Ученики могут ошибаться, испытывать кризисы, но они должны знать, как идти собственным путем. Чтобы прекращение обучения было началом, а не концом их развития.

Оцените материал

Просмотров: 25865

Дмитрий Башкиров: «Сейчас первая премия – не всегда гарантия долговременной жизни на сцене»

Екатерина Бирюкова · 20/04/2010
Страницы:
     

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Дмитрий Башкиров

Дмитрий Башкиров

— Три десятилетия не большой срок. Но тем не менее есть уже звездный пианист Ланг Ланг.

— Он очень одаренный человек. Но почти стопроцентный имитатор. Я знаю, потому что уже много лет его опекает мой зятек Баренбойм (дочь Дмитрия Башкирова, пианистка Елена Башкирова, замужем за пианистом и дирижером Даниэлем Баренбоймом. — OS). И сколько раз я ему говорил, чтобы он зря не тратил время! Он ведь никогда не преподавал постоянно, поэтому ему страшно нравится: он показал — тот тут же сыграл еще лучше! Ланг Ланг очень талантливый человек, но это же все равно где-то между цирком и искусством. Так же нельзя. Никогда в жизни Ланг Ланг не появился бы и не занял лидирующего положения в нашей иерархии в те времена, когда я был молодым.

— Это пиар?

— И вкусы публики.

— Как они изменились?

— Понимаете, публика хорошо ходит на концерты. Но я же помню, как я пришел на концерт Жени Кисина в Большом зале пару лет назад, он играл большую серьезную программу. И когда я шел его поздравлять, ко мне подошел какой-то господин, очевидно вип-персона, и сказал: «Господин Башкиров, вам не кажется, что у Кисина проблемы с октавами?» Вот на таком вот уровне, понимаете?

— Ну, он все-таки знал такое слово — «октава»…

— К сожалению, в силу разных причин процент людей, которые понимают, что происходит в процессе исполнения, не увеличился, а уменьшился. Это мое мнение. Людей, которые приходят на концерты классической музыки не просто чтобы получить удовольствие или побывать на более-менее престижном концерте, а чтобы духовную пищу получить, — таких людей очень мало стало.

— А наша публика отличается от западной?

— Нельзя так говорить — западная публика. Все зависит от страны. В Испании публика очень испортилась. Ее много, они очень хорошо хлопают, но я чувствую, что понимания нет. А, скажем, в такой маленькой стране, как Румыния, потрясающая публика. То есть просто живет с тобой, дышит с тобой вместе. В Финляндии прекрасная публика.

Я вообще против того, чтобы все делить на хорошо — плохо. Так же как нельзя сказать, что кто-то правильно интерпретировал, а кто-то нет. Что значит правильно? Можно правильно интерпретировать, а это будет скука смертная. А можно немножко неправильно, и это будет лучше. Наше дело ведь нельзя уложить в какие-то рамочки. Оно состоит из неуловимостей. И если какие-то из них, дай Бог, происходят на концерте — ради этого стоит находиться на сцене. Иначе это как инструкция, рецепт.

Был величайший музыкант ХХ века Ферруччо Бузони — пианист, композитор, интереснейшая музыкальная личность. Его как-то спросили, в чем секрет исполнительства. Он гениально ответил. Сперва нужно все понять. Потом все сделать. А выходя на сцену — все забыть.

— Надвигается очередной конкурс Чайковского, который решили взбодрить. Вы верите, что можно если не вернуть былую славу, то какую-то новую наработать?

— А я все знаю про это. Там полная революция. Я всегда был нежелательным человеком для конкурса Чайковского. Меня никогда не приглашали в жюри, только вот последний раз пригласили. И, конечно, я был очень огорчен уровнем. Из Европы пианистов приехало два или три человека, и один из Америки. Всё. Остальное — бывший Советский Союз и азиаты. Это ненормально для конкурса такого уровня. И это — результат предыдущих.

Я не хочу опускаться в подробности, но, очевидно, были допущены серьезные промахи — и в организации, и в решениях жюри. И на Западе сейчас конкурс Чайковского далеко не так высоко ценится. Я буду счастлив, если он как-то реанимируется. Но, знаете, я не могу представить себе ни одного мало-мальски престижного конкурса в мире, на котором обсуждается вопрос о присуждении первой премии и жюри голосует за то, что нет первой премии, а сотрудник государственных организаций буквально выкручивает нашему жюри руки — нет, нужна первая премия! Переголосовывайте! Мы переголосовываем — опять нет. И он требует, чтобы мы голосовали в третий раз! Это просто не-воз-мож-но. Мы устояли, отказались третий раз голосовать. Но два раза все-таки нас заставили. Что это такое? Как можно? Ну хорошо мы, выросшие при советской власти, ко всему привыкшие. Но перед иностранцами это ж срамота была!

