Оцените материал

Просмотров: 10576

Фестиваль Башмета в Сочи

Екатерина Бирюкова · 05/02/2009
Только когда фестивальная публика станет более придирчивой, можно будет говорить, что олимпийский музыкальный проект удался

©  Предоставлено Русским концертным агентством

Юрий Башмет

Юрий Башмет

В 2014 году Зимний музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Сочи должен пройти в седьмой раз. Этим светлым ожиданием, подтверждаемым приветствием в буклете премьер-министра, в первую очередь и окрашено происходящее там сейчас.

В этом году фестиваль — второй по счету. По сравнению с прошлогодним в нем уже в два раза больше концертов. Правда, отменился Папский хор Сикстинской капеллы Ватикана. Но тут даже винить некого, разве что высшие силы — просто в момент оформления документов в России не было патриарха, а без его визы такой межконфессиональный проект невозможен.

Зато жанровое разнообразие в программу фестиваля, главный инструмент которого — альт, вносит популярный питерский «Терем-квартет» со своими народными разновидностями струнных инструментов.

Базовыми коллективами фестиваля стали оба оркестра Башмета. «Новая Россия», в которой за пульт во время фестиваля по очереди встают аж четыре дирижера, включая Валерия Гергиева (на закрытии), и камерные «Солисты Москвы», успевающие между началом и концом фестиваля еще слетать в Москву на акцию благотворительного фонда Чулпан Хаматовой «Подари жизнь».

Сам фестиваль длится с 1 по 7 февраля и заканчивается прямо перед объявлением лауреатов премии Grammy. Среди номинантов последней и Башмет, и Гергиев, и «Солисты Москвы».

Безусловно, такая россыпь международных знаменитостей, имеющих отношение к сочинскому фестивалю, вызывает у местной публики уважение. Уличные билборды с фестивальным худруком в полосатом шарфе позитивно чередуются с рекламой элитной недвижимости. Зал главной фестивальной площадки — Зимнего театра, в котором хорошо ностальгировать по роскошным формам сталинского классицизма, — заполнен. Публика нарядно одета. Святославу Бэлзе, ведущему телетрансляцию концерта-открытия, аплодируют уже в момент его царственного появления в свете прожекторов.

Но пока непонятно, есть ли у фестиваля еще какой-то стержень, кроме олимпийского. Точнее — финансово-олимпийского. Конечно, греза об изысканных курортных музыкальных мероприятиях в райских местах, с которыми так хорошо все налажено в Европе и так плохо обстоит дело у нас, придает толику романтики сочинскому проекту. Тем более что приятный антураж южной зимы, прекрасное международное реноме худрука и наличие такого пафосного места, как Зимний театр (не говоря уж об Олимпиаде) являются очень хорошим подспорьем.

Но такие вещи требуют выращивания особой публики, которая сознательно будет приезжать в зимний Сочи не только ради горных лыж. Которая сможет прельститься качеством программ и подбором участников.

Ну, это в идеале, конечно.

Пока состав участников подбирается исходя, по-видимому, из дружеских предпочтений Башмета. Конечно, это не исключает попадания в него музыкантов, не вызывающих никаких сомнений, например одного из последних протеже Рихтера пианиста Александра Мельникова, крепкого дирижера Александра Сладковского, подрастающих звезд в лице скрипачки Алены Баевой и виолончелиста Александра Бузлова.

Но некоторые странности и пестрота тоже наблюдаются. Почему единственная представительница оперного жанра на этом инструментальном празднике жизни — грамотная, но не блестящая моцартовская певица пуэрто-риканского происхождения Рамос Мельба?

Почему один из лучших отечественных виолончелистов Александр Князев играет для хихикающей подростковой аудитории бесплатный концерт в скромном сочинском Органном зале под аккомпанемент Игоря Райхельсона — вообще не пианиста, а композитора, написавшего Башмету сочинение Адажио. Для исполнения Сонаты Франка тому, кто сидит за роялем, только композитором все-таки быть недостаточно — нужно еще нотки выигрывать.

А в основном зале на вечере под названием «Бенефис альта», где томный альт худрука звучит на фоне послушных «Солистов Москвы», в очень изящной программе, которой Башмет, как удав кролика, завораживает публику, — вдруг очень тяжело и невпопад звучит в Тройном концерте Моцарта виолончель Сергея Ролдугина. Знаменитого прежде всего тем, что когда-то он был соседом Путина по лестничной клетке.

Впрочем, неизбалованная сочинская публика, вспоминающая после концерта времена, когда попеременно устраивали свои летние фестивали Московская и Ленинградская филармонии, радуется всему подряд, без разбору. И с этим еще труднее бороться, чем с аплодисментами между частями. Но только когда фестивальная публика станет более придирчивой, и можно будет говорить, что олимпийский музыкальный проект удался.


Другие материалы раздела:
Петр Поспелов. Достоверность спасения и склеротичность культуры, 30.01.2009
Репетиция оркестра без дирижера, 28.01.2009
Олег Кулик: «Это было как подарок судьбы», 27.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • prostipoma· 2009-02-07 19:23:23
    в кои то веки удачный текст
  • karambolina· 2009-02-10 19:49:19
    в текстах не разбираемся, не приучены. а башмет давеча на концерт вышел совсем пьяный. стыдно.
Все новости ›