Композитор может сообщить нам некий опыт восприятия времени и опыт упорядочивания того хаоса, который на нас сваливается со всех сторон.
Просмотров: 22654
Сергей Невский: «Я часто сравниваю жизнь сегодняшнего оперного композитора с жизнью композитора XVIII века»
Один из самых заметных представителей нового композиторского поколения, живущий между Берлином и Москвой, о востребованности современной оперы
— Информационный повод для нашего разговора немного необычный — прочитала в твоем ЖЖ, как много новых опер ожидается в новом году в Европе. Как это соотносится с почти уже аксиомой о том, что оперный жанр умер? И вообще, наверное, надо бы прояснить, что такое современная опера в Европе и у нас, где мы, по большому счету, блуждаем в трех соснах между «Детьми Розенталя» Десятникова, Vita Nova Мартынова и «Братьями Карамазовыми» Смелкова.
Читать!
— А он есть?
— Есть. Варианты этого перенасыщения восприятия могут быть самые разные. Есть оперы, которые похожи на инсталляции, например у Луиджи Ноно, который делал «Прометея», где музыканты и певцы стоят вокруг зрителей. Есть, наоборот, оперы, которые работают как комиксы. С моей точки зрения, виртуозное слияние режиссуры, разговора, пения и музыки — это опера Бернарда Ланга «Я ненавижу Моцарта», которая ставилась в Театр ан дер Вин несколько лет назад. Это один из редчайших примеров удачной комической оперы. Правда, там уникальный случай, что либреттист — Михаэль Штурмингер — является и режиссером.
— У нас Штурмингера знают, наоборот, как любителя Моцарта — в Мариинке идет «Идоменей» в его постановке…
— Еще есть оперы, которые апеллируют к созданию иллюзий. Где зритель должен почувствовать эффект присутствия. Вот Петер Этвёш, которому недавно заказал оперу Владимир Юровский, написал «Ангелов в Америке». Там он исполнил то, о чем мечтал Прокофьев, а до него Вагнер — сделал, чтобы публика не видела оркестра. Оркестр устранен за пределы видимости. Зритель находится перед такой коробочкой, в которой происходит все действие. Он в нем присутствует.
Есть оперы, где изображение первично, а музыка его сопровождает. У Стива Райха, например.
Есть оперы, которые отсылают к оратории — вот, скажем, Vita Nova Мартынова.
Опера, которая действительно умерла, — это так называемая «литературная опера», в которой рассказывается традиционным способом некоторая история…
— Это как раз «Братья Карамазовы» в Мариинском театре…
— Не хочу никого оценивать, не слышал «Братьев Карамазовых». Но опера, в которой довольно сложным языком рассказывается некая история при помощи диалога, она обречена быть неким курьезом. Когда человек поет: «Дай мне, пожалуйста, чашку чая», а ему отвечают: «Не дам я тебе чашку чая», — это кажется чем-то вычурным. И, наверное, вот как раз литературная опера, которая цвела в XIX веке и в первой половине XX века, когда композиторы решили, что надо положить на музыку все великие литературные произведения, — будь то «Улисс» или «Тихий Дон», — она уходит в прошлое. Просто из-за несовместимости рассказа театрального, визуального, музыкального — и литературного.
Вот еще какая вещь. Любому композитору, работающему сегодня с оперным либретто, очень быстро становится ясно, что количественные возможности текста ограничены. То есть для получасовой оперы либретто не может быть длиннее четырех страниц. У Сальваторе Шарино, одного из самых знаменитых сегодняшних оперных композиторов, либретто занимает всего 2—3 страницы.
— Считается, что современный человек вообще способен лучше воспринять короткую информацию, чем длинную. В связи с этим какая протяженность оперы сейчас возможна?
— Очень много сейчас коротких опер, которые идут без антракта час, час с небольшим. Это, кстати, Рихард Штраус первый сделал с «Электрой». Я, кстати, не уверен, что современный зритель так уж хочет, чтобы у него перед глазами все мелькало. Есть пример инсценировки Билла Виолы «Тристана»…
— Ну, там вполне все мелькает. Видеоарт Виолы делает гораздо более простым и комфортным восприятие пяти часов Вагнера. Это все-таки какой-никакой телевизор. А насколько вообще современная опера зависит от картинки, от визуального ряда?