Поэтому очень много зависит от того, кто будет вести конкурс, какой будет настрой. Я Валеру Гергиева очень уважаю, он фантастический человек, талантливый музыкант с какой-то совершенно бешеной энергетикой. Как он все успевает, просто даже не представляю. Я надеюсь, что он сумеет сделать так, чтобы была какая-то свежесть. И в составе жюри, и вообще в отношении ко всему этому процессу.

— Он хочет, чтобы в состав жюри вообще не входили педагоги.

— Неправильно. Это сделала Вирсаладзе на Втором конкурсе Рихтера. И я считаю, что это неправильно. Нигде в мире такого нет. Такие действия не обеспечивает объективность жюри. Это химеры, что если не будут сидеть педагоги, то будет все хорошо. Ну, друг педагога будет. Главное, чтобы были порядочные люди. Вот и всё. Как же не сажать в жюри ведущих мировых педагогов? Извините, но они немножко лучше иногда разбираются, чем чисто исполнители. У них такой опыт, что они слышат потенциал, перспективу. Это я не могу поддержать, но это не мое дело.

— И еще очень надеются на присутствие всяких менеджеров…

— А это очень хорошо. Дело все в том, что есть такая несбыточная мечта. Когда я сидел в жюри на Первом конкурсе Рихтера, одна журналистка очень язвительно высказывалась о правилах этого конкурса. Что это не конкурс, а какой-то смотр молодежи, музыкальный фестиваль. И я на пресс-конференции ей сказал, что это для меня большой комплимент. Я считаю, что в идеале должны быть не конкурсы, в которых неизбежно присутствует спортивный элемент, а именно такие фестивали — смотры талантливой молодежи, на которые бы приглашались импресарио. И они бы уже выбирали себе тех людей, которые, по их мнению, будут хорошо слушаться-смотреться на концертной эстраде.

— Какие сейчас, на ваш взгляд, конкурсы в мире имеют самое высокое реноме?

— В какой-то степени Брюссель (Конкурс королевы Елизаветы. — OS), Лидс в Великобритании, варшавский Шопеновский конкурс. Но в чем сейчас сила конкурса? Даже не в распределении мест. Даже не в денежном выражении. А в том, какими концертами обеспечивается лауреат. А сейчас, к сожалению, некоторые конкурсы с именами мало делают для того, чтобы гарантировать эти концерты победителям. Чтобы они могли потом год-два кататься. И в этом отношении очень хороший конкурс Гезы Анды в Швейцарии.

Когда меня «закрыли» (то есть сделали невыездным. — OS) на восемь с половиной лет, я не ездил в жюри на конкурс в Лидс. Приехал в 1992 году после большого перерыва и спросил, кто были первыми премиями за это время. Мне назвали несколько фамилий. Я спросил: и где они? Исчезли. Так что сейчас первая премия не всегда гарантия долговременной жизни на сцене. Вот в чем все дело. Я сам играю уже 55 лет подряд, уже надоел себе. Но я радуюсь, что ребята у меня — такие как Дима Алексеев, Коля Демиденко — играют десятилетия. Вот это важно. Чтобы быть долгожителем.
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • tridi· 2010-04-20 17:53:15
    Очень приятное интервью - оттого, что очень приятен Дмитрий Башкиров))
    Мои самые наилучшие ему пожелания!
  • Yuri_KOSSAGOVSKY· 2010-04-20 18:00:34
    .



    с удовольствием читал мысли Дмитрия Башкирова
    т.к. его записи мне всегда казались интересными - искренними
    ===========================================
    но мысли его вызвали у меня некоторое несогласия - школа плохая




    у нас плохая музыкальная школа как и во всем мире

    "профессора всего мира только тем и занимаются в консерваториях что отучают молодых людей от музыки" Артур Оннегер

    плохая школа - и хорошие музыканты были вопреки этой школе
    а не благодаря ей

    Рихтер - пришел самоучкой
    а как сам Дм. Башкиров образовался не знаю - повезло...


    Рахманинова не консерватория образовала
    а его детские импровизации - т.е. самообразование

    только потому он смог написать прелюд до диез минор
    - т.к. он не вытекал из западной школы музыки...

    однако он был так своеобразен
    что Рахманинова за эту трехминутную музыку
    встречали в Лондоне на пристани с оркестром...




