Ученики могут ошибаться, испытывать кризисы, но они должны знать, как идти собственным путем. Чтобы прекращение обучения было началом, а не концом их развития.

Оцените материал

Просмотров: 25881

Дмитрий Башкиров: «Сейчас первая премия – не всегда гарантия долговременной жизни на сцене»

Екатерина Бирюкова · 20/04/2010
Пианист и один из самых знаменитых в мире представителей русской фортепианной педагогики – об азиатах-имитаторах, подпорченной славе конкурса Чайковского и сценическом долголетии

Имена:  Дмитрий Башкиров

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Дмитрий Башкиров

Дмитрий Башкиров

— Уже стали общим местом разговоры о том, что в советское время была уникальная система музыкального воспитания. А сейчас это все кончилось и невосстановимо. Согласны ли вы с этим мнением?

— Я не сторонник крайних мнений. Но действительно, система обучения была превосходной, прекрасно налаженной. И было огромное количество прекрасных педагогов. Это была почетная профессия. Сейчас нет такого к ней отношения. Кроме того, не нужно думать, что музыкальные вкусы меняются только у нас в России. Они меняются и на Западе.

— Вы имеете в виду неактуальность классической музыки?

— Я имею в виду отношение к классике, понимание классики, критерии публики, приходящей на концерт, критерии педагогов. Раньше невозможно было себе представить педагога, который ставил бы себе основной целью подготовить энное количество ребят к энному количеству конкурсов. Чтобы те получили премии и он потом мог писать, что у него такое-то количество десятков лауреатов. Своего рода дрессировка происходит.

— А когда наши советские звезды побеждали на международных конкурсах, это разве не была дрессировка, просто на более высоком уровне?

— Во-первых, конкурсов тогда было мало (я вообще-то терпеть не могу конкурсы, хотя все время сижу в жюри, называю их «печальной необходимостью»). И тогда это было совершенно другое. Да, посылали делегацию на конкурс и так далее, и так далее. Но обучение шло не в расчете на конкурс. Наши педагоги не готовили нас к конкурсу. Они рассчитывали на то, что музыка станет смыслом нашей жизни и мы должны быть к этому подготовлены. Другой был прицел.

— Что еще изменилось?

— Не было такой взаимосвязи между пианистическими школами. Существовали русская школа, французская, немецкая, американская (правда, наполовину состоявшая из русской). Но тогда не было таких контактов, как сейчас.

— Это хорошо или плохо?

— До какой-то степени плохо. Потому что приоритеты русской школы сейчас размываются. Они обогащаются приоритетами других школ, это неплохо. Но наши приоритеты уже не такие, как были в прежние времена.

— Вы профессор в Мадриде (в Высшей школе музыки имени королевы Софии. — OS), но «наша школа» — это русская?

— Конечно. Я педагог в Мадриде, работаю по контракту. Я говорю: Россия — родная, Испания — двоюродная.

Постоянные у меня сейчас ученики только в Мадриде. И то последние десять лет я приезжаю туда только раз в месяц на неделю. У меня прекрасный ассистент — наполовину испанец, наполовину немец, тоже у меня учился. Неделю я вкалываю по-черному, отдаю все часы за весь месяц, а потом работает он. По той же схеме живут и мои замечательные коллеги — Захар Брон, Наталья Шаховская. Мы трое там — класс скрипки, класс виолончели и класс фортепиано.

— На каком языке вы преподаете?

— Я преподаю на русском языке. У меня переводчица — она, получается, слуга трех господ, обслуживает нашу троицу. Если бы я собирался постоянно там жить, то, конечно, выучил бы язык. Но я с самого начала понял, что не собираюсь на старости лет менять ориентиры.

— Где вы проводите остальные три недели в месяц?

— В самолете. Это действительно так. Вот за прошлый месяц я пять стран объездил. Или играю, или преподаю. Энное количество мастер-классов. Плюс сидение в жюри. Поэтому я домой, в Москву, попадаю на три-четыре дня в месяц. Но все равно это мой дом, мои рояли, мои ноты.

— Как правило, цель занятий в наших музыкальных школах — хорошо сыграть концерт или зачет. Совсем другая цель, которая часто присутствует в западных системах, — чтобы ребенок получил удовольствие от урока.

— Абсолютно согласен с последним мнением. Потому что те педагоги, которые засаживают малышей за бесконечные экзерсисы, или внушают им отвращение к музыке, или делают из них таких механичных роботов, играющих на фортепиано.

