Оцените материал

Просмотров: 26025

Anaparastasis III

08/06/2012
Как братья Курентзисы учинили погром на «Винзаводе»

Имена:  Теодор Курентзис · Яни Кристу

Теодор Курентзис осуществил давнюю мечту и в финале своей программы «Катастрофа» на «Винзаводе» исполнил «Анапарастазис» Яни Кристу (1926 — 1970) под номером 3, с подзаголовком «Пианист». Это самое известное произведение греческого композитора, философа, перформансиста, которое он создал в 1968 году, за два года до своей гибели в автокатастрофе под Афинами. Что-либо более экстремальное на мероприятии, предполагающем участие классических музыкантов (участники Московского ансамбля современной музыки были одеты в смокинги с бабочками и дачную обувь), до сих пор придумать непросто. Но версия Курентзиса и его брата Вангелино, выяснявшего свои невыносимые отношения с роялем, превзошла даже ожидания тех, кто знал, о чем идет речь. Израненные в ходе исполнения руки дирижера, будем надеяться, скоро заживут, искалеченные инструменты и пульты уберут из «Цеха белого», а этот видеоматериал останется свидетельством того, как в 2012-м на отдельно взятом «Винзаводе» произошел 1968 год.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:41

  • Sergey Zyatkov· 2012-06-08 21:19:58
    Лучшее место 1968-го года - в 1968-м. Играть такое на фоне разрушенной культуры - тавтология. Границы жанра размыты и так. И не понятно, что труднее и плодотворнее творчески - размывать их еще больше или начать оборону остатков культурных традиций в героическом обскурантизме.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • vantz· 2012-06-08 23:51:00
    Эрзац-катарсис.
    Тут ведь дело не в том, чтобы расколошматить скрипку, а в том, чтобы чувствовать, что это необходимо, что иначе нельзя. Поэтому у Курехина в Поп-механике то же самое выходило очень мощно и эмоционально, а здесь какая-то имитация оргазма. Исполнители не знают, зачем они это делают, просто выполняют указания дирижера.
    Да, и электроника уж очень убогая. Какой-то George Harrison Electronic Sound просто.
  • Igor Prykhodko· 2012-06-09 01:21:51
    У мечты есть одна страшная особенность: она может превратиться в реальность )))
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Mark Buloshnikov· 2012-06-10 00:17:20
    звук в треке прописан как-то странно
    но это конечно только в этой записи
    живьём всё слушалось иначе и конечно ощущения абсолютно другие
    а вообще это была конечно феерия
    немного смущала световая часть, напоминавшая по мнению некоторых слушателей "фабрику звёзд". но строчка luce не прописана христу ,поэтому всё хорошо
  • Victoria Korshunova· 2012-06-10 14:55:34
    Это был замечательный интересный и творческий проект для МАСМ, работать с Теодором для нас было счастьем! "Пианист" Кристу никогда не исполнялся в Москве, между тем это известное сочинение, поэтому, слава богу, что оно прозвучало. А видеозаписи, конечно же, не могут передать атмосферу того удивительного вечера 1 июня на Винзаводе!
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-11 08:29:54
    Сергей (Зятьков), согласен с тобой. Если это яв-ся сегодня актуальным, то единственный выход из ситуации - прекратить заниматься музыкой. По крайней мере, это не будет имитацией. Из области медицины: организам человека постоянно борется с раковыми клетками, когда они вуалируются под "свои", то нормальные клетки перестают с ними бороться. Раковая опухоль развивается и убивает клетки организма.
  • zAdorno· 2012-06-11 17:28:56
    Конечно, не «лебединое озеро», но тоже ничего, вполне академично. Хоть продукт и не первой свежести, но и гамбургером вроде бы ещё никто не отравился насмерть.
  • Sergej Newski· 2012-06-11 18:33:19
    Уважаемые Олег, Сергей (Зятьков) и наш неизвестный друг Порно-зАдорно!.
    Мне кажется, Петр Поспелов в своей рецензии в Ведомостях предельно точно описал то, чем мы занимались 1.06 на Винзаводе, употребив слова "ликбез" и "Музейный авангаярд". Речь шла, действительно, прежде всего о практике исторического исполнительства. Именно следуя идее необходимости такого ликбеза, я специально отобрал для этой программы либо сочинения никогда в России не звучавшие (Христу) , либо не звучавшие более 20 лет (фортепианный концерт Кейджа, в котором, кстати, блестяще выступил Михаил Дубов). Мои впечатления от работы с Теодором можно выразить одним словом: точностъ. И внимательность к тексту. То же касается и МАСМ: музыканты просто сделали то, что написано в нотах.Текст, понятное дело был исторический. Но для того чтобы осмыслить и преодолеть какое-то состояние культуры, нужно его пережить, видео и mp3 вКонтакте тут недостаточно. Лучше как говорится, один раз увидеть. За что и спасибо Теодору Иоанновичу, МАСМ и всему коллективу платформы.