— Кирилл Серебренников как-то сказал, что режиссеру для хорошей постановки должно быть достаточно актера, табуретки и веревки. Есть примеры оперных работ Марталера — это не только «Фама», которую показали в Москве, но и более ранние — скажем, «Кассандра» Микаэля Жарреля, где актриса как раз стоит на сцене с табуреткой, и больше там ничего нет. Зависит все от того, как режиссер относится к музыке и как он относится к артистам. Но и артист в опере сегодня должен быть больше драматическим артистом, чем раньше. Невозможно просто стоять на сцене и петь, как тогда.
— Проект «Гамлет-машина», который при участии тебя, еще нескольких молодых композиторов, Московского ансамбля современной музыки и Кирилла Серебренникова был устроен под Новый год в МХТ, — может, это и была опера в современном понимании?
— Наверное, нет. Скорее это опыт синтетического жанра, нечто промежуточное между концертом и спектаклем.
— Насколько сложнее эту музыку было бы воспринять без инсценировки Серебренникова?
Читать!
— Я думаю, в Москве это было бы вполне возможно. Хотя для публики Художественного театра музыка, звучащая в проекте «Машина», могла показаться довольно непривычной. Но уже для студентов Серебренникова, которым сейчас 20—22, она вполне нормальна. Поэтому замечательно, что такие вещи происходят, что есть такие попытки сближения жанров, институций. Будет расти другая публика.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:50
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451699
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822078
- 6. Не может прожить без ирисок 782107
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758600
- 8. Коблы и малолетки 740820
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 345767
-----------------------------------------------------------
Композитор - именно властитель умов!!!
И происходит это тогда, когда он (необъяснимо - свыше одарённый) - исполняет своё предназначение, миссию (это не пафос, а констатация фактов).
В ином случае - это всё "игрушки", "стёб" или "самодеятельность" в худших, т.е. в эгоистических, волюнаристских, проявлениях - Я ТАК ХОЧУ, вместо ТАК НАДО.
ТВОРЧЕСТВО - ЭТО СЛУЖЕНИЕ, но не себе любимому) и не "партийно-композиторским" пристрастиям. Не ОДАРЁННЫЙ композитор никогда не услышит - в чём его предназначение.
Но тому, кому дано УСЛЫШАТЬ, проникается ВЕРОЙ, внутренней уверенностью (силой), ЗНАНИЕМ (но не "терминолигий-интерпретаций", а сути, которая есть - ЛЮБОВЬ)
И ещё, опера - не умерла, та - настоящая), но соглашусь, что дальнейшее её развитие связано с изменениями общественых запросов. И мне они видятся - в просвещении и в нравственном воспитании нового человека - представителя-наследника единой планетарной культурной цивилизации (всех времён и народов).
Предполагаю, что дальнеейшее развитие оперы будет в самом важном - сопрягаться с образовательной составляющей. А следовательно, в "оперные сферы" будут включаться - дети, которые, с одной стороны, через оперу (наиболее синтетическую-синкретическую форму) могут приобщаться к мировой культуре, а с другой - дадут новый импульс для сущностного (не формального) оперного обновления.
Новая опера может стать провозвестником фольклора новой формации.
PS
а оперы с детьми-участниками и для детей, кстати, пишутся в большом количестве.
Для появления новых оперных шедевров необходимо создавать новые условия.
Оперные театры, как правило, отторгают новые оперные предложения - с каким бы качеством, составом исполнителей и в каком бы стиле они не были написаны). Новые оперы - не рассматриваются и не обсуждаются, либо это делается - формально. Это - правило (исключения маловероятны, но как же без них). Причём, рассмотрение обязательно бывает "непрозрачным" и "безответственным": отклонений-отказов, изложенных в писменной форме - авторы не дождутся)). Да и рассматривать оперы - некому: профессионалов-экспертов просто нет. Отказывать оперным композиторам будут - "завистники" (не реализовавшие себя композиторы и либреттисты), а то и совсем безграмотные люди, непонятно как "осевшие" в оперных театрах. Худ. руководители, как обычно - недосягаемы (слишком занят - им не до новых опер).
