Оцените материал

Просмотров: 6832

В Большом грядут перемены

Екатерина Бирюкова · 04/03/2009
Вокруг театра бурлят слухи, надежды и опасения, сдобренные именами разных дирижеров — от Плетнева и Лазарева до Юровского и Курентзиса
На статусном закрытии гастролей Мариинки, происходившем в минувшее воскресенье на сцене Большого театра, руководство принимающей стороны отсутствовало. В другое время этому обстоятельству специального значения не придали бы или, в крайнем случае, списали бы на ревность по отношению к конкурирующей организации. Но на сей раз среди знающих людей даже зародилось такое заковыристое объяснение — сейчас-де руководство Большого не расположено к публичности.

Так это или не так — сам факт подобной интерпретации показателен. Что и говорить, предчувствие неясных перемен, происходящее не от хорошей жизни, витает в последнее время над театром и распространяется далеко за его пределы.

Речь идет об оперной епархии. Балет Большого вроде вполне бодр и жизнеспособен. С оперой же как-то неловко выходит.

Когда-то, в начале нулевых, команда Иксанова—Ведерникова казалась спасением для театра после безвременья девяностых. Стали упоминаться такие новые словосочетания, как «перспективное планирование», «режиссерский театр», «система стаджионе». Про оперу Большого вспомнили за границей. Забеспокоился Гергиев, почуяв конкурентов. Вроде жизнь пошла.

Но в последнее время все опять стало заболачиваться. Никого не удивляет, что по набору солистов Большой не имеет никаких амбиций стать лучшим — хотя бы в городе. Уже чем-то само собой разумеющимся стало, что в театре, где из последних сил сохраняется такое понятие, как труппа, нет певцов на ключевые партии. Скажем, на партии Германа или Кармен. Таких певцов, на которых бы специально шли.

Главный дирижер театра Александр Ведерников, увы, тоже такой фигурой не стал.

По большому счету, специальный интерес у относительно широкой аудитории в последние сезоны вызывали только два персонажа — режиссер Дмитрий Черняков со своим «Евгением Онегиным» и дирижер Михаил Плетнев в «Пиковой даме».

И самое неприятное (разумеется, помимо затянувшейся реконструкции основной сцены): все оперные постановки, случившиеся после «Онегина», то есть «Борис Годунов», «Кармен», «Китеж» и та самая «Пиковая дама», как-то пробуксовывали. Очевидной удачей ни одна из них не стала, хотя всякий раз это было дорогое, солидное предприятие с мощным пиаром, медийными лицами и намеком на прогрессивность и «европейскость».

Отмена запланированного на эту весну «Отелло» как только не трактуется в связи со всем вышесказанным. Пресловутый кризис, который, по официальной версии, оказался несовместим с рекордной стоимостью спектакля в 3,5 млн долларов (вообще-то очень хорошей ценой для оперной постановки считается один миллион, у Гергиева укладываются и в половину от этого), — самое удобное объяснение, в которое мало кто верит. Тем более что певцам об отмене постановки объявили еще осенью, задолго до разгара финансовых катаклизмов.

Ведь гораздо увлекательнее поразмышлять о перекрывании кислорода впавшему в немилость Ведерникову.

Руководство театра действительно пока отмалчивается. А тем временем бурлят слухи, предположения, надежды и опасения вокруг имен, сдобренные именами разных дирижеров — от Михаила Плетнева и Александра Лазарева до Владимира Юровского и Теодора Курентзиса. В принципе, очень счастливый период.

На фоне общей неясности пока с точностью можно говорить только о двух новостях. Известно, что в театр и вправду допущен Теодор Курентзис, — это можно назвать революцией. Он с Дмитрием Черняковым открывает сезон «Воццеком» Альбана Берга — классикой раннего авангарда, шедшей в нашей стране только в 1927 году, еще при живом авторе. Автоматически Курентзиса многие считают будущим музыкальным шефом Большого, но это скорее из-за врожденной российской привычки, что в театре должна быть должность главного дирижера.

Сложно также скрыть и тот факт, что Большой пригласил на работу Михаила Фихтенгольца — журналиста (в частности, автора OPENSPACE.RU) и невероятно активного музыкального продюсера, фактически единственную нашу молодую звезду в этой области. В его послужном списке — работа в Пасхальном фестивале Гергиева, в Российском национальном оркестре Плетнева, ряд проектов с Курентзисом, несколько абонементов в Московской филармонии. В первую очередь московская публика обязана ему серьезным повышением качества и статуса такого жанра, как концертное исполнение оперы.

Нетрудно заметить, что молодой продюсер склонен к более раннему репертуару, чем Чайковский, Верди и Вагнер: это барокко, классицизм и бельканто (он пишет диссертацию по Генделю). Так что, не ровен час, в Большом театре поставят не только «Воццека», но и какую-нибудь оперу Генделя.

По крайней мере, сейчас как раз то время неопределенности, когда об этом можно помечтать.

Другие материалы раздела:
Леонид Десятников. Властители DUMM, 27.02.2009
Екатерина Бирюкова. «Мессия» Генделя под управлением Петера Нойманна, 24.02.2009
Екатерина Бирюкова. «Кармен» Михаила Плетнева, 20.05.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • prostipoma· 2009-03-05 02:39:10
    Какой бессовестный текст! Автор много лет принимает участие в медийном звоне вокруг черной дыры по прозванью опера ГАБТа, а теперь, когда, видимо, совсем запахло жареным, решила резануть правду матку. Где вы раньше были? Когда сожрали Поспелова,когда десять лет Курентзиса на пушечный выстрел не подпускали к Большому? Когда сделали из Ростроповича и Темирканова мальчиков для битья в бардаке, в котором они ни секунды не были виноваты?
    Единственный значительный театр в Европе, где нет "главного дирижера" - это Бастий.Это к сведению, про врожденные привычки.
  • Ixxanov· 2009-03-22 16:33:56
    Катя! Реверансы Фихтенгольцу - надеетесь теплое местечко в Большом поиметь? :) Удачи!
  • kotik· 2009-06-18 14:55:19
    Ой, какие реверансы на ступеньках под лошадками. Не боитесь споткнуться, дорогая? Сколько этих метаний было в Большом с молодыми и не очень журналистами-продюсерами-промоутерами. Однако правду люди говорят - все делать на "отлично" не получается даже у обладателей самого большого мягкого места, не то что уж у спортивного господина Фихтенгольца.
Все новости ›