Что лучше — играть неизвестную музыку вполсилы или не играть ее вовсе?
Новая академическая музыка раньше мыкалась по альтернативным площадкам. Такое положение вещей было привычным в северной столице вплоть до прошлой осени, пока Валерий Гергиев не провел в свежеотстроенном концертном зале «Мариинский» первый фестиваль современной музыки «Новые горизонты».Нельзя сказать, чтобы роды прошли ровно: программа не отличалась особой внятностью, импортные новинки играли рядом со вторсырьем местных пенсионеров. Но Валерий Гергиев в очередной раз создал прецедент — допустив современную музыку до статусной петербургской сцены.
После прошлогодних аншлагов «Новые горизонты-2008» ждали с нетерпением. Интерес подогревался и гораздо более сбалансированной программой. Сначала — двухдневное открытие с Гергиевым за пультом. Еще два концерта отданы на откуп заслуженным московским классикам авангарда. Это Татьяна Гринденко, с ее ансамблем Opus Posth (отыгравшим краткую энциклопедию отечественного и западного минимализма от Айги и Гласса до Карманова и Батагова) и Алексей Любимов, вместе со своими молодыми партнерами презентовавший избранные сочинения композиторов-нововенцев, разбавленные духоподъемными Сильвестровым и Пяртом.
За местных же композиторов отдувался один Александр Смелков, что, может быть, и к лучшему: его «Братья Карамазовы» убедительно демонстрируют бесплодие петербургского композиторского официоза. В компании со всякими Булезами-Куртагами грозы и пленэры смелковских тутти смотрелись весьма экстравагантно, но ведь мы уже почти свыклись со странными мариинскими сближениями...
Центр тяжести нынешних «Новых горизонтов» пришелся на начало фестиваля, когда в двух ударных программах оказались задействованы большинство ключевых фигур европейской музыки прошлого века. Оркестровые сочинения Оливье Мессиана, Пьера Булеза, Дьердя Куртага и Дьердя Лигети не звучали в Петербурге так давно, что при надлежащем исполнении могли бы произвести сильнейший эффект.
Но никакого выброса энергии не произошло. И Гергиев, и оркестр были слишком утомлены недавним гастрольным марш-броском на новый мариинский фестиваль в Самару. А потом на горло авангардной песне наступила шестичасовая вагнеровская «Валькирия», которую мариинцы отыграли сразу же по возвращении в Петербург.
Как ни старался Гергиев заразить своих оркестрантов духовным трансом «Вознесения» Мессиана, усилия музыкантов были сосредоточены вовсе не на попытке оторваться от земли, а на мирском желании удержаться в рамках ансамблевых приличий.
И если в уже прежде игранном ими «Вознесении» эта цель была худо-бедно достигнута, то «Четыре нотации» Пьера Булеза обернулись конфузом. Признать за этой комковатой сонорной кашей каллиграфическое письмо композитора было очень сложно. Знатоков булезовского оригинала в зале набралось немного, и только это обстоятельство спасло от позора гергиевского ассистента Гавриэля Гейне, которому, перестраховавшись, мариинский маэстро передал свою палочку.
Надежды на удачное завершение отчаянно начавшегося вечера окончательно развеяла вторая половина «Лолиты» — не самого удачного сочинения Родиона Щедрина. Не спасла ни идеально вроде подходящая для заглавной партии колоратура Анастасии Калагиной, ни пристойная работа инструменталистов. Покидая Мариинку-3, было довольно-таки трудно отделаться от ощущения, что «Новые горизонты» начались за упокой.
Тяжелое послевкусие не удалось перебить даже гораздо более удачным вторым вечером фестиваля. Как и предполагалось, мрачный экспрессионизм оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» оказался для мариинцев интуитивно понятным языком — после некоторой доработки Гергиев сможет записать эту музыку в шорт-лист своих безоговорочных удач. А «Надгробие Штефана» Дьердя Куртага и Скрипичный концерт Дьердя Лигети были сыграны на крепкое «хорошо».
Но все же понятно: в репертуаре Валерия Гергиева современной музыке уготовано вполне маргинальное место и ни на что большее, кроме как быть прослойкой между приоритетным Вагнером, Чайковским, Римским-Корсаковым etc., она претендовать не может.
По крайней мере, пока. Да и в будущем, видимо, так все и останется. Уж слишком тяжел и нерентабелен новый репертуар. С ним не поедешь ни в Москву (тягаться с проектами Теодора Курентзиса себе дороже), ни на Запад (там хватает своих специалистов). Остается одно — проводить внутригородской ликбез. За него, конечно, спасибо. Вот только что лучше, играть неизвестную музыку вполсилы или не играть ее вовсе, — большой вопрос.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
а я вообще не пойму что это так Гергиева ве привозносят?! не могу назвать его фирменым трактовщиком вообще чего-либо, а то что он оперы Вагнера первый стал целиком исполнять совсем не означает, что он это хорошо делает. залог его успеха, мне кажется в его менеджерских способностях, набрал хороших музыкантов и певцов, построил зал, пошил костюмы, сделал декорации и вот вам и успех...а дирижирование и чистое музыкантство здесь вообще на задний план уходит...скорее он общественный деятель..ему бы министром культуры..
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452159
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343629
- 3. Норильск. Май 1269787
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897928
- 5. Закоротило 822501
- 6. Не может прожить без ирисок 784364
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761526
- 8. Коблы и малолетки 741880
- 9. Затворник. Но пятипалый 473104
- 10. ЖП и крепостное право 408249
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404271
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371464