Ученики могут ошибаться, испытывать кризисы, но они должны знать, как идти собственным путем. Чтобы прекращение обучения было началом, а не концом их развития.
Просмотров: 25879
Дмитрий Башкиров: «Сейчас первая премия – не всегда гарантия долговременной жизни на сцене»
Пианист и один из самых знаменитых в мире представителей русской фортепианной педагогики – об азиатах-имитаторах, подпорченной славе конкурса Чайковского и сценическом долголетии
— Уже стали общим местом разговоры о том, что в советское время была уникальная система музыкального воспитания. А сейчас это все кончилось и невосстановимо. Согласны ли вы с этим мнением?Читать!
— Вы имеете в виду неактуальность классической музыки?
— Я имею в виду отношение к классике, понимание классики, критерии публики, приходящей на концерт, критерии педагогов. Раньше невозможно было себе представить педагога, который ставил бы себе основной целью подготовить энное количество ребят к энному количеству конкурсов. Чтобы те получили премии и он потом мог писать, что у него такое-то количество десятков лауреатов. Своего рода дрессировка происходит.
— А когда наши советские звезды побеждали на международных конкурсах, это разве не была дрессировка, просто на более высоком уровне?
— Во-первых, конкурсов тогда было мало (я вообще-то терпеть не могу конкурсы, хотя все время сижу в жюри, называю их «печальной необходимостью»). И тогда это было совершенно другое. Да, посылали делегацию на конкурс и так далее, и так далее. Но обучение шло не в расчете на конкурс. Наши педагоги не готовили нас к конкурсу. Они рассчитывали на то, что музыка станет смыслом нашей жизни и мы должны быть к этому подготовлены. Другой был прицел.
— Что еще изменилось?
— Не было такой взаимосвязи между пианистическими школами. Существовали русская школа, французская, немецкая, американская (правда, наполовину состоявшая из русской). Но тогда не было таких контактов, как сейчас.
— Это хорошо или плохо?
— До какой-то степени плохо. Потому что приоритеты русской школы сейчас размываются. Они обогащаются приоритетами других школ, это неплохо. Но наши приоритеты уже не такие, как были в прежние времена.
— Вы профессор в Мадриде (в Высшей школе музыки имени королевы Софии. — OS), но «наша школа» — это русская?
— Конечно. Я педагог в Мадриде, работаю по контракту. Я говорю: Россия — родная, Испания — двоюродная.
Постоянные у меня сейчас ученики только в Мадриде. И то последние десять лет я приезжаю туда только раз в месяц на неделю. У меня прекрасный ассистент — наполовину испанец, наполовину немец, тоже у меня учился. Неделю я вкалываю по-черному, отдаю все часы за весь месяц, а потом работает он. По той же схеме живут и мои замечательные коллеги — Захар Брон, Наталья Шаховская. Мы трое там — класс скрипки, класс виолончели и класс фортепиано.
— На каком языке вы преподаете?
— Я преподаю на русском языке. У меня переводчица — она, получается, слуга трех господ, обслуживает нашу троицу. Если бы я собирался постоянно там жить, то, конечно, выучил бы язык. Но я с самого начала понял, что не собираюсь на старости лет менять ориентиры.
— Где вы проводите остальные три недели в месяц?
— В самолете. Это действительно так. Вот за прошлый месяц я пять стран объездил. Или играю, или преподаю. Энное количество мастер-классов. Плюс сидение в жюри. Поэтому я домой, в Москву, попадаю на три-четыре дня в месяц. Но все равно это мой дом, мои рояли, мои ноты.
— Как правило, цель занятий в наших музыкальных школах — хорошо сыграть концерт или зачет. Совсем другая цель, которая часто присутствует в западных системах, — чтобы ребенок получил удовольствие от урока.
— Абсолютно согласен с последним мнением. Потому что те педагоги, которые засаживают малышей за бесконечные экзерсисы, или внушают им отвращение к музыке, или делают из них таких механичных роботов, играющих на фортепиано.
Вот я могу привести свой пример. Прежде всего я зауважал музыку. А потом уже начал учить репертуар. Можете себе представить — 1938 год, я поступаю в музыкальную десятилетку Тбилиси. По правилам нужно сыграть какой-нибудь этюдик легкий, что-нибудь из тетрадки Анны Магдалины Бах. Я выхожу и играю: Свадебный марш из оперы Вагнера «Лоэнгрин» по клавиру (выученный с моей бабушкой-музыкантшей) и по слуху «Интернационал». Уже тогда я шел необычной дорогой!
Еще до того, как я попал к настоящему педагогу, бабушка просто играла мне музыку. Она меня возила на самые серьезные симфонические концерты. Мне было шесть лет, когда я поехал с бабушкой и дедушкой в Кисловодск; там гастролировал оркестр Ленинградской филармонии. Последний концерт был по заявкам. Так я сделал заявку! И вот я сижу, такой крошечный, и объявляют: «А теперь по заявке товарища Башкирова будет исполнена увертюра Вагнера к опере “Тангейзер”».