    Сергей Невский.
    Куратор музыкального направления проекта платформа.
  • n-voice· 2012-06-11 18:41:17
    Что касается текста Христу как такового, я думаю, он бы не действовал сегодня, будь эта партитура просто набором эффектов или отсылкой к ритуалу (как ее назвал Теодор). Христу был - большую часть своей недолгой биографии - структуралистом, серийным композитором. Серийность он преодолел, но четкость организации материала осталась. Его структурное мышление создало в итоге некий фильтр, (пользуясь термином Стравинского"), повлекший за собой формальную красоту и завершенность, которые и помогли его музыке пережить свое время.
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-11 19:19:02
    Невскому: Сергей, вы зачищаете территорию основательно. Мне это уже не интересно не только с музыкальных, но и с человеческих позиций.
  • Sergey Zyatkov· 2012-06-11 19:19:14
    zu Сергей (Невский). Размышления не стоит считать нападками. Без реакции-то хуже. Пользуясь случаем - спасибо за проект и вкалывающему куратору, и любимому МАСМу. Что еще ждет придирчивую и благожелательную публику в новом сезоне - "Платформа" будет действовать?
  • vantz· 2012-06-11 20:09:25
    На самом деле я думаю, что это правильно, это нормальное развитие. Вот я помню, что когда началась рыночная экономика, то первым делом из-за бугра к нам хлынул дикий поток всякого дерьмища, которое люди активно расхватывали, поскольку не знали, что в капиталистическом мире тоже производят товары не только самого высшего качества. Я лично почему-то хорошо помню огромные пачки турецкого чая и псевдоголландскую колбасу ужасного анилиново-красного цвета. А еще были такие кооператоры, если помните. Они делали ликеры из водки с желатином + ароматизаторы. И джинсы Левайс из прозодежды. Ну, а потом постепенно люди начали разбираться в товарах, усилилась конкуренция, и эти загадочные поделки исчезли.
    С авангардным искусством то же самое. Долгое время у нас его почти не было, большинство людей до сих пор не очень отчетливо себе представляют, чего это такое и какое оно бывает. В связи с этим расцветают подобные малины. Вот это произведение греческого композитора - аналог анилиновой псевдоколбасы, а г-н Невский - что-то вроде кооператора-ликероизготовителя. Нужно просто немного подождать и будут у нас качественные концерты академического авангарда с хорошими произведениями.
    Я в этом уверен, поскольку, например, в рок-музыке и электронике мы это уже проходили и все в результате в порядке. Сначала всякие кооператоры, типа этой бабищи, которая интервью дает в соседнем разделе Опенспейса, привозили к нам какие-то полусгнившие останки группы Whitesnake, а потом постепенно стало ОК - Silver Mt. Zion давали у нас концерты еще даже до того, как пост-рок стал движухой номер 1, FSOL вообще первый концерт в новом качестве делали на пикнике афиши.
    И в академической музыке тоже все будет ОК со временем.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Sergey Zyatkov· 2012-06-11 20:26:54
    Уж не знаю, чего мы дождемся... Зарплата московского омоновца = 2 (два) качественных концерта современной музыки.Разве что доля процента (хотя бы) омона вступит в Всесоюзное хоровое общество и будут исправно покупать марки (платить взносы) - тогда ваши ОКеи наступят.
  • Sergej Newski· 2012-06-11 21:00:23
    Сергей, зарплата омоновца, как она вам видится, для меня большой сюрприз))).
    Будет продолжение, будет.
    Уже работаем.
    А с января месяца пространство будет зачищать (с) Саша Маноцков.
    И, думаю, будет интересно.
  • Sergey Zyatkov· 2012-06-11 21:04:41
    Ну, Саше я доверяю)
    Чего ж полгода под парами?
  • Sergej Newski· 2012-06-11 21:09:17
    vantz, мы тоже надеемся, что в современной академической музыке со временем будет все ОK. Но я думаю, и сейчас ситуация очень неплоха, динамика последних лет вполне впечатляет.
  • n-voice· 2012-06-11 22:01:35
    Sergey Zyatkov, Почему же полгода? Следующее мероприятие -5-го октября, открытие сезона, программа будет вывешена на сайте. До конца года начатые проекты будут реализованы.
    С уважением,
    СН
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-11 22:50:26
    Невскому: а так, как вы поступили со мной похерев все договоренности, даже элементарное уведомление о снятии с проекта, это норма или исключение из правил работы с композитором?
  • vantz· 2012-06-12 00:52:54
    Sergej Newski, в последние лет 5-7 я никакой динамики не наблюдаю, за исключением потока вторсырья на тему "все равно вы не знаете у кого я это спёр". Если потом все и будет ОК, то уж никак не за счет этой динамики.