Но если бы официальные представители минкульта (или представители городских комитетов по культуре) попросили бы отчитаться художественных руководителей оперных театров - сколько, например, было подано новых оперных предложений в истекшем году, то окажется, что учёт им - не ведётся ни в одном оперном театре.
Что ни одного заседания театральной экспертной комиссии с обсуждением нового оперного сочинения и вынесением "вердикта"(с подписями) - не было.
Удивительно, что при этом, изредка, всё-же "проскакивают" (неким келейным способом) новые оперные проекты, которые доводятся до премьер.
Моё предложение: обязать (правительственным распоряжением) все государственные оперные театры РФ ставить по 3 оперные новинки отечественных авторов в каждом сезоне (одну - большую оперу, одну камерную, и одну - для детского исполнения).
Выделить для этого средства.
Оперные конкурсы проводить - бессмысленно, т.к. нет бесспорных моральных авторитетов в этом жанре.
Государственные оркестры - также могут участвовать в этом процессе и знакомить публику с новыми операми отечественных и зарубежных авторов - в концертном исполнении.
А для того, чтобы НОВЫЙ ОПЕРНЫЙ ПРОЕКТ "заработал" - необходимо через сми сделать первый шаг и обратиться С ИНИЦИАТИВОЙ (в форме открытого письма) в Министерство культуры РФ и в городские комитеты культуры от имени ЛЮБИТЕЛЕЙ ОПЕРЫ.
Интересно будет услышать ответы).
Даже если будет одна премьера в год - это уже будет коосальным сдвигом.
возможно ли на openspace учредить Общество любителей современной оперы?
Название общества можно обсудить.
Вот - хорошее, доброе, полезное общественное дело!
Способно ли наше музыкальное сообщество сплотиться для его реализации?
То есть можно сначала и за "Франциска" :)
Если серьезно – как ты думаешь, "Франциск" это "большая тема"?
боря, если считать получасовую вокальную сцену на тексты Корина и Медведева, которую мы с Наташей, Борисом и Якобом сделали в 2003 году в подвалах Staatsoper Unter den Linden, то Франциск - моя четвертая опера. Но если Бог даст, я бы после этого сделал бы что-нибудь веселенькое))
кстати фраза насчет Медеи - это про Фуррера))
кажется, это почти автоцитата: «это моя ложка» - «ладно, бери...»
вычурно, говоришь?)))
а вообще - хорошая тема. давно пора большому себе в подвал (или на чердак) современную оперу пустить. чтобы молодые композиторы писали на либретто молодых поэтов, молодые режиссеры все это ставили. запустить такую оперную лабораторию. и если в потоке вдруг появится что-то стоящее - выпускать на большую сцену. (((молодые - это лет так от 25 до 45, конечно)))
Кроме ("Мити и Васи " - К. С.) там большинству потребуется спецподготовка, чтобы, например, не ставить солиста спиной к дирижеру и. т. п.
Даже очень маститые режиссеры часто ломаются на опере по техническим причинам - организация репетиций, жесткий тайминг, невозможность репетировать бесконечно, акустическиезадачи и. т. д. Примеров масса. Но, если ты знаешь хороших (кроме вышеперечисленных М. и В.) - то, это, конечно, да.
это от мамы.
"Но если Бог даст, я бы после этого сделал бы что-нибудь веселенькое))"
Очень хорошая мысль! Советую не откладывать - завтра же набросайте лёгким и быстрым пером эскизы, а через недельку-другую приглашайте друзей-доброжелателей на предварительный показ, чтобы услышать конструктивные пожелания))) А всё выслушав, сделать по-своему, доведя новую комическую оперу до совершенства.
Желаю удачи!
А сюжет - может быть взять что-то из Чехова?
Не пора ли ввести в программу Олимпийских игр
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ?
Сборные каких стран очутились бы в финале?)))))))))))))))))