Вот я могу привести свой пример. Прежде всего я зауважал музыку. А потом уже начал учить репертуар. Можете себе представить — 1938 год, я поступаю в музыкальную десятилетку Тбилиси. По правилам нужно сыграть какой-нибудь этюдик легкий, что-нибудь из тетрадки Анны Магдалины Бах. Я выхожу и играю: Свадебный марш из оперы Вагнера «Лоэнгрин» по клавиру (выученный с моей бабушкой-музыкантшей) и по слуху «Интернационал». Уже тогда я шел необычной дорогой!

Еще до того, как я попал к настоящему педагогу, бабушка просто играла мне музыку. Она меня возила на самые серьезные симфонические концерты. Мне было шесть лет, когда я поехал с бабушкой и дедушкой в Кисловодск; там гастролировал оркестр Ленинградской филармонии. Последний концерт был по заявкам. Так я сделал заявку! И вот я сижу, такой крошечный, и объявляют: «А теперь по заявке товарища Башкирова будет исполнена увертюра Вагнера к опере “Тангейзер”».

А потом я попал в руки к Анастасии Давыдовне Вирсаладзе, потрясающему музыканту, невероятно поэтичному, тонкому, доброму, которая прежде всего сделала так, чтобы я полюбил каждый звук, который я издаю. Полюбил качество звучания, фразировку. Это правильный путь.

Но потом уже, когда ясно, что человек этим горит, тогда надо его засаживать за черную работу. Но ни в коем случае не начинать с этого. Это очень плохой путь.

— Откуда ваши ученики? Сейчас ведь большой приток восточных людей. Говорят, если в Китае рождается мальчик, его отдают учиться на фортепиано.

— Да, я там преподавал. Там сколько-то их миллионов играют на фортепиано, и есть очень талантливые. Мне кажется, что у корейцев, японцев, китайцев генетически немножко другие двигательные реакции. Сигнал от мозга к пальцам идет быстрее, чем у европейцев. Поэтому они так ловко играют. Но тут вот что. Если им скажешь — они не понимают. Если ты им сыграешь — они тут же повторяют еще лучше, чем ты сам. То есть они гениальные имитаторы. Они имитируют так, что незаметно, что они что-то повторяют с чужих слов. А оставь их одних, они совершенно беспомощны. Но это понятно. Классическая европейская музыка пришла к ним сравнительно недавно. И должны пройти даже не десятилетия, а столетия, чтобы цивилизация прижилась.

— И какие ваши прогнозы? Классическая музыка перемещается на Восток?

— Пока что это перемещение идет за счет того, что они здорово научены, одаренные, невероятно трудоспособные. И они завоевывают все больше и больше ведущих призов на международных конкурсах. Но если посмотреть за последние три десятилетия — реально на концертной эстраде их очень мало. И это происходит, мне кажется, именно потому, что их не научают самостоятельно мыслить.

Когда меня спрашивают, в чем секрет моей педагогики, я говорю, что у меня педагогика на вырост. Я хочу, чтобы, когда ученики от меня уйдут, они уже знали, что делать. Они могут ошибаться, испытывать кризисы, но они должны знать, как идти собственным путем. Чтобы прекращение обучения было началом, а не концом их развития.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • tridi· 2010-04-20 17:53:15
    Очень приятное интервью - оттого, что очень приятен Дмитрий Башкиров))
    Мои самые наилучшие ему пожелания!
  • Yuri_KOSSAGOVSKY· 2010-04-20 18:00:34
    .



    с удовольствием читал мысли Дмитрия Башкирова
    т.к. его записи мне всегда казались интересными - искренними
    ===========================================
    но мысли его вызвали у меня некоторое несогласия - школа плохая




    у нас плохая музыкальная школа как и во всем мире

    "профессора всего мира только тем и занимаются в консерваториях что отучают молодых людей от музыки" Артур Оннегер

    плохая школа - и хорошие музыканты были вопреки этой школе
    а не благодаря ей

    Рихтер - пришел самоучкой
    а как сам Дм. Башкиров образовался не знаю - повезло...


    Рахманинова не консерватория образовала
    а его детские импровизации - т.е. самообразование

    только потому он смог написать прелюд до диез минор
    - т.к. он не вытекал из западной школы музыки...

    однако он был так своеобразен
    что Рахманинова за эту трехминутную музыку
    встречали в Лондоне на пристани с оркестром...