  • Sergej Newski· 2012-06-12 01:34:10
    vantz, а Bы напишите нам письмо с предложениями, чего Bам не хватает. У Вас ведь наверняка есть четкое видение, того как должна строиться концертная серия современной академической музыки в рамках интерсдисциплинарного проекта, ориeнтированного на широкую публику? Про то как финансировать культуру и как ей управлять, Вы нам уже рассказали, наверняка и по содержанию нашего проекта что-нибудь найдется сказать.
    PS
    Кстати, Bы были хоть на одном из мероприятий?)))
  • zAdorno· 2012-06-12 02:20:02
    Уважаемый Sergej Newski, милый друг. Не мне Вам объяснять, что произведение авангарда невозможно повторить, как невозможно повторять шутку из-за боязни прослыть пошляком. Повтор, даже в авторском исполнении, убивает как авангард, так и шутку. Вообразите, что Вы, объявив себя учеником Малевича, повторили черный квадрат (не сомневаюсь, что технически Вы справитесь) и выставили на биеннале. Примерно такое же впечатление от Вашей версии «Анапарастазис».
    Т.е. Вы убили авангард. Убийца.
    С любовью, всегда Ваш.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-12 12:43:10
    Господин Невский не хочет, видимо, отвечать по существу на мой вопрос по поводу кидалова, которое есть у них на платформе. Стыдно, наверно. Я бы даже не спрашивал, если бы "бабки", которые они получают на платформе, были частными, но ребята, это же бюджетные денжищи, за них отчитываться надо... И как же у них отчетность происходит, если они приглашают к участию композитора, а потом без предупреждения снимают с проекта, хотя до этого договор грозились подписать, то есть, в бюджет включали... И сколько же все это дермище будет продолжаться у нас в стране?
  • Victoria Korshunova· 2012-06-12 13:15:41
    Отвечаю всем по поводу Невского. В мае месяце Сергей выступил куратором сразу трех музыкальных проектов. Как их прямой свидетель и участник (во всех трех был задействован МАСМ) могу вам сказать - один проект был лучше другого! Яркие контрастные программы, новые комопзиторские имена, а какие дирижеры! Мы впервые поработали с Филиппом Чижевским и Теодором Курентзисом, а 19 мая сыграли программу с ярчайшим представителем Германии Энно Поппе, одним из самых востребованных композиторов сегодня. На всех 3 проектах было много публики (причем отнюдь не только музыкальной - разве мы, музыканты, не добиваемся расширения нашей аудитории?), большой успех и положительные отзывы, которые я слышала от представителей самых разных профессий. Это ли не главное? Смогли бы мы сегодня реализовать эти смелые и дорогостоящие проекты где-нибудь в другом месте Москвы? Невский - просто молодчина, и может быть, пора господам злопыхателям прекратить гонять желчь?
  • vantz· 2012-06-12 15:08:32
    Sergej Newski, в российской академической музыке мне остро не хватает композиторов, которые пишут самостоятельную, а не заимствованную музыку. Хорошего качества музыку, которую было бы интересно слушать. Писать письмо по этому поводу "вам", кого Вы именно имеете в виду, я не знаю, но в любом случае не вижу особого смысла, поскольку не знаю, как на эту ситуацию может направленно повлиять кто-либо, кроме Господа Бога. Если у Вас с Ним есть связь, то я напишу свои предложения :). Если же нет, то остается только ждать, пока всех кооператоров с их анилиновой колбасой смоет в унитаз и вместо них придут люди с качественной продукцией.
    Не был я ни на одном из мероприятий, к чему тратить время на вторичный и второсортный продукт? Я бываю в Европе, могу послушать оригиналы в хорошем качестве. Да и CD с LP никто не отменял.
  • Sergej Newski· 2012-06-12 15:20:58
    Олег, если Вы действительно хотите тут это обсуждать: ни в бюджете Минкульта РФ, ни в бюджете "платформы" нет графы "Олег Пайбердин". Мы Вам сделали предложение для проекта "транскрипция", мы же были вынуждены от него отказаться, в силу того что платформа - это не только музыка, но и театр, медиа и пр. и я как куратор направления музыка должен согласовывать свои программы с худ. руководством. Платформа перед Вами письменно извинилась. Никаких официальных договореностей кроме предварительной переписки у нас не было. Произошла вещь, которая могла случиться и случается на любом фестивале в любой стране, со мной в том числе. Я не могу запретить Вам считать себя мучеником и обманутым, но я не уверен, что для Вас эта позиция продуктивна. Подумайте сами, чего Вы хотите добиться и постарайтесь строить Ваше поведение, следуя логике а не эмоциям.
  • Sergej Newski· 2012-06-12 15:40:10
    to zAdorno