Готов возглавить оперный олимпийский комитет РФ)
Кстати, это стало бы возрождением традиций Олимпийских игр:
когда-то перед многочисленной аудиторией давали театральные представления классики античной драмы - Софокл, Пиндар, Еврепид и др. драматурги-композиторы)))
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ?
уже есть, и назыаются они Musikbiennale München, Ruhrtriennale Salzburger Festspiele, а также Schwetzinger Festspiele
Там все и соревнуются. Пока ведет сборная Австрии (нападающий Хаас, вратарь Фуррер, и два Ланга, один в нападении, другой в полузащите)
"Очень хорошая мысль! Советую не откладывать - завтра же набросайте лёгким и быстрым пером эскизы, а через недельку-другую приглашайте друзей-доброжелателей на предварительный показ, чтобы услышать конструктивные пожелания))) А всё выслушав, сделать по-своему, доведя новую комическую оперу до совершенства."
спасибо, вот серьезную закончу и напишу.
Пиндар драм не писал... Пиндар писал оды. Кроме того, греческая йота транскрибируется в "и" и поэтому Εὐριπίδης транскрибируется в Еврипид...
сережа, что за феерия эти ямочки на щеках!
n-voice
это от мамы.
"Создать прекрасное произведение и стать прекрасным самому – одно и то же" (Мисима)
Но я же конкретнее: международные ОПЕРНЫЕ соревнования в рамках ОЛИМПИЙСКИХ ИГР)
to gaveston
Извиняюсь за неточность, небрежность и опечатку)
Спасибо, кто у нас там глава Олимпийского комитета? Тарпищев?
Надо меморандум составить.
В государственных оперных театрах:
а) создание молодёжных оперных студий (студия- I,студия - II,) (наподобие уже "исторических" студий МХТ) - для оперных постановок современных отечественных (зарубежных) авторов
б) создание детских оперных школ:
цель - обучение детей в процессе создания детских оперных постановок.
В будущем, такие школы - создадут детский оперный репертуар (в том числе, для оперных постановок в муз. школах), популяризируют оперный жанр, подготовят новую публику, проявят: будущих оперных музыкантов (солисты, хор, оркестр), режиссёров, кинорежиссёров, художников, костюмеров, мастеров театрального света, продюсеров, критиков и пр.
в) создание просветительского отдела:
для проведения (всевозможных по форме) лекций, мастер-классов и, в конечном счёте, для привлечения публики
Я даже за Вас хотел в прошлой своей новелле написать "Ваш коротенький ответ", но подумал - а вдруг человек непредсказуем?)))
Но этого не случилось)
Вы постоянно пишете, что в Европе есть уже и то и сё)
Но вчитайтесь, пожалуйста, повнимательнее - главное, что я пытался донести - это создать НОРМАЛЬНЫЕ условия для ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЕРНЫХ ШЕДЕВРОВ.
А где в Европе Вы видите новые оперные шедевры?
Там только эксперименты, которые таковыми и останутся.
При каких европейских оперных театрах существуют МОЛОДЁЖНЫЕ ОПЕРНЫЕ ЛАБАРАТОРИИ и ДЕТСКИЕ ОПЕРНЫЕ ШКОЛЫ, главной задачей которых является СОЗДАНИЕ НОВЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ ОПЕР???
В Европе пока до этого не додумались!!!))))))))))))
Там занимаются только молкотравчатым околооперным бизнесом: как завлечь публику абонементами и "срубить бабло")))
Но если бы поставить цель: СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОПЕРНЫХ ШЕДЕВРОВ - тогда бы в самих оперных театрах - обязательно загудел бы "оперный улей").
И тогда - всё бы получилось!!! Единственным препятствием остался бы лишь только т.н. "авнгардизм" - вчерашний день, архаика (или - "заумь") - от которого необходимо отказываться - он не нужен:
ни детям (у них от "авнгардизма" могут возникнуть множество хронических или даже неизлечимых болезней),
ни вокалистам-профи и другим музыкантам (зачем им отказываться от языка чувств и страстей, от консанансов, от бельканто, от духовно-возвышенного,искреннего, простого, от бесконечного многоцветья тяготений-разрешений, от буйства и разнообразия ритмов - и ради чего? ради экстрима диапазонов и прибамбасов, ради разговорных завываний, ради интонационного хаоса, ради интеллектуального"стёба", ради уничтожения музыкальных национальных школ и традиций?).
