Почти исчезли мальчики из классической музыки.

Оцените материал

Просмотров: 25967

Мамы, дети, музыка

Екатерина Бирюкова · 05/05/2012
Страницы:
 

Путь к себе
На третьем курсе, когда я поняла, что категорически этого не хочу, я пришла к церкви, крестилась, ездила по монастырям, пела на клиросе. Тем не менее сдала госэкзамен, после чего положила флейту на полку и через неделю уехала в Иерусалим. Там я прожила пять лет — сначала в одном монастыре, потом в другом. Нужно было разобраться со своими целями, с тем, кто я такая, зачем я тут. Ну а когда все встало более-менее на свои места, я вернулась.

Однако интерес к флейте, игре и музыке вернулся только совсем недавно. Я открыла инструмент и поняла, что очень здорово им владеть. Но это совсем не то, что меня заставляли раньше делать, — оказалось, это может доставлять радость! Я опять стала играть. В основном я импровизирую с флейтой в руках, у нас компания людей, которые этим занимаются. Я получаю удовольствие, находясь в этом энергетическом, музыкальном, творческом потоке.

Если бы мне, когда я была маленькая, преподавали ЭТО, а не то, чтобы быстро бегали пальцы, если бы кто-то сумел рассказать, что такое музыка и как это здорово, то, возможно, все бы пошло по-другому, не через насилие. Занятия музыкой — это не спорт. Хотя иногда его напоминают. Но все-таки по сути это совсем другое.

Никогда не думала, что свою дочку буду учить музыке. Я вообще ее отговаривала всеми возможными способами от того, чтобы она на этот скользкий путь вступила. Тем не менее она по нему пошла. С ней получилась полная противоположность. В четыре года она сказала, что у нее скрипка должна быть в руках, и продолжает на этом настаивать. Это очень тяжелая дорога. Но она постоянно мне говорит, что она этого хочет, что ей это нравится. Я сопротивлялась-сопротивлялась, потом поняла, что это другая крайность. Сейчас она в ЦМШ учится, но мы уходим оттуда. Там я наблюдаю целый сгусток амбициозных родителей и поломанных детских судеб. Положение совершенно катастрофическое у некоторых. Поэтому мы оттуда бежим.


Наталия Лисицына

Что нужно родителям
Я работаю почти тридцать лет. Часто возникают ситуации недостаточного взаимопонимания с родителями. Оттого, что не все родители — кстати, не только мамы, с папами тоже приходится иметь дело — понимают специфику музыкального образования. Если у родителей музыкального образования нет, то им очень трудно бывает понять, почему ребенку нужно каждый день заниматься. Вот они привели способного ребенка, на вступительных экзаменах определили его данные, и им кажется, что за два урока в неделю из него должны сделать концертирующего музыканта. И когда я начинаю предъявлять какие-то требования к домашней работе, они очень удивляются. Ребенок и так загружен, у него другие всякие есть занятия.

А бывает обратная ситуация. Родители считают себя очень компетентными и все время вмешиваются в учебный процесс. Чаще всего им кажется, что ученику недодают каких-то сложных, интересных произведений. С этой проблемой, пожалуй, будет еще труднее. Я иногда выполняю их требования, чтобы наглядно показать, что они ошибаются. Но это часто не работает, так как тогда получается, что это я неправильно работаю. Ребенок-то гениальный, а я не справилась.

И вот мы ходим по замкнутому кругу, и чаще всего приходится расставаться. Хорошо, если мирно. Хорошо, если удается убедить родителей, что когда нет доверия к педагогу, то занятия дальше толком невозможны. Но некоторым родителям нравятся конфликтные отношения, они никуда не уходят. А у нас в районных ДМШ такая специфика, что мы сами не можем отказаться от учеников. Мы должны заниматься с ними до тех пор, пока они сами не попросят их перевести.

Что нужно учителю
Должна сказать, что полный психологический комфорт во время урока — совершенно необходимое условие для педагога. А если он все время будет ждать со стороны родителей какого-то критического замечания, излишнего контроля, неуважительного отношения, как к прислуге, то процесс обучения не будет полноценным. Вот так мы устроены.

Я не считаю, что любящие родители преувеличивают способности своих детей. Может, просто мама видит больше, видит какие-то скрытые возможности. Но успех бывает тогда, когда адекватно оценивают не только способности, но и достижения ребенка. Вот когда родители согласны, что с ребенка надо требовать по максимуму, тогда получается толк. И тогда конфликтов не бывает. А если сами родители не хотят прикладывать усилия, то тут и возникают какие-то замещающие моменты в виде претензий к педагогу, контроля за ним. Такая презумпция вины: педагог во всем виноват.