    Вообще-то, Anaparastasis III Яни Христу - репертуарное сочинение.
    Пару-тройку раз в год где-нибудь да играют, вот уже сорок лет.
    Причем, в приличных залах вроде Гамбургской оперы или Венского Концертхауса.
    Поэтому я не стал бы так напрягаться на тему "нужен ли нам авангард и какого он сорта".

    Просто отнеситесь к этому- Петя Поспелов прав, - как к ликбезу.
    Курензтис в данном случае особенно интересен как интерпретатор, потому что он
    знал семью и круг и композитора, и солиста мюнхенской премьеры 68 -года, анализировал партитуры Христу и его труды, то есть, был изначально довольно серьезно погружен в контекст.

    Поэтому я очень благодарен Теодору, что он продирижировал этим сочинением,
    тем более что оно уже стояло в программе его концерта в 2005 году в ШДИ (с вместе с Дидоной Перселла) но тогда исполнение сорвалось из-за болезни солиста.

    Так что еще раз всем спасибо.


  • zAdorno· 2012-06-12 18:04:57
    Sergej Newski
    Совершенно верно, об этом и речь. То, что когда-то было протестным художественным высказыванием, вызовом системе (не только культурной), за последние 20-25 лет, стало системообразующей (репертуарной) глянцевой компонентой той же системы. Яркий пример тому «Artist's Shit» Manzoni. В первоисточнике эта баночка должна была, в гротескной форме, плюнуть в лицо жадному, всепоглощающему рынку безвкусицы. Но сегодня эта баночка стала предметом денежных инвестиций на рынке искусства, более того, баночка превратилась в идеологическую, концептуальную составляющую современного ис.-ва. Это равносильно тому, как если бы матерный анекдот, гротеск, лежал в основе социальной парадигмы. И сегодня так это и есть: переваренная когда-то рынком нарочитая безвкусица привела к обществу тотального китча. Китч это в принципе тоже воровство, коррупция и наркотик.
    А продукт, любой, всегда должен быть наивысшего качества и первой свежести. Об этом можно найти не только у Стравинского.
    С пожеланием творческих успехов.
  • parliament· 2012-06-12 19:02:23
    По поводу современного искусства/авангарда (или как там это называется): вся проблема даже не в том, что кто-то пишет под кого-то, а кто-то – откровенно плагиатит; вся проблема в том, что те ценности, которое оно декларирует (а оно уж простите это делает, не надо отрицать) уже/сейчас/на данный момент совершенно лишены всяческого смысла. Мне не интересно слушать эти трагедии маленьких людей с их страхами, потерями и болью. Весь постмодернизм (в целом) это трагедии маленьких людей и их неспособности. Однако, следует признать, что время постмодернизма уже прошло. Он мёртв. Уже давно. И пора бы выбираться из этой ничего не дающей ямы.
    Есть люди, есть жизнь - и она гораздо более цветна, жива, многообразна, небесна, золота, чем все вместе взятые конвульсии.
    И преодолевая себя/свои ноты/свою песню, идя дальше ты видишь как много вокруг света, силы (в самом тебе – тоже много). И вот это и есть то о чём сейчас надо. А не о криках, стонах и конвульсиях.

    В целом же, те приёмы игры/драматургии/формы, которые сейчас используются в «современном» искусстве – это всего лишь одни из многих приёмов. Зачем же себя искусственно ограничивать и постоянно плкать?