Не нужен т.н."авангард" и публике, которую "авангардисты" насильно тянут в "авангардисткий рай").
Пора совершать мировую революцию для свержения "авангардизма" - цепей для творческого пролетариата)))))))))))))
Вы бы это Рихарду Штрауссу с Дебюсси сто лет назад сказали, а теперь это немного поздно.
Оперные шедевры последних 15 лет называются следующим образом:
UnsichtbarLand (Helmut Oehring)
Das Mädchen mit den Schwefelhölzern (Helmut Lachenmannn)
Die Perser (Klaus Lang)
Schwarze Erde (Klaus Huber)
Fama (Beat Furrer)
Lohengrin (Salvatore Sciarrino)
(последняя кстати сплошь из развесистого и цветущего бельканто состоит)
ну и еще парочка.
С молодежью работает например Berliner Staatsoper, там даже сдеали упоеру где дети моодые исполнители хипхопа соавторами были. Берлинский Фиармонический оркестр, Руртриеннале и многие другие заслуженные институции.
предупредите только, когда свергать придете - я чайку вскипячу.
Но гармоничная приемственность (сопоставление, а не противопоставление)
с гуманитарными традициями предшественников - оставались нерушимы.
Высоконравственные принципы не игнорировались, к ним стремились.
Но после затянувшегося "радикально-авангардистского" абсурдизма, после его нравственного беспредела, отрицания всего и вся ("старый мир разрушим до основанья, а затем..."), после "иерархического выстраивания" истории культуры в духе истмата (феодализм прогрессивнее рабовладельчества, капитализм прогрессивнее феодализма, коммунизм прогрессивнее капитализма), т.е.после - идеологии прогресса, при которой - Моцарт становился лучше-прогрессивнее Баха, а Вагнер - лучше Моцарта, а Дебюсси - лучше Вагнера, а Р. Штраус - лучше Дебюсси и т.д. Тогда, если продолжить эту логику - любой самый "свеженький" авангардист - гораздо прогрессивнее всех предыдущих гениев вместе взятых)))
Но "маятник истории" - всё же пошёл в ином направлении, в направлении - синтеза, сметая на своём пути все надуманные доктрины)
И Вы эти "новые тенденции" - проиллюстрировали)
Боюсь, что из всего, что Вами перечислено - ничто не является подлинными оперными шедеврами).
Вряд ли европейские любители оперы выстроились в очередь, чтобы услышать новинки вновь и вновь).
И вряд ли европейские оперные театры очень захотели этими оперными новинками пополнить свой репертуар).
Но с подлинными оперными шедеврами - так и происходило!
Спасибо!)
А чай - это подкуп?)))
И вряд ли европейские оперные театры очень захотели этими оперными новинками пополнить свой репертуар).
Захотели, почему же. Та же "Девочка со спичками" шла в Гамбурге, Штутгарте Эдинбурге , париже и Токио. Может, чего забыл.
Я вам советую немножко музыку послушать и меньше делать идеологических заявлений. А то получается, что у вас эстетические претензии к опере как у новых русских: снаружи надо чтобы был портик с колонами, а внутри - джаккузи и плазменная панель. Так вы еще долго будете шедевров ждать.
Короче, предлагаю начать музыку слушать.))
Вот другой пример.
"Arbeit Nahrung Wohnung" Энно Поппе позапрошлого года выпуска. Мюнхен, Берлин, Мадрид, Вена. Всюду полные залы.
кстати, как я уже писал, в большинстве случаев эти копродукции планируются изначально.
Правда, и в РФ нет)
Но обязательно будет), но не обязательно, что в РФ)
2x2=4
но Вашу точку зрения мы тоже учтем.
я сюда хожу в перерывах между писанием нот.
Это как сигарета, вредная привычка.