У моей мамы, благодаря которой я выучилась, хотя была очень ленивым ребенком, не было ни грамма амбиций. Но когда она привела меня в музыкальную школу, то чувствовала ответственность — и перед педагогом, и передо мной. Она должна была научить меня начатое дело доводить до конца — вот это была ее мотивация. А если бы у нее была другая позиция и она бы требовала больше от педагога, чем от меня, то у меня бы ничего не получилось.

Чего боится учитель
Была у меня такая история: учился мальчик, уже в седьмом, выпускном классе. И однажды я узнаю, что он, придя домой, сказал маме, что я его ударила по голове. А надо было видеть ребенка — он выше меня ростом был, у него ломался голос, уже юноша. Тем не менее мама сразу вышла из себя, это понятно. Она пожаловалась директору, и началась очень неприятная ситуация, директор сказал, что тут скандалы не нужны и надо бы мне куда-нибудь из школы уходить. Меня спасло стечение обстоятельств: оказалось, что ребенок просто прогулял урок и не хотел признаваться маме, но он не знал, что меня в тот день не было в школе. Когда это выяснилось, они просто перешли к другому педагогу, и эта история никакого продолжения не получила. Но мне она была серьезным уроком. Нужно быть всегда готовым к этому и очень внимательно смотреть на родителей, с которыми мы имеем дело.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • kuskus· 2012-05-05 20:17:03
    пора заканчивать с этим музыкальным спортом. из простых музыкальных школ и училищ приходят не натянутые естественные музыканты с неизуродованной психикой, которые сами хотят, а не за которых хотят родители и педагоги. совершенно правильно, что за рубежом этого элитарного выхолощенного образования нет и нам не надо. и дети здоровее и музыканты по призванию, а не наследственному принуждению.
  • Willi Brainin· 2012-05-05 20:36:28
    to kuskus
    На Западе детское муз. образование никакое. В немецких консерваториях, к примеру, на рояле учатся русские, китайцы, корейцы, на скрипке те же русские, те же китайцы, поляки, румыны. А вот немцы - те больше на духовых, поскольку на духовых можно начинать попозже. А "музыкальный спорт" закончится через одно поколение естественным путём. Просто людей, который захотят потреблять классическую музыку станет слишком мало для того, чтобы образовывать тех, кто станет эту музыку производить.
  • Insaria· 2012-05-05 20:51:26
    to kuskus
    Очень странная статья. почему автор берет только негативные стороны и совершенно умалчивает о позитивных? А вот вам моя история: я родилась в малюсеньком городке, где в маленькой муз.школе было три педагога по ф-но, один по сольф и один по хору. все 7 лет я занималась с упоением, какое это было счастье - не передать. Вечером после уроков постоянно играла разные произведения для себя, в 4 классе уже спокойно сложные пьесы сама по слуху играла. После школы легко поступила на два отделения в училище - провинциальное, но педагоги очень сильные. В результате когда я через 4 года приехала в одну из лучших консерваторий страны - поступила без труда с высшим баллом. да, занималась по 6 часов в день. да, по ночам писала курсовые как теоретик. Книги зачитвывала, посадила зрение. но жалею об этом лишь когда прихожу за зарплатой педагога в школе в 5 тыс, и это после консерватории с красным дипломом. Меня НИКТО никогда не заставлял. у меня не было гениальных педагогов их ЦМШ и Гнесинки. Просто видимо есть некое провидение. Поэтому не стоит так однобоко воспринимать мир. Никакого музыкального спорта быть не может.
  • Marina Evreison Arshinova· 2012-05-06 00:25:23
    cпасибо за рассказ К.Сканави - искренний и смелый. насчет Берлинской филармонии и Йелльского университета - мысли очень важные в наше время, и если не лениться, и додумать их доконца, потянуть за эту ниточку - что-то можно понять.
  • Marina Evreison Arshinova· 2012-05-06 00:26:57
    до конца - пишется раздельно, я в курсе :))
  • Tatiana Davydova· 2012-05-06 10:46:27
    Это говорил Столярский: "Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы".
  • vm· 2012-05-06 15:49:28
    Я когда-то закончил музыкальную школу, 5 классов экстерном за 4 года. Занимался без напряга себе в удовольствие. Ни разу в жизни об этом не пожалел.
  • sheveljuxin· 2012-05-07 17:59:49
    to Insaria, Вы об чём? Контекст этих трех интервью - детское музыкальное образование и роль в нём родителей. При этом в свете последних событий. А Вы про "меня никто никогда не заставлял".

