны.
— Каков теперь статус русской педагогической школы в мире? Кто к нам хочет приехать учиться?
— Я знаю, что в Одесской консерватории 60 процентов китайцев. До сих пор она ассоциируется с Гилельсом, Рихтером и так далее. И они туда едут. Китайцы — они непростые. Что касается Московской консерватории, не знаю, как сейчас, но относительно недавно она стоила 7—8 тысяч долларов в год для иностранцев. Включая украинцев и белорусов! Вот это недопустимо, здесь надо что-то делать: одно дело — иностранец китаец, другое — украинец.
Вообще, иностранцев меньше не стало. Япония, Корея, Китай — это всегда, это никуда не денется. Плюс Балканский полуостров. Меньше — итальянцы, немцы, англичане, американцы. Но в основном, конечно, азиаты, для которых Московская консерватория — это уровень и корочка.
С другой стороны, надо понимать, чего ты хочешь. Одно дело, если ты едешь на бренд. И другое — к определенному профессору. Где он преподает, это уже сейчас не имеет значения. Раньше, когда был «железный занавес», все были здесь. Сейчас наш профессор может преподавать в Германии, Англии, Америке. Русская педагогическая школа существует, просто она разбросана по всем частям света.
— А если по миру все так перемешались, то почему считается, что в Московской консерватории все равно должны преподавать только наши люди?
— Я абсолютно за то, чтобы у нас преподавал какой-нибудь австриец, немец. Почему нет?
— А что для этого должно быть, кроме денег?
— Ну, для этого еще надо что-то поменять в головах у наших мэтров. С другой стороны, не хотелось бы говорить, что вот когда придет следующее поколение, многое изменится. Наоборот, я хочу, чтобы это поколение как можно дольше функционировало.
— Все-таки мы сейчас смешиваем две разные истории — профессиональное музыкальное образования и детские музыкальные школы, довольно дешевые и не слишком требовательные. Насколько они имеют смысл? Скажем, в Германии мне объясняли, что детское обучение настолько дорого, что учиться музыке «для себя» не имеет смысла. Только профессионально.
— Мне сейчас в Японии сказали такую вещь: японки ходят в музыкальную школу в основном для того, чтобы потом понравиться будущим богатым мужьям. Никто не думает ни о каких сольных карьерах и победах на международных конкурсах. Но почему бы и нет? Вообще, я считаю, что ничего плохого не было, когда в Советском Союзе — ну, не каждый ребенок, ну, через один — ходил в музыкальную школу «через не могу». Все равно остается отпечаток.
— А мне кажется, наоборот, это может привить отвращение к музыке. На концерты в консерваторию в результате ходят не те, кого палкой в детстве в музыкальную школу гнали…
— Это правда. Хотя «из-под палки» — это настолько субъективно! Стольких талантливых людей из-под палки заставляли заниматься, и в результате получались совсем неплохие музыканты. Я тоже ненавидел музлитературу, викторины эти…
В общем, если мы говорим, что лучше в музыкальную школу, чем в подворотню, это одно. С другой стороны, мое убеждение таково: если родители хотят серьезно связать ребенка с этой профессией, то надо немедленно им посоветовать этого не делать. Потому что будет исковеркана судьба и родителей, и ребенка. Более того, я не убежден, что на первый курс консерватории нужно брать 40—50 человек. Трагедия происходит, когда они оттуда выходят и попадают в переходы и рестораны. В лучшем случае — в областные музыкальные школы. Система распределения по стране, существовавшая в Советском Союзе, была не такая плохая. Хоть что-то.
— А сейчас вообще нет этой системы?
— Нет. Выпускают — и до свидания. Вкладывали в это деньги, профессура вкалывала, всю душу отдавала — а потом 85 процентов выпускников оказываются у разбитого корыта, без концертов. Кто-то вообще с этой деятельностью завязывает. А до этого было потрачено 27—28 лет жизни. Ну, рецепта от этого нет, это всегда так. Просто раньше это было более систематизировано, они хотя бы оказывались преподавателями. Но все ж хотят играть на мировых сценах!
— Ну вот, получается, что времена поменялись, новой системы не придумано. А при этом ты говоришь, что старую систему нельзя менять.