А потом я попал в руки к Анастасии Давыдовне Вирсаладзе, потрясающему музыканту, невероятно поэтичному, тонкому, доброму, которая прежде всего сделала так, чтобы я полюбил каждый звук, который я издаю. Полюбил качество звучания, фразировку. Это правильный путь.
Но потом уже, когда ясно, что человек этим горит, тогда надо его засаживать за черную работу. Но ни в коем случае не начинать с этого. Это очень плохой путь.
— Откуда ваши ученики? Сейчас ведь большой приток восточных людей. Говорят, если в Китае рождается мальчик, его отдают учиться на фортепиано.
— Да, я там преподавал. Там сколько-то их миллионов играют на фортепиано, и есть очень талантливые. Мне кажется, что у корейцев, японцев, китайцев генетически немножко другие двигательные реакции. Сигнал от мозга к пальцам идет быстрее, чем у европейцев. Поэтому они так ловко играют. Но тут вот что. Если им скажешь — они не понимают. Если ты им сыграешь — они тут же повторяют еще лучше, чем ты сам. То есть они гениальные имитаторы. Они имитируют так, что незаметно, что они что-то повторяют с чужих слов. А оставь их одних, они совершенно беспомощны. Но это понятно. Классическая европейская музыка пришла к ним сравнительно недавно. И должны пройти даже не десятилетия, а столетия, чтобы цивилизация прижилась.
— И какие ваши прогнозы? Классическая музыка перемещается на Восток?
Читать!
Когда меня спрашивают, в чем секрет моей педагогики, я говорю, что у меня педагогика на вырост. Я хочу, чтобы, когда ученики от меня уйдут, они уже знали, что делать. Они могут ошибаться, испытывать кризисы, но они должны знать, как идти собственным путем. Чтобы прекращение обучения было началом, а не концом их развития.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:22
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451735
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268598
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897675
- 5. Закоротило 822123
- 6. Не может прожить без ирисок 782252
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758800
- 8. Коблы и малолетки 740877
- 9. Затворник. Но пятипалый 471281
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403086
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370477
- 12. ЖП и крепостное право 369390
Мои самые наилучшие ему пожелания!
с удовольствием читал мысли Дмитрия Башкирова
т.к. его записи мне всегда казались интересными - искренними
===========================================
но мысли его вызвали у меня некоторое несогласия - школа плохая
у нас плохая музыкальная школа как и во всем мире
"профессора всего мира только тем и занимаются в консерваториях что отучают молодых людей от музыки" Артур Оннегер
плохая школа - и хорошие музыканты были вопреки этой школе
а не благодаря ей
Рихтер - пришел самоучкой
а как сам Дм. Башкиров образовался не знаю - повезло...
Рахманинова не консерватория образовала
а его детские импровизации - т.е. самообразование
только потому он смог написать прелюд до диез минор
- т.к. он не вытекал из западной школы музыки...
однако он был так своеобразен
что Рахманинова за эту трехминутную музыку
встречали в Лондоне на пристани с оркестром...
.
и во многом согласна с Башкировым.
сама не профессиональный музыкант сейчас, но училась в музыкальной школе, причем не самой плохой.
преподаватели начисто убивают у детей любовь к музыке.
безличный подход ко всему.
мне по характеру тродно играть медленные, тягучие произведения.
но преподаватели всегда срели прочего давали и такие.
хотя даже среди полифонических произведений, обязательных на экзамене можно выбрать что-то пободрее.
результат: 3 года после окончания "музыкалки" не подходила к инструменту.
я сама кореянка, и Башкиров прав, сигнал от мозга к пальцам идет быстро, но из-за этого практически невозможно понимать и играть полифонии Баха, например.
большинство преподавателей этого не понимают и ровняют всех под одну гребенку.
Абсолютно верно, убийственно точно сказано. Только вот "Зятёк" покоробило. Пусть он зять de juro, но de facto он великий пианист. Не стоило, как мне кажется, подчёркивать семейные связи в подобном интервью. Кому надо- и так знают, а кому не надо- зачем им это? Будут к Башкирову лучше относиться оттого, что он свёкр Баренбойма? не думаю...
Бирюковой вот только так и надо работать: тихонечько записывать за людьми их мысли. Сходит за умного интервьюера :) И то, надо все же с Башкировым было подискутировать. А то совсем манная каша какая-то. И Баренбойма не надо через статью прикладывать, хоть и чужими руками :) Уже было в статье про Нетребко :) Тут, конечно, надо было написать зять, а не зятек. Ну, ладно, умишка не хватило. Руки затряслись, такакая жареная информация сама лезет журналисту в руки: БАшкиро-то зятя не уважает и пренебрежительно о нем отзывается. В зобу дыханье сперло, сыр выпал...
Конкурсы, конкурсы, конкурсы...
Но это же история - только последних 100 с лишним лет, а до этого конкурсов почти НЕ БЫЛО, а гениев было гораздо БОЛЬШЕ!)))