    to Willi Brainin, меня всегда удивляет, что под Западным образованием почему-то подразумевают исключительно немецкую школу... А как же Англия, Франция? А Штаты?.. Что это за "никакое"?..
  • sheveljuxin· 2012-05-07 18:03:06
    А Екатерине Бирюковой спасибо за статью. Вот таких не хватает. Жизненных историй по теме вне узкой кучки замечательных музыкантов, чьими именами тут бесконечно жонглируют, но с упёртостью, будто других музыкантов в стране и нет...
  • Яна Шклярская· 2012-05-07 18:32:01
    Для меня в детстве и для моего сына теперь музыкальная школа - это круг близких по духу людей. Я училась с боями, прогуливала даже. Но именно там я нашла первого настоящего друга, именно там я видела благородство преподавателей. Там я научилась отличать талант от выучки. Для меня в этой статье самое жгучее - это мизерная зарплата учителя и потуги некоторых родителей превратить педагога в прислугу. Это меня возмущает. Спасибо всем преподавателям музыки и всем мамам!
  • NIKA770· 2012-05-09 04:14:39
    Читала с интересом, недоумением,сомнением,удивлением,внутренним протестом. Ничего удивительного, когда такие профессиональные проблемы обсуждаются на основе личного опыта. последний никогда нельзя переносить и привносить в такой специальный профессиональный процесс как музыкальное проф. обрвзование."Смешались в кучу кони,люди и залпы тысячи орудий"... Так,конечно,нельзя. Талантливые дети,как называет их Гнесинка-особо одуренные,требуют индивидуального подхода и в диагностике и в терапии. И безусловно с учетом характерилогических особенностей семьи. Нет единого рецепта.Но есть закономерность: вырастить профессионала можно только у настоящего профессионального умного педагога. И все, включая ученика, должны подчиниться ему всецело.
  • NIKA770· 2012-05-09 04:37:50
    Общий психологический климат ЦМШ в дисонансном разносе находится давно. И,прежде всего, это сказалось на непростительном нашествии родителей на учебный процесс. ЦМШ находится под многолетним игом родительского насилия и над учениками, и над педагогами, и над адинистрацией. На наш взгляд, это преодолеваться должно только путем обновления педагогического корпуса и выведения родителей за пределы школы в приказном порядке. Педагоги сами найдут необходимый контакт с родителями,столь важный для становления будущего музыканта.Но жить школьной жизнью дети должны самостоятельно и без присутствия родителей.
    Что касается животрепещущего вопроса- заставлять или не заставлять вашего ребенка заниматься музыкой? Ответ простой - это Вам решать! Но по доброй воле и страстному собственному желанию не родился на свет ни один гений. У Моцарта должен быть Учитель,Папа и Сальери. Музыкальное образование - штучное производство,основанное на взаимопроникновенном взаимопонимании между учителем и учеником. Любое внешнее внедрение нарушает этот сложивщийся сангам и влечет за собой подчас непоправимый сбой профессиональной подготовки. От всей души желаю вам отдавать своих детей в хорошие руки. А Вы- мамы и папы берегите эти руки, которые в свою очередь, сберегут ваших детей. Самое трудное применять искусство исцеления к пациенту-врачу. Не менее трудно педагогам учить детей родителей-музыкантов.
  • Нора Потемкина· 2012-05-11 01:30:23
    Учу своих дочерей музыке, потому что знаю: кем бы они потом ни стали - пригодится всегда!
    Да, приходилось сначала заставлять, и сейчас приходится, но с каким удовольствием они играют, когда у них получается, и стараются подобрать что-то по слуху.
    В музицировании, пусть домашнем, отдыхает душа и набирается новых сил. И это трудно чем-то заменить.
    Я 16 лет отработала в ДМШ, сейчас работаю в Музее Ел.Ф. Гнесиной, я не чувствую себя ущемленной из-за маленькой зарплаты, как писали авторы ответов. Я без музыки не могу, я знаю, что это - мое дело, и мне не очень интересно даже, какой у меня статус. Мне важно сознание того, что я хорошо делаю то, чему я училась.
    И я не очень понимаю, почему должны быть именно еврейские мальчики. Ну да, традиции гнесинской школы? А Михаил Фабианович и Елена Фабиановна учили Оборина и Хачатуряна, Книппера и Эшпая, Чугаева и Витачека, Голубева и Бориса Чайковского и многих-многих евреев, русских, немцев, белорусов, украинцев, поляков - да кого только не было!
    Национальность не определяет культуру семьи, где растет ребенок: русский, еврейский, армянский, узбекский, эстонский, немецкий и т.д. Если в семье любой национальности высокий уровень культуры, это всегда видно по родителям.
Все новости ›