Однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей.

Оцените материал

Просмотров: 130213

Искусство шуметь

Мария Холкина · 27/06/2012
Проект Петра Айду в Политехническом музее

Имена:  Петр Айду

©  Евгений Гурко

Большой барабан-ворчун

Большой барабан-ворчун

С сегодняшнего дня и до 16 сентября в Политехническом музее демонстрируют «РеКонструкцию шума». Это грандиозный проект группы энтузиастов, возглавляемых Петром Айду, представляющий собой огромное количество восстановленных звуковых аппаратов мхатовского актера и изобретателя Валерия Попова, когда-то использовавшихся в театре и кино. Звук приближающегося поезда или вертолета, завывание ветра или шум прибоя, танковая дивизия или капли дождя по крыше — это сейчас все эти шумы живут в электронном формате, а раньше для каждого из них приходилось придумывать и строить отдельный аппарат. Экспозиция (координатор разработки и производства экспонатов — Александр Назаров) состоит из четырех разделов в соответствии с тематикой шумов: природные, транспортные, батальные, индустриальные. OPENSPACE.RU предлагает послушать некоторые из них.



— Зачем сейчас реконструировать эти машины?

Петр Айду (автор и руководитель проекта): Мы попытались реконструировать те способы шумооформления, которые использовались в кино и театре до появления фонограммы, когда электронный звук был еще недостаточно качественным для создания звуковой иллюзии. Но шумооформление меня интересует не как ремесло. То, чем мы занимаемся, связано с авангардными течениями, возникновением шумовой музыки как таковой. Поэтому инструменты, которые будут выставлены в Политехническом музее, мы трактуем как инсталляцию. Их оформительско-прикладная функция исчезает, они превращаются в звуковые скульптуры, в объекты искусства.

Константин Дудаков-Кашуро (соавтор, научный консультант проекта): Петр решил вынести инструменты «из-за кулис» и сделать их не частью спектакля, а главными героями звукового действия — смысл, который Валерий Попов не закладывал. Хотя великий звукорежиссер, конечно, превращал спектакли в масштабные шумовые симфонии. Фактически все, что существовало во МХАТе в 20—30-е годы, представляло собой целый набор спектаклей внутри одного. На основе партитуры звука или партитуры света можно было поставить целое действо. Позже талант Попова столь же ярко проявился в кинематографе. На выставке мы покажем фрагменты из кинолент, шумооформлением которых он занимался («Александр Невский» Эйзенштейна, «Изящная жизнь» Юрцева, «Дела и люди» Мачерета), и можно будет услышать потрясающий звуковой ряд. Это индустриальная музыка двадцатых годов в ее абсолютном воплощении.

©  Евгений Гурко

Прибор «лязг гусениц танков»

Прибор «лязг гусениц танков»

— Играть на таких инструментах было отдельной профессией?

Дудаков-Кашуро: До Попова такой профессии не было вообще. При нем во МХАТе была организована команда «шумовиков», которые создавали все звуковое оформление спектакля. В большинстве своем шумовиками были мхатовские актеры. Они репетировали каждый день, иногда по часу, иногда больше.

Айду: Это была серьезная задача, целое направление в их деятельности. Ведь тогда, до появления кинематографа, театр должен был воссоздавать реальность. С появлением кино эта функция сошла на нет. Когда вы в последний раз на театральной сцене видели то, что сложно отличить от реальности? Сегодня шумооформление — забота кинематографа. И это тоже целое искусство: грамотно записать звук в микрофон и грамотно его смонтировать на самом деле очень непросто.

©  Евгений Гурко

Фоновое железо

Фоновое железо

— Были ли в то время случаи, когда реальность была воссоздана «чересчур успешно»?

Дудаков-Кашуро: В предисловии к своей книге Попов вспоминает: однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей. Секрет в том, что в спектакле он применял разные типы конского топота.

Вообще Попов обладал феноменальным слухом и с детства прислушивался к окружающей среде. Был случай, когда он подошел к ямщику и спросил, почему его лошадь как-то неправильно цокает копытами. Ямщик ответил, что у нее развалилась одна подкова.

— Какова дальнейшая судьба этих инструментов?

Дудаков-Кашуро: Надеемся, что они успешно переживут выставку. Это интерактивная инсталляция, любой посетитель сможет попробовать извлечь звук с помощью любого инструмента, и мы готовы «ре-реконструировать» на месте то, что, не дай бог, будет случайно поломано. После завершения проекта в Политехническом музее мы надеемся, что сможем экспонировать нашу «реконструкцию утопии» в других городах России и демонстрировать шумовые инструменты в концертном исполнении.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Philip Nodel· 2012-06-28 02:45:23
    Отличный проект! Справедливости ради надо сказать, что многие машины использовались (и используются до сих пор) в опере последние 400 лет, например "машина ветра" и "машина грома". Частично они представлены в экспозиции Шереметевского театра в Останкине.
  • Алексей Бартошевич· 2012-07-01 19:51:29
    Замечательный проект. Замечу только, что старого мхатовца Попова звали не Валерий, а Владимир Александрович
    Непременно приду посмотреть, и всем, кому интересен театр, посетить Политехнический
Все новости ›