    Про пианиста: вы знаете, дело не в «старой» или «новой» школе, все мы испытывали этот ужас перед роялем и сценой, однако, ежели ты не можешь/не умеешь/не способен играть/преодолеть себя, «пошёл вон из искусства». Это вам не трагедии маленьких людей, это просто надо делать, просто надо писать, играть, жить в конце концов. По-настоящему жить, а не придуманно/воображаемо/из под палки страха или экзистенциального кризиса (или опять же страха). Хотя, интересны, конечно, его все эти мучения – чтобы знать – как не надо.
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-13 16:34:45
    Господин Невский, мне глубоко наплевать, в каком дерьме Вам приходилось оказываться с заказами и прочим, но лично я не привык к тому, что договариваясь за год до концерта, объявляют о снятии за месяц до него, причем, после нескольких обращений самого композитора, что, в общем-то, унизительно. Еще больше меня умиляет то обстоятельство, что Вы оправдываете такое отношение тем, что не подписали договор. А как же переписка и просто данное слово? Или оно для Вас ничего не стоит, если нет бумажки с печатью? В конце концов, о снятии надо объявлять заранее. Ссылаться на нехватку денег при том, что Ваше сочинение звучит практически в эти же даты, считаю аморальным и непрофессиональным. Тут в потоке Коршунова, директор МАСМ, вызвалалсь защищать Невского, которая в марте так же без предупреждения сняла исполнеине моего сочинения в трех городах, что считаю аморальным и непрофессиональным. Теперь эти горлопаны могут сколько угодно обливать всех грязью за критику.
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-13 16:59:20
    "...ни в бюджете Минкульта РФ, ни в бюджете "платформы" нет графы "Олег Пайбердин".
    Наверно, в бюджете Минкульта есть графа: "Сергей Невский и те, кто с ним".
  • Sergej Newski· 2012-06-13 20:18:45
    Олег, я уже высказал вам свои извинения и готов их повторить.
    Мне действительно жаль, что ваша пьеса не прозвучала на "транскрипции".
    Деньги, в данном случае, ни про чем, речь шла об эстетической цельности программы и возможности взаимодействия муз. составляющей с другими составляющими платформы (театр, медиа, танец). Мне тоже жаль, что изменение программы произошло так краткосрочно, но сейчас об этом говорить немного бессмысленно. Как и бессмысленно подсчитывать, кого из нас Московский ансамбль больше играет. Вас он больше играет, Олег, вас.
    Я могу быть чем-то еще вам полезен?
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-13 21:12:39
    Наконец, куратор Невский, я вытянул из Вас элементарное публичное объяснение и извинение. Больше от Вас и Вашей
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-13 21:19:39
    Наконец, куратор Невский, я вытянул из Вас элементарное публичное объяснение и извинение. Больше от Вас и Вашей компании ничего не жду.

    "Как и бессмысленно подсчитывать, кого из нас Московский ансамбль больше играет..." А это вообще о чем? Неужели, все Ваши" эстетические цельности" сводятся лишь к тому, кого больше или меньше играет упомянутый ансамль? У Вас что, соревнование по тому, кого больше исполняют? И Вы заботитесь о том, чтобы кого-то, не дай бог, больше исполнили? Уважамый Невский, уясните себе, что надо уважительно относиться к тем, кого приглашаете. Вы же даже извинение приносите оскорбляя.
  • Oleg Paiberdin· 2012-06-24 09:34:22
    «Сегодняшний авангард сродни светской хронике – голубая фишка, условный код, всего лишь программная декорация общества для манипуляции толпой, усиленной лозунгами неравенства и восславлениями капитализма. Это не семья на баррикадах – это толпа на дискотеке, заказанной теми самыми депутатами Июльского парламента, однажды нарисованными Оноре Виктореном Домье».

    «Авангард предан, и то, что мы называем этим термином сегодня, – сервильное декоративное искусство». – Буржуй закалился, квадратиками и загогулинами он декорирует свой пентхаус, пощёчины и плевки превратились в щекотку – авангард заигрывает с заказчиком, дразнит клиента: «Художник немного дерзит, но в меру, создавая впечатление у посетителя, что перед ним девушка с характером». – История авангарда есть образцовая история коллаборационизма: так постепенно меняется сознание Предателя – он находит всё новые оправдания для сотрудничества с оккупационным режимом; вместо пароля изгоев язык авангарда стал жаргоном торгашей; вместо эсперанто бедняков – биржевой азбукой».
    (http://www.peremeny.ru/blog/12102)
  • zymborsky· 2012-06-26 01:46:19
    фэйк от начала и до конца, рояль не тронули, а можно было бы и расфигачить, Локвуд никто еще не переплюнул
  • Sergej Newski· 2012-06-28 17:12:16
    tak u Christou v otlichie ot Yoko Ono ili Lockwood ne trebuetsya "figachit' royal!
  • Виктор Шпиницкий· 2012-07-10 11:31:35
    Как же мы жили-то прежде, не зная этот "шэдэвр"...
Все новости ›