Однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей.

Оцените материал

Просмотров: 130361

Искусство шуметь

Мария Холкина · 27/06/2012
Проект Петра Айду в Политехническом музее

Имена:  Петр Айду

©  Евгений Гурко

Большой барабан-ворчун

Большой барабан-ворчун

С сегодняшнего дня и до 16 сентября в Политехническом музее демонстрируют «РеКонструкцию шума». Это грандиозный проект группы энтузиастов, возглавляемых Петром Айду, представляющий собой огромное количество восстановленных звуковых аппаратов мхатовского актера и изобретателя Валерия Попова, когда-то использовавшихся в театре и кино. Звук приближающегося поезда или вертолета, завывание ветра или шум прибоя, танковая дивизия или капли дождя по крыше — это сейчас все эти шумы живут в электронном формате, а раньше для каждого из них приходилось придумывать и строить отдельный аппарат. Экспозиция (координатор разработки и производства экспонатов — Александр Назаров) состоит из четырех разделов в соответствии с тематикой шумов: природные, транспортные, батальные, индустриальные. OPENSPACE.RU предлагает послушать некоторые из них.



— Зачем сейчас реконструировать эти машины?

Петр Айду (автор и руководитель проекта): Мы попытались реконструировать те способы шумооформления, которые использовались в кино и театре до появления фонограммы, когда электронный звук был еще недостаточно качественным для создания звуковой иллюзии. Но шумооформление меня интересует не как ремесло. То, чем мы занимаемся, связано с авангардными течениями, возникновением шумовой музыки как таковой. Поэтому инструменты, которые будут выставлены в Политехническом музее, мы трактуем как инсталляцию. Их оформительско-прикладная функция исчезает, они превращаются в звуковые скульптуры, в объекты искусства.

Константин Дудаков-Кашуро (соавтор, научный консультант проекта): Петр решил вынести инструменты «из-за кулис» и сделать их не частью спектакля, а главными героями звукового действия — смысл, который Валерий Попов не закладывал. Хотя великий звукорежиссер, конечно, превращал спектакли в масштабные шумовые симфонии. Фактически все, что существовало во МХАТе в 20—30-е годы, представляло собой целый набор спектаклей внутри одного. На основе партитуры звука или партитуры света можно было поставить целое действо. Позже талант Попова столь же ярко проявился в кинематографе. На выставке мы покажем фрагменты из кинолент, шумооформлением которых он занимался («Александр Невский» Эйзенштейна, «Изящная жизнь» Юрцева, «Дела и люди» Мачерета), и можно будет услышать потрясающий звуковой ряд. Это индустриальная музыка двадцатых годов в ее абсолютном воплощении.

©  Евгений Гурко

Прибор «лязг гусениц танков»

Прибор «лязг гусениц танков»

— Играть на таких инструментах было отдельной профессией?

Дудаков-Кашуро: До Попова такой профессии не было вообще. При нем во МХАТе была организована команда «шумовиков», которые создавали все звуковое оформление спектакля. В большинстве своем шумовиками были мхатовские актеры. Они репетировали каждый день, иногда по часу, иногда больше.

Айду: Это была серьезная задача, целое направление в их деятельности. Ведь тогда, до появления кинематографа, театр должен был воссоздавать реальность. С появлением кино эта функция сошла на нет. Когда вы в последний раз на театральной сцене видели то, что сложно отличить от реальности? Сегодня шумооформление — забота кинематографа. И это тоже целое искусство: грамотно записать звук в микрофон и грамотно его смонтировать на самом деле очень непросто.

©  Евгений Гурко

Фоновое железо

Фоновое железо

— Были ли в то время случаи, когда реальность была воссоздана «чересчур успешно»?

Дудаков-Кашуро: В предисловии к своей книге Попов вспоминает: однажды к нему после спектакля подошла дама и спросила, как за кулисами поместилось так много лошадей. Секрет в том, что в спектакле он применял разные типы конского топота.

Вообще Попов обладал феноменальным слухом и с детства прислушивался к окружающей среде. Был случай, когда он подошел к ямщику и спросил, почему его лошадь как-то неправильно цокает копытами. Ямщик ответил, что у нее развалилась одна подкова.