Чуть ли не все гении ХХ в. высказывались о том, что конкурсы - выявляют не самых лучших, что в оценках много субъективизма, случайностей, нечистоплотности.
Что конкурсы не делают настоящих открытий!
А уж сегодняние конкурсы и вовсе превратились просто в бизнес.
И "правды", объективности от них не дождаться).
Иное дело - здоровая соревновательность:
например, объявляется один прославленный пианист, который делает вызов - другому столь же известному и популярному пианисту. Договариваются об условиях, о программе выступлений и пр. А потом публика определяет - кто из них лучший? Публика распределяет призовой фонд, голосуя своими кровно нажитыми тугриками-латами.
Вот это было бы интересно!))
Или, прославленный пианист (выигравший СОРЕВНОВАНИЕ) отбирает лучших на свой вкус пианистов, а другой не менее прославленный - своих и между ними устраивается конкурс пианистов!))
Или, пианисты России - соревнуются с пианистами США!))
По 5 концертов-соревнований в России и по 5 - в США.
Голосуется в России - рублём, а в США - долларом))
Потом пианисты оглашают - сколько денег у них оказалось в кармане.
У кого больше - тот и выиграл!)))
Соревнования пианистов могут быть между военными блоками НАТО и РОССИИ,
НАТО и КИТАЯ, КИТАЯ И США, США И НАТО))
Не забудем ещё ЛАТИНСКУЮ АМЕРИКУ, страны БРИК и ОДКБ, а также могучий по пианистической потенции Африканский континент.
В дальнейшем, устраивать межконтинентальные музыкальные соревнования!
/Здесь Остапа понесло/
Вот это я понимаю - СОРЕВНОВАНИЯ))))))))))
Не то что мелкая конкурсная возня.
Или уж лучше вовсе отменить все конкурсы))
музыкальному критику, шеф-редактору раздела «Академическая музыка» портала OpenSpace.ru
УВАЖАЕМАЯ ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА!
ЖДУ ВАШЕЙ РЕАКЦИИ НА ПОСТ: pv· 2010-04-16 18:18:27
и аналогичные посты
В ТЕМЕ: Вялотекущий конец. Третья серия
Что касается меня - я с интересом читаю материалы и Екатерины Бирюковой - и прочих наших музыкальных журналистов, коих не так уж много, увы. Хотелось бы больше материалов.
А ещё вы противоречите сами себе: если мои тексты "накручивают посещаемость сайта и рейтинг материала", то это точно - не вследствие того, что их не читают))
И ещё, я сослался на пост, который считаю недопустимым на данном форуме.
А каково ваше мнение?
Удивительно,trumpetist, как можно брать на себя смелость высказывать мнение за всех)). Некрасиво!
У меня, например, по-поводу только вас, как миниму - 5 противоположных мнений))))))))
Я не придерживаюсь этой точки зрения и поэтому вы думаете, что tridi не читают?
Логика - железная)))
А к Екатерине Бирюковой я отношусь как-раз хорошо, только не понимаю - почему, как шеф-редактор, она не реагирует на те посты, которые снижают уровень форумного общения, переводя его в матершину и кликушество.
А каково ваше мнение?"
Прежде всего, я не считаю комментарии к статье форумом. В сети достаточно форумов - не говоря о том, что можно завести собственный блог - и писать туда сколько хочется (заодно проверите сколько вас действительно челове читает).
Когда же вместо делового высказывания разводится трындеж - неминуемо возникают переходы на личности. Хорошего ничего в этом нет - но выход из ситуации вижу только один:
на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки).
А я считаю, что комментарии с возможностью живого диалога вполне подходят под определение - форум.
//на месте редакторов я бы ограничил комментаторов возможностью одного высказывания на материал - и только по делу (и еще по объему бы установить рамки)//
А оценочные критерии разработаете вы, trumpetist?)
А в ваши ограничения - не будет входить кляпы?)))
Вас он вполне удовлетворяет?))
Так может быть, для вас, trumpetist - "трындеж", а для других - "деловое высказывание")) Иные тексты не так просты, как кажется)))
Да и "трындеж" в вашем контексте - это всего лишь желание унизить оппонента, но в воспитанном обществе такое поведение не считается - приличным.
Продолжим тему. Идеал - это по одному восторженному комментарию на статью, лучше односложному: "восхитительно", "волшебно", "потрясающе". Я бы использовал последнее, как в широко известном анекдоте, ибо уже просто лень объяснять прописные истины как неофитам, так и более-менее искушенным, но, увы, малоинформированным визави.
Предлагается, на полном серьёзе, с лучшими намерениями, прекрасная, на взгляд автора, формула))...
Сколько людей - столько мнений и все - по-своему относительно правильные)), ведь не всем повезло с учебными заведениями, с учителями, не у всех врожденные таланты и острый ум, не у каждого в наличии развитая интуиция и качественные критерии, да и не каждый стремится к духовному развитию и самосовершенствованию и пр.)))