А вот Вы чем нибудь еще занимаетесь?))
Занимаюсь, в т.ч. писанием нот), без в/п), сюда захожу, чтобы "разбавить" мнения "единственно правильные" ), ну ещё помочь-поддержать тех, кто искренен и конструктивен)
А Вы пишете ноты от руки?)
ноты пишу от руки.
Аргументы, вроде бы, приводил.
Думаю, что в этой оперной теме читателям будет интересно узнать о новых европейских достижениях в области создания новых оперных шедевров, предназначенных для детского исполнения.
Вы написали:
"а оперы с детьми-участниками и для детей, кстати, пишутся в большом количестве"
Перечислите, пожалуйста, названия новых опер, их авторов,
а также европейские оперные театры, где прошли премьеры.
Кто сегодня в Европе пишет оперы, сопоставимые по качеству детским операм Б.Бриттена?
P.S.
Оперы для детей - думаю, тема менее интересная.
Подобных опер создаётся - "море" как в РФ так и за рубежом.
Как правило, художественные достоинства их - оставляют желать много лучшего))).
Да и в чём принципиальное различие подобных опер с традиционными операми на сказочные сюжеты? - Лишь в том, что сегодня взрослые дяди и тёти "скачут" по сцене - зайками и козликами и поют ерунду?))))))))))
А вот если бы составить "золотой оперный репертуар" для детского исполнения - что вошло бы в ЛУЧШУЮ ДЕСЯТКУ?
кто бы этот tridi ни был, угодить ему трудно)).
На всякий случай все-таки привожу -специально для tridi - статистику по детским операм на сайте
Wiener Staatsoper
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/home/kinder/194.php
как видите довольно приличный репертуар.
Из признанных композиторов сейчас две (!)
детские оперы пишет Хельмут Эринг.
"Штрувельпетер" и "Львиное сердце" по Астрид Линдгрен.
Наверное, сейчас опять напишут что там безнравственные диссонансы, и что до Бриттена далеко, но я тут как бы немного бессилен))
А кто такой Лев Конов? Современный классик? Непризнанный гений? Или чей-то родственник?))
to n-voice
угождать мне - дело пустое))
Спасибо за ссылку!
Эту ветку я рассматриваю, как разговор о современных проблемах в опере.
Пока здесь - только мы с Вами высказываемся)))
Вот если бы ещё ув. bf помог)), но он осваивает профессию всеми любимого Шерлока, скрипача-любителя))
А кстати, если бы написать оперу по Шерлоку Холмсу - точно получился бы оперный шедевр: возможно, родился бы новый жанр - "авангардистическая комическая опера" или "синтетическая-авангардистическая опера" - коллективный жанр-манифест всех соратников современного т.себя н."авангарда")
У меня даже теплится надежда, что ув. bf плюнет на детективное расследование и напишет гениальную оперу "Пляшущие человечки" - великолепный сюжет с прекрасными музыкально-сценическими эффектами. Кстати, никакой музыкой этот сюжет не испортить - будет гарантированный успех!)))
---
Опера - подобна "современному вооружению" - её сущностное обновление может привести в движение всю общечеловеческую инфраструктуру)))
/Из неудачных афоризмов tridi/
Возможно ли, с учётом новейших методик в современной оперной классификации - нынешнее оперное оружие отнести к 5-му поколению?))
Какие будут мнения?))
По Вашей ссылке прошёл, но детей на рекламных фото не увидел))
Кажется, о взрослых оперных "зайчиках и козликах" - я Вам писал и специально уточнял, что этого "добра" - везде хватает, Европа здесь, скорее пошла за СССР) - но "дым от сигареты" помешал Вам прочесть мои уточнения))
Не отвлекайтесь, пишите ноты))
http://www.radiomultikulti.com/aktuelles/thementage/mozart_trifft_auf.html
А где Вы там увидели детей?)))
И это всё?
А Вы написали:
"а оперы с детьми-участниками...кстати, пишутся в большом количестве"
Но снова - великий Моцарт?)), а где оперные эксклюзивы, что "пишутся в большом количестве")))