    .
  • ro_fiesta· 2010-04-21 16:24:05
    чудесное интервью. спасибо
  • must· 2010-04-22 02:44:02
    отличное интервью.
    и во многом согласна с Башкировым.
    сама не профессиональный музыкант сейчас, но училась в музыкальной школе, причем не самой плохой.
    преподаватели начисто убивают у детей любовь к музыке.
    безличный подход ко всему.
    мне по характеру тродно играть медленные, тягучие произведения.
    но преподаватели всегда срели прочего давали и такие.
    хотя даже среди полифонических произведений, обязательных на экзамене можно выбрать что-то пободрее.
    результат: 3 года после окончания "музыкалки" не подходила к инструменту.
    я сама кореянка, и Башкиров прав, сигнал от мозга к пальцам идет быстро, но из-за этого практически невозможно понимать и играть полифонии Баха, например.
    большинство преподавателей этого не понимают и ровняют всех под одну гребенку.
  • ru222· 2010-04-23 06:02:21
    Очень четкие, и безошибочно сформулированные мысли по поводу азиатских инструменталистов. "Скажешь - не понимают, а сыграешь- идеально повторят"
    Абсолютно верно, убийственно точно сказано. Только вот "Зятёк" покоробило. Пусть он зять de juro, но de facto он великий пианист. Не стоило, как мне кажется, подчёркивать семейные связи в подобном интервью. Кому надо- и так знают, а кому не надо- зачем им это? Будут к Башкирову лучше относиться оттого, что он свёкр Баренбойма? не думаю...
  • tridi· 2010-04-23 10:11:00
    Для человека, работающего за рубежом - всё важно))
  • brize· 2010-04-25 18:47:27
    все сейчас не то
  • evgformage· 2010-04-26 11:36:50
    Башкиров - человек спецефический, чувствуется, что до сих пор жует обиду на советскую власть и непризнание. А тут вот, видишь, стал чуть ли не первым педагогом в мире.
    Бирюковой вот только так и надо работать: тихонечько записывать за людьми их мысли. Сходит за умного интервьюера :) И то, надо все же с Башкировым было подискутировать. А то совсем манная каша какая-то. И Баренбойма не надо через статью прикладывать, хоть и чужими руками :) Уже было в статье про Нетребко :) Тут, конечно, надо было написать зять, а не зятек. Ну, ладно, умишка не хватило. Руки затряслись, такакая жареная информация сама лезет журналисту в руки: БАшкиро-то зятя не уважает и пренебрежительно о нем отзывается. В зобу дыханье сперло, сыр выпал...
  • tridi· 2010-04-27 11:55:07
    //«Сейчас первая премия – не всегда гарантия долговременной жизни на сцене»//

    Конкурсы, конкурсы, конкурсы...
    Но это же история - только последних 100 с лишним лет, а до этого конкурсов почти НЕ БЫЛО, а гениев было гораздо БОЛЬШЕ!)))

    Чуть ли не все гении ХХ в. высказывались о том, что конкурсы - выявляют не самых лучших, что в оценках много субъективизма, случайностей, нечистоплотности.
    Что конкурсы не делают настоящих открытий!

    А уж сегодняние конкурсы и вовсе превратились просто в бизнес.
    И "правды", объективности от них не дождаться).

    Иное дело - здоровая соревновательность:
    например, объявляется один прославленный пианист, который делает вызов - другому столь же известному и популярному пианисту. Договариваются об условиях, о программе выступлений и пр. А потом публика определяет - кто из них лучший? Публика распределяет призовой фонд, голосуя своими кровно нажитыми тугриками-латами.
    Вот это было бы интересно!))
    Или, прославленный пианист (выигравший СОРЕВНОВАНИЕ) отбирает лучших на свой вкус пианистов, а другой не менее прославленный - своих и между ними устраивается конкурс пианистов!))
    Или, пианисты России - соревнуются с пианистами США!))
    По 5 концертов-соревнований в России и по 5 - в США.
    Голосуется в России - рублём, а в США - долларом))
    Потом пианисты оглашают - сколько денег у них оказалось в кармане.
    У кого больше - тот и выиграл!)))
    Соревнования пианистов могут быть между военными блоками НАТО и РОССИИ,
    НАТО и КИТАЯ, КИТАЯ И США, США И НАТО))
    Не забудем ещё ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ, страны БРИК и ОДКБ, а также могучий по пианистической потенции Африканский континент.

    В дальнейшем, устраивать межконтинентальные музыкальные соревнования!
    /Здесь Остапа понесло/
    Вот это я понимаю - СОРЕВНОВАНИЯ))))))))))
    Не то что мелкая конкурсная возня.