— Ну а какая система там? Там абсолютно такие же проблемы. Я знаю, что Дора Шварцберг, которая в Вене преподает, наоборот, советует своим ученикам не стыдиться идти играть на улицу — чтобы они не теряли концертной практики.
— М-да… Ни о чем мы так и не договорились. Хорошая у нас в самом начале разговора была аналогия со спортом. Давай продолжим. Вот приглашают же к нашим спортсменам иностранных тренеров? И ничего.
— Да, но если мы сравним ситуации в спорте и в музыке, то увидим, что у нас осталось 3—4 тренера, которые могут с грехом пополам тренировать. А музыкальной профессуры все-таки во много раз больше. Поэтому нам такой срочности в этом деле нет. Это потом, когда у нас будет некому преподавать…
А другая аналогия — залы. Нет хороших полей — не будет футбола. Нет хороших залов — не будет музыки. В Советском Союзе ведь были только залы для партконференций, с этими ужасными сидениями, вообще без акустики. В таком играл, например, новосибирский оркестр Каца — один из лучших в стране. Слава богу, оркестру сейчас строят новый зал. У Гергиева — уникальный зал появился. Дай бог, чтобы это дальше пошло. Я знаю, зарождается такой проект у нас наверху.
А то у нас же негде играть! И даже если есть новый рояль, то он раздолбанный. Потому что мороз, потому что нет настройщиков напрочь. Я сейчас был в Японии, договорился с «Ямахой». Там же есть потрясающая своя Академия настройщиков — четыре курса!
— Так все-таки, может, в консерватории что-то исправить? На настройщиков в ней учить?
— Хорошая идея.
Еще по теме:
Зинаида Пронченко. Злокачественное образование, 5.12.2008
Екатерина Кронгауз. ПТУ: Писательское Техническое Училище, 5.12.2008
Последние материалы рубрики:
Петер Этвеш: «От демонов я перешел к дьяволу», 10.11.2008
Владимир Кехман: «Опера — это дорогое удовольствие», 01.11.2008
Андрей Коробейников: «Мне неинтересно идти по накатанной колее», 29.10.2008
КомментарииВсего:6
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758796
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403081
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 367885
Я неизвестен, как Денис, но тоже музыкант, достаточно повидавший отечественного шоу-биза и, получивший академическое образование.
Моя знакомая поет так, что Л. Долина бы покурила,
если её (не Долину, хотя Лариса в принципе вокалистка сильная и молодец по-своему) на Евровидение отправить, она порвала бы всех первым куплетом!
Смех в том, что если раньше в этом конкурсе участвовали таланты, пусть и поп-, рок-, и т.д. (АББА например), то сейчас Лесби ТАТУ и фиг знает кто, что, он, она, оно ДиБилан.
Деньги правят всем.
Искусство травят, потому что оно воспитывает человека Духовного, Развитого и Свободного.
А такие государству не нужны. Нужен середнячок, рубящий лес, вывозя его в Китай,
добывающий нефть и везущий всё в ЕврОПУ, запивая дома пивом "Арсенальным" после трудового дня.
Моя знакомая поступила в Гнесинку платно, не буду лгать, не помню сколько, но МНОГО У.Е. в год, живет, перебиваясь, по знакомым, нет даже общежития и когда закончит, кому она будет нужна?
На Олимпе места держат грудастые заменители для середнячков, а в искусстве нафталинные старцы и отчаявшаяся молодежь, которая поступает на Музыкальное всё чаще потому, что в "нормальный" ВУЗ не поступили.
Такая вот КультуРА!
Вообще, страшно просто становится, в какой стране будут жить наши дети?!
Когда всё, что красиво ломают и пишут Х-У=...
Когда девушку не любят, а трахают, называя не "Любимая", а "Тёлка"...
Когда учится некогда, а есть когда клубиться и прожигать молодость, подрастая никем...
Могу бесконечно продолжать, главное, что Культура в государственном бюджете на последнем месте, если есть вообще, а все крупные корпорации избавляются от Дворцов Культуры, как от недоходных предприятий (а когда можно было воспитать ребенка и ещё нажиться?!)
А утратим нашу Культуру - утратим и Россию.
Будет колония Мирового Правительства, по добыче ресурсов и несколько тысяч бесправных рабов.
Вот наше будущее...