Страницы:
— Даже за деньги? У нас же обучение иностранцев платное.
Булгаков: ну, надо учесть, что в Германии обучение было бесплатным.
Минц: У нас как привыкли? Сыграл — и ждешь, что скажет главный. А когда мы на наших мастер-классах учеников вдруг спрашиваем, есть ли у них какие-то идеи по поводу музыки, хотят ли они что-то сказать, то первая реакция — ожидание подвоха. Но через некоторое время идеи какие-то появляются. Для этого должен отсутствовать этот железный диктат сверху, когда учитель говорит: вот так надо, вот так играй. Когда за тебя все решили и ты только должен это сделать.
— Но ведь на этом и наши оркестры всегда строились. Все привыкли, что дирижер диктатор. Или эта конструкция уже разваливается?
Булгаков: Нет, ничего не разваливается. Я думаю, что здесь мы можем дойти до обсуждения нашего государственного строя. У нас же в принципе система оркестров выстраивается под дирижеров. У нас оркестр становится известным благодаря дирижеру и вообще называется именем дирижера. Есть гергиевский оркестр, есть оркестр Плетнева, оркестр Федосеева.
— Госоркестр все-таки сам по себе называется…
Булгаков: Нет, вполне могут сказать: я работаю у Горенштейна.
Минц: А в тех же лондонских оркестрах никто не работает «у Юровского» или «у Гергиева».
Булгаков: Там обратная система, тоже по-своему доходящая до абсурда. Например, я знаю, что в некоторых оркестрах Германии настолько сильны профсоюзы, что дирижеру запрещают делать персональные замечания отдельным оркестрантам. Он только может сказать: посмотрите, в группе деревянных духовых была фальшивая нота. Он не может сказать, что сфальшивил первый гобой.
Тонха: Что касается Берлинской филармонии, то там вообще оркестр сам выбирает себе дирижера. И концертмейстера каждой группы выбирает не дирижер, а оркестранты. То есть коллектив выбирает, с кем ему приятнее работать. У нас я не представляю, что должно произойти, чтобы возникла такая система отношений! У нас дирижер может все, что угодно. Я работал у нас, не буду говорить, в каком оркестре. Там дирижер позволял себе просто адресное хамство, по имени, даже по отношению к пожилым музыкантам. Это просто невозможно в западных оркестрах.
Минц: Тут, кстати, трудно понять, где курица, где яйцо. Потому что оркестранты, которые себя считают неудачниками, не вызывают уважения у дирижера. Понятно, что музыканты Берлинской филармонии находятся на таких позициях в музыкальном мире, которые, может быть, даже более престижные, чем некоторые сольные позиции. И многие из них имеют и сольную карьеру. Эммануэль Паю, например.
Федотова: С Эммануэлем Паю случилась грустная история — это первый флейтист Берлинской филармонии и один из самых лучших солистов в мире. Он ушел из оркестра, год в нем не работал, после этого все-таки вернулся обратно. Так что вся агентура теперь говорит: видите, как хорошо работать в оркестре, даже Паю работает. И сейчас, мне кажется, многие думают о работе в оркестре. Особенно духовики.
Концерт «Возвращение. Детский альбом». Борис Бровцын (слева) выступает с юными музыкантами на сцене Рахманиновского зала
Минц: У нас как привыкли? Сыграл — и ждешь, что скажет главный. А когда мы на наших мастер-классах учеников вдруг спрашиваем, есть ли у них какие-то идеи по поводу музыки, хотят ли они что-то сказать, то первая реакция — ожидание подвоха. Но через некоторое время идеи какие-то появляются. Для этого должен отсутствовать этот железный диктат сверху, когда учитель говорит: вот так надо, вот так играй. Когда за тебя все решили и ты только должен это сделать.
— Но ведь на этом и наши оркестры всегда строились. Все привыкли, что дирижер диктатор. Или эта конструкция уже разваливается?
Булгаков: Нет, ничего не разваливается. Я думаю, что здесь мы можем дойти до обсуждения нашего государственного строя. У нас же в принципе система оркестров выстраивается под дирижеров. У нас оркестр становится известным благодаря дирижеру и вообще называется именем дирижера. Есть гергиевский оркестр, есть оркестр Плетнева, оркестр Федосеева.
— Госоркестр все-таки сам по себе называется…
Булгаков: Нет, вполне могут сказать: я работаю у Горенштейна.
Минц: А в тех же лондонских оркестрах никто не работает «у Юровского» или «у Гергиева».
Булгаков: Там обратная система, тоже по-своему доходящая до абсурда. Например, я знаю, что в некоторых оркестрах Германии настолько сильны профсоюзы, что дирижеру запрещают делать персональные замечания отдельным оркестрантам. Он только может сказать: посмотрите, в группе деревянных духовых была фальшивая нота. Он не может сказать, что сфальшивил первый гобой.
Тонха: Что касается Берлинской филармонии, то там вообще оркестр сам выбирает себе дирижера. И концертмейстера каждой группы выбирает не дирижер, а оркестранты. То есть коллектив выбирает, с кем ему приятнее работать. У нас я не представляю, что должно произойти, чтобы возникла такая система отношений! У нас дирижер может все, что угодно. Я работал у нас, не буду говорить, в каком оркестре. Там дирижер позволял себе просто адресное хамство, по имени, даже по отношению к пожилым музыкантам. Это просто невозможно в западных оркестрах.
Минц: Тут, кстати, трудно понять, где курица, где яйцо. Потому что оркестранты, которые себя считают неудачниками, не вызывают уважения у дирижера. Понятно, что музыканты Берлинской филармонии находятся на таких позициях в музыкальном мире, которые, может быть, даже более престижные, чем некоторые сольные позиции. И многие из них имеют и сольную карьеру. Эммануэль Паю, например.
Федотова: С Эммануэлем Паю случилась грустная история — это первый флейтист Берлинской филармонии и один из самых лучших солистов в мире. Он ушел из оркестра, год в нем не работал, после этого все-таки вернулся обратно. Так что вся агентура теперь говорит: видите, как хорошо работать в оркестре, даже Паю работает. И сейчас, мне кажется, многие думают о работе в оркестре. Особенно духовики.
Страницы:
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340526
- 3. Норильск. Май 1268312
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897627
- 5. Закоротило 822038
- 6. Не может прожить без ирисок 781765
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758231
- 8. Коблы и малолетки 740699
- 9. Затворник. Но пятипалый 470798
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402831
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343173