    .
  • ro_fiesta· 2010-04-21 16:24:05
    чудесное интервью. спасибо
  • must· 2010-04-22 02:44:02
    отличное интервью.
    и во многом согласна с Башкировым.
    сама не профессиональный музыкант сейчас, но училась в музыкальной школе, причем не самой плохой.
    преподаватели начисто убивают у детей любовь к музыке.
    безличный подход ко всему.
    мне по характеру тродно играть медленные, тягучие произведения.
    но преподаватели всегда срели прочего давали и такие.
    хотя даже среди полифонических произведений, обязательных на экзамене можно выбрать что-то пободрее.
    результат: 3 года после окончания "музыкалки" не подходила к инструменту.
    я сама кореянка, и Башкиров прав, сигнал от мозга к пальцам идет быстро, но из-за этого практически невозможно понимать и играть полифонии Баха, например.
    большинство преподавателей этого не понимают и ровняют всех под одну гребенку.
  • ru222· 2010-04-23 06:02:21
    Очень четкие, и безошибочно сформулированные мысли по поводу азиатских инструменталистов. "Скажешь - не понимают, а сыграешь- идеально повторят"
    Абсолютно верно, убийственно точно сказано. Только вот "Зятёк" покоробило. Пусть он зять de juro, но de facto он великий пианист. Не стоило, как мне кажется, подчёркивать семейные связи в подобном интервью. Кому надо- и так знают, а кому не надо- зачем им это? Будут к Башкирову лучше относиться оттого, что он свёкр Баренбойма? не думаю...
  • tridi· 2010-04-23 10:11:00
    Для человека, работающего за рубежом - всё важно))
  • brize· 2010-04-25 18:47:27
    все сейчас не то
  • evgformage· 2010-04-26 11:36:50
    Башкиров - человек спецефический, чувствуется, что до сих пор жует обиду на советскую власть и непризнание. А тут вот, видишь, стал чуть ли не первым педагогом в мире.
    Бирюковой вот только так и надо работать: тихонечько записывать за людьми их мысли. Сходит за умного интервьюера :) И то, надо все же с Башкировым было подискутировать. А то совсем манная каша какая-то. И Баренбойма не надо через статью прикладывать, хоть и чужими руками :) Уже было в статье про Нетребко :) Тут, конечно, надо было написать зять, а не зятек. Ну, ладно, умишка не хватило. Руки затряслись, такакая жареная информация сама лезет журналисту в руки: БАшкиро-то зятя не уважает и пренебрежительно о нем отзывается. В зобу дыханье сперло, сыр выпал...
  • tridi· 2010-04-27 11:55:07
    //«Сейчас первая премия – не всегда гарантия долговременной жизни на сцене»//

    Конкурсы, конкурсы, конкурсы...
    Но это же история - только последних 100 с лишним лет, а до этого конкурсов почти НЕ БЫЛО, а гениев было гораздо БОЛЬШЕ!)))

    Чуть ли не все гении ХХ в. высказывались о том, что конкурсы - выявляют не самых лучших, что в оценках много субъективизма, случайностей, нечистоплотности.
    Что конкурсы не делают настоящих открытий!

    А уж сегодняние конкурсы и вовсе превратились просто в бизнес.
    И "правды", объективности от них не дождаться).

    Иное дело - здоровая соревновательность:
    например, объявляется один прославленный пианист, который делает вызов - другому столь же известному и популярному пианисту. Договариваются об условиях, о программе выступлений и пр. А потом публика определяет - кто из них лучший? Публика распределяет призовой фонд, голосуя своими кровно нажитыми тугриками-латами.
    Вот это было бы интересно!))
    Или, прославленный пианист (выигравший СОРЕВНОВАНИЕ) отбирает лучших на свой вкус пианистов, а другой не менее прославленный - своих и между ними устраивается конкурс пианистов!))
    Или, пианисты России - соревнуются с пианистами США!))
    По 5 концертов-соревнований в России и по 5 - в США.
    Голосуется в России - рублём, а в США - долларом))
    Потом пианисты оглашают - сколько денег у них оказалось в кармане.
    У кого больше - тот и выиграл!)))
    Соревнования пианистов могут быть между военными блоками НАТО и РОССИИ,
    НАТО и КИТАЯ, КИТАЯ И США, США И НАТО))
    Не забудем ещё ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ, страны БРИК и ОДКБ, а также могучий по пианистической потенции Африканский континент.

    В дальнейшем, устраивать межконтинентальные музыкальные соревнования!
    /Здесь Остапа понесло/
    Вот это я понимаю - СОРЕВНОВАНИЯ))))))))))
    Не то что мелкая конкурсная возня.

    Или уж лучше вовсе отменить все конкурсы))
  • egonbay· 2010-04-28 18:21:52
    Нет, мямлить Бирюкову придется отучать еще долго, надо полагать. И ведь сама понимает, что минимум половину текста занимают натяжки по знакам, но кривые ручонки так и тянутся к клавиатуре. Интересно, до каких пор нас будут кормить бесконечными "а что изменилось" и односложными "а он, а она, иди ты"?
  • tridi· 2010-05-03 00:17:00
    Екатерине БИРЮКОВОЙ,
    музыкальному критику, шеф-редактору раздела «Академическая музыка» портала OpenSpace.ru

    УВАЖАЕМАЯ ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА!
    ЖДУ ВАШЕЙ РЕАКЦИИ НА ПОСТ: pv· 2010-04-16 18:18:27
    и аналогичные посты
    В ТЕМЕ: Вялотекущий конец. Третья серия

  • trumpetist· 2010-05-03 20:25:27
    tridi, может быть это прозвучит для вас обидно, или даже оскорбительно, но я подозреваю, что ваши излияния - равно как и излияния pv, egonbay и прочих товарищей, тут никто не читает, а точнее - только вы все сами и читаете... Ну и я изредка наведываюсь. Вы просто своими письмами накручиваете посещаемость сайта и рейтинг материалов - больше ничего.