    Или уж лучше вовсе отменить все конкурсы))
  • egonbay· 2010-04-28 18:21:52
    Нет, мямлить Бирюкову придется отучать еще долго, надо полагать. И ведь сама понимает, что минимум половину текста занимают натяжки по знакам, но кривые ручонки так и тянутся к клавиатуре. Интересно, до каких пор нас будут кормить бесконечными "а что изменилось" и односложными "а он, а она, иди ты"?
  • tridi· 2010-05-03 00:17:00
    Екатерине БИРЮКОВОЙ,
    музыкальному критику, шеф-редактору раздела «Академическая музыка» портала OpenSpace.ru

    УВАЖАЕМАЯ ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА!
    ЖДУ ВАШЕЙ РЕАКЦИИ НА ПОСТ: pv· 2010-04-16 18:18:27
    и аналогичные посты
    В ТЕМЕ: Вялотекущий конец. Третья серия

  • trumpetist· 2010-05-03 20:25:27
    tridi, может быть это прозвучит для вас обидно, или даже оскорбительно, но я подозреваю, что ваши излияния - равно как и излияния pv, egonbay и прочих товарищей, тут никто не читает, а точнее - только вы все сами и читаете... Ну и я изредка наведываюсь. Вы просто своими письмами накручиваете посещаемость сайта и рейтинг материалов - больше ничего.

    Что касается меня - я с интересом читаю материалы и Екатерины Бирюковой - и прочих наших музыкальных журналистов, коих не так уж много, увы. Хотелось бы больше материалов.
  • tridi· 2010-05-03 21:42:13
    trumpetist, это в вас, вероятно, обида говорит?)

    А ещё вы противоречите сами себе: если мои тексты "накручивают посещаемость сайта и рейтинг материала", то это точно - не вследствие того, что их не читают))

    И ещё, я сослался на пост, который считаю недопустимым на данном форуме.
    А каково ваше мнение?
  • tridi· 2010-05-03 21:49:24
    //...ваши излияния - равно как и излияния pv, egonbay и прочих товарищей, тут никто не читает, а точнее - только вы все сами и читаете...//

    Удивительно,trumpetist, как можно брать на себя смелость высказывать мнение за всех)). Некрасиво!
    У меня, например, по-поводу только вас, как миниму - 5 противоположных мнений))))))))
  • tridi· 2010-05-03 21:58:26
    trumpetist, я вспомнил - это же вы считаете все излияния БФ (простите, это ваш стиль) и его самого - гениальными)
    Я не придерживаюсь этой точки зрения и поэтому вы думаете, что tridi не читают?
    Логика - железная)))
  • tridi· 2010-05-03 22:06:53
    Кстати, pv и bf - в друзьях. Почитайте, пожалуйста, их комментарии в теме: Вялотекущий конец. Третья серия. И друг друга - очень дополняют))
    А к Екатерине Бирюковой я отношусь как-раз хорошо, только не понимаю - почему, как шеф-редактор, она не реагирует на те посты, которые снижают уровень форумного общения, переводя его в матершину и кликушество.


  • trumpetist· 2010-05-03 22:11:45
    "И ещё, я сослался на пост, который считаю недопустимым на данном форуме.
    А каково ваше мнение?"

    Прежде всего, я не считаю комментарии к статье форумом. В сети достаточно форумов - не говоря о том, что можно завести собственный блог - и писать туда сколько хочется (заодно проверите сколько вас действительно челове читает).

    Когда же вместо делового высказывания разводится трындеж - неминуемо возникают переходы на личности. Хорошего ничего в этом нет - но выход из ситуации вижу только один:

    на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки).
  • tridi· 2010-05-03 22:30:34
    Мало ли кто что считает)
    А я считаю, что комментарии с возможностью живого диалога вполне подходят под определение - форум.


    //на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки)//

    А оценочные критерии разработаете вы, trumpetist?)
    А в ваши ограничения - не будет входить кляпы?)))
  • tridi· 2010-05-03 22:34:48
    И всё же, какое ваше, trumpetist, мнение относительно указанного мною поста?
    Вас он вполне удовлетворяет?))
  • tridi· 2010-05-03 22:45:54
    //Когда же вместо делового высказывания разводится трындеж - неминуемо возникают переходы на личности//

    Так может быть, для вас, trumpetist - "трындеж", а для других - "деловое высказывание")) Иные тексты не так просты, как кажется)))
    Да и "трындеж" в вашем контексте - это всего лишь желание унизить оппонента, но в воспитанном обществе такое поведение не считается - приличным.
  • egonbay· 2010-05-06 18:08:02
    >на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки).

    Продолжим тему. Идеал - это по одному восторженному комментарию на статью, лучше односложному: "восхитительно", "волшебно", "потрясающе". Я бы использовал последнее, как в широко известном анекдоте, ибо уже просто лень объяснять прописные истины как неофитам, так и более-менее искушенным, но, увы, малоинформированным визави.
  • tridi· 2010-05-07 12:02:11
    //на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки)//

    Предлагается, на полном серьёзе, с лучшими намерениями, прекрасная, на взгляд автора, формула))...

    Сколько людей - столько мнений и все - по-своему относительно правильные)), ведь не всем повезло с учебными заведениями, с учителями, не у всех врожденные таланты и острый ум, не у каждого в наличии развитая интуиция и качественные критерии, да и не каждый стремится к духовному развитию и самосовершенствованию и пр.)))
Все новости ›