— Какова дальнейшая судьба этих инструментов?

Дудаков-Кашуро: Надеемся, что они успешно переживут выставку. Это интерактивная инсталляция, любой посетитель сможет попробовать извлечь звук с помощью любого инструмента, и мы готовы «ре-реконструировать» на месте то, что, не дай бог, будет случайно поломано. После завершения проекта в Политехническом музее мы надеемся, что сможем экспонировать нашу «реконструкцию утопии» в других городах России и демонстрировать шумовые инструменты в концертном исполнении.

{-page-}

 

Батальные шумы

1. Лязг гусениц танков

«Когда инструменты реконструировались, было не совсем понятно, будет ли каждый инструмент создавать то звучание, на которое он рассчитан, или получится небольшая звуковая девиация. И мы решили, что хорошо и то и другое. Ведь даже если он не будет слишком реалистичен, то родится совершенно новый звук, и, может быть, в ансамбле он создаст интересный эффект».

2. Шум танка


3. Шум мотора самолета


4. Эскадрилья бомбардировщиков и истребителей

«Во время работы выяснилось, что некоторые материалы, которые использовались у Попова, сейчас изготавливаются по другим стандартам. Он ориентировался на то, что производилось в то время, а с тех пор прошло уже 60 лет. Например, мы так и не смогли найти латунь правильного размера: можно, конечно, сделать на заказ, но придется заказывать минимум 20 тонн.

Однако даже с такими латунными листами звук летящих самолетов получился очень реалистичным. Для полной звуковой картины рекомендуют использовать четыре таких листа, но уже два создают необходимый шум».

5. Шум шагов войсковых частей


Природные шумы

6. Пергаментный прибор


7. Прибор «ветер»


8. Раскатный гром


9. Фоновое железо


10–11. Капельница. Капель

«В производстве шумовых инструментов важно все — качество ткани, толщина металлического листа, сорт дерева. Все это вместе создает реалистичность и уникальное звучание инструмента. «Капель» в одиночестве не слишком реалистична. Это один из тех шумов, которые должны объединяться в общую концепцию и звучать в большом ансамбле».

12. Перекат (морской прибой)

«Попов пытался передать сложные звуки самыми простыми способами. Поражает, насколько остроумно он придумывал свои аппараты: например, вся шумовая гамма морского прибоя передается при помощи деревянного каркаса, внутри которого — обычный горох.

Хотя сосну, которая используется в изготовлении этого инструмента, очень сложно найти, она в несколько раз дороже обычной сосны».


Транспортные шумы

13. Конный транспорт № 4


14. Конный транспорт № 1


Шум поезда

15. Большой барабан-ворчун

«Попов рекомендует использовать такие барабаны в создании самых разных шумов, где нужны низкие частоты: гром, танки, индустриальные шумы и так далее — везде, где нужна низкочастотная составляющая, близкая к инфразвуку.

Барабан сделан из кедра, а его ободья — из дуба, он совершенно неподъемный и «непролезаемый»: когда мы делали перформанс на станции метро «Маяковская», мы не смогли внести его в дверь».

16. Фоновое железо № 1

«В изготовлении этого инструмента сохранены все конструктивные особенности. Для извлечения звука нужны два человека, каждому в руку — по металлическому листу. Более модернизированный вариант — с деревянной палкой, с этим инструментом может справиться и один “шумовик”».

17. Паровые отсечки


18. Стыки


19. Семафор

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Philip Nodel· 2012-06-28 02:45:23
    Отличный проект! Справедливости ради надо сказать, что многие машины использовались (и используются до сих пор) в опере последние 400 лет, например "машина ветра" и "машина грома". Частично они представлены в экспозиции Шереметевского театра в Останкине.
  • Алексей Бартошевич· 2012-07-01 19:51:29
    Замечательный проект. Замечу только, что старого мхатовца Попова звали не Валерий, а Владимир Александрович
    Непременно приду посмотреть, и всем, кому интересен театр, посетить Политехнический
Все новости ›