    Что касается меня - я с интересом читаю материалы и Екатерины Бирюковой - и прочих наших музыкальных журналистов, коих не так уж много, увы. Хотелось бы больше материалов.
  • tridi· 2010-05-03 21:42:13
    trumpetist, это в вас, вероятно, обида говорит?)

    А ещё вы противоречите сами себе: если мои тексты "накручивают посещаемость сайта и рейтинг материала", то это точно - не вследствие того, что их не читают))

    И ещё, я сослался на пост, который считаю недопустимым на данном форуме.
    А каково ваше мнение?
  • tridi· 2010-05-03 21:49:24
    //...ваши излияния - равно как и излияния pv, egonbay и прочих товарищей, тут никто не читает, а точнее - только вы все сами и читаете...//

    Удивительно,trumpetist, как можно брать на себя смелость высказывать мнение за всех)). Некрасиво!
    У меня, например, по-поводу только вас, как миниму - 5 противоположных мнений))))))))
  • tridi· 2010-05-03 21:58:26
    trumpetist, я вспомнил - это же вы считаете все излияния БФ (простите, это ваш стиль) и его самого - гениальными)
    Я не придерживаюсь этой точки зрения и поэтому вы думаете, что tridi не читают?
    Логика - железная)))
  • tridi· 2010-05-03 22:06:53
    Кстати, pv и bf - в друзьях. Почитайте, пожалуйста, их комментарии в теме: Вялотекущий конец. Третья серия. И друг друга - очень дополняют))
    А к Екатерине Бирюковой я отношусь как-раз хорошо, только не понимаю - почему, как шеф-редактор, она не реагирует на те посты, которые снижают уровень форумного общения, переводя его в матершину и кликушество.


  • trumpetist· 2010-05-03 22:11:45
    "И ещё, я сослался на пост, который считаю недопустимым на данном форуме.
    А каково ваше мнение?"

    Прежде всего, я не считаю комментарии к статье форумом. В сети достаточно форумов - не говоря о том, что можно завести собственный блог - и писать туда сколько хочется (заодно проверите сколько вас действительно челове читает).

    Когда же вместо делового высказывания разводится трындеж - неминуемо возникают переходы на личности. Хорошего ничего в этом нет - но выход из ситуации вижу только один:

    на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки).
  • tridi· 2010-05-03 22:30:34
    Мало ли кто что считает)
    А я считаю, что комментарии с возможностью живого диалога вполне подходят под определение - форум.


    //на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки)//

    А оценочные критерии разработаете вы, trumpetist?)
    А в ваши ограничения - не будет входить кляпы?)))
  • tridi· 2010-05-03 22:34:48
    И всё же, какое ваше, trumpetist, мнение относительно указанного мною поста?
    Вас он вполне удовлетворяет?))
  • tridi· 2010-05-03 22:45:54
    //Когда же вместо делового высказывания разводится трындеж - неминуемо возникают переходы на личности//

    Так может быть, для вас, trumpetist - "трындеж", а для других - "деловое высказывание")) Иные тексты не так просты, как кажется)))
    Да и "трындеж" в вашем контексте - это всего лишь желание унизить оппонента, но в воспитанном обществе такое поведение не считается - приличным.
  • egonbay· 2010-05-06 18:08:02
    >на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки).

    Продолжим тему. Идеал - это по одному восторженному комментарию на статью, лучше односложному: "восхитительно", "волшебно", "потрясающе". Я бы использовал последнее, как в широко известном анекдоте, ибо уже просто лень объяснять прописные истины как неофитам, так и более-менее искушенным, но, увы, малоинформированным визави.
  • tridi· 2010-05-07 12:02:11
    //на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки)//

    Предлагается, на полном серьёзе, с лучшими намерениями, прекрасная, на взгляд автора, формула))...

    Сколько людей - столько мнений и все - по-своему относительно правильные)), ведь не всем повезло с учебными заведениями, с учителями, не у всех врожденные таланты и острый ум, не у каждого в наличии развитая интуиция и качественные критерии, да и не каждый стремится к духовному развитию и самосовершенствованию и пр.)))
Все новости ›