Однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей.
Проект Петра Айду в Политехническом музее
С сегодняшнего дня и до 16 сентября в Политехническом музее демонстрируют «РеКонструкцию шума». Это грандиозный проект группы энтузиастов, возглавляемых Петром Айду, представляющий собой огромное количество восстановленных звуковыхЧитать!
— Зачем сейчас реконструировать эти машины?
Петр Айду (автор и руководитель проекта): Мы попытались реконструировать те способы шумооформления, которые использовались в кино и театре до появления фонограммы, когда электронный звук был еще недостаточно качественным для создания звуковой иллюзии. Но шумооформление меня интересует не как ремесло. То, чем мы занимаемся, связано с авангардными течениями, возникновением шумовой музыки как таковой. Поэтому инструменты, которые будут выставлены в Политехническом музее, мы трактуем как инсталляцию. Их оформительско-прикладная функция исчезает, они превращаются в звуковые скульптуры, в объекты искусства.
Константин Дудаков-Кашуро (соавтор, научный консультант проекта): Петр решил вынести инструменты «из-за кулис» и сделать их не частью спектакля, а главными героями звукового действия — смысл, который Валерий Попов не закладывал. Хотя великий звукорежиссер, конечно, превращал спектакли в масштабные шумовые симфонии. Фактически все, что существовало во МХАТе в 20—30-е годы, представляло собой целый набор спектаклей внутри одного. На основе партитуры звука или партитуры света можно было поставить целое действо. Позже талант Попова столь же ярко проявился в кинематографе. На выставке мы покажем фрагменты из кинолент, шумооформлением которых он занимался («Александр Невский» Эйзенштейна, «Изящная жизнь» Юрцева, «Дела и люди» Мачерета), и можно будет услышать потрясающий звуковой ряд. Это индустриальная музыка двадцатых годов в ее абсолютном воплощении.
— Играть на таких инструментах было отдельной профессией?
Дудаков-Кашуро: До Попова такой профессии не было вообще. При нем во МХАТе была организована команда «шумовиков», которые создавали все звуковое оформление спектакля. В большинстве своем шумовиками были мхатовские актеры. Они репетировали каждый день, иногда по часу, иногда больше.
Айду: Это была серьезная задача, целое направление в их деятельности. Ведь тогда, до появления кинематографа, театр должен был воссоздавать реальность. С появлением кино эта функция сошла на нет. Когда вы в последний раз на театральной сцене видели то, что сложно отличить от реальности? Сегодня шумооформление — забота кинематографа. И это тоже целое искусство: грамотно записать звук в микрофон и грамотно его смонтировать на самом деле очень непросто.
— Были ли в то время случаи, когда реальность была воссоздана «чересчур успешно»?
Дудаков-Кашуро: В предисловии к своей книге Попов вспоминает: однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей. Секрет в том, что в спектакле он применял разные типы конского топота.
Вообще Попов обладал феноменальным слухом и с детства прислушивался к окружающей среде. Был случай, когда он подошел к ямщику и спросил, почему его лошадь как-то неправильно цокает копытами. Ямщик ответил, что у нее развалилась одна подкова.
— Какова дальнейшая судьба этих инструментов?
Дудаков-Кашуро: Надеемся, что они успешно переживут выставку. Это интерактивная инсталляция, любой посетитель сможет попробовать извлечь звук с помощью любого инструмента, и мы готовы «ре-реконструировать» на месте то, что, не дай бог, будет случайно поломано. После завершения проекта в Политехническом музее мы надеемся, что сможем экспонировать нашу «реконструкцию утопии» в других городах России и демонстрировать шумовые инструменты в концертном исполнении.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3433614
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336676
- 3. Норильск. Май 1268255
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897606
- 5. Закоротило 821998
- 6. Не может прожить без ирисок 781535
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757904
- 8. Коблы и малолетки 740624
- 9. Затворник. Но пятипалый 470737
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402743
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056
Непременно приду посмотреть, и всем, кому интересен театр, посетить Политехнический