Почти исчезли мальчики из классической музыки.

Оцените материал

Просмотров: 25945

Мамы, дети, музыка

Екатерина Бирюкова · 05/05/2012
 

Гнесинка и ЦМШ
По атмосфере мне всегда была более мила Гнесинка. Просто сейчас из-за того, что происходит со зданием, она собственно как школа не существует. Одни дети бегут в одну сторону, другие — в другую. После 3-го класса ты вообще переезжаешь в какое-то другое место. То есть они не общаются, никто друг друга не знает, нет вот этого чудесного домашнего коллектива, которым именно и была славна эта школа. Там была более камерная атмосфера, никогда не было такого спортивного духа, как в ЦМШ.

Я училась в Гнесинской школе первые 9 классов. Потом я перешла к Владимиру Всеволодовичу Крайневу в ЦМШ и сразу поехала на конкурс Маргариты Лонг, там получила премию, у меня началась интенсивная концертная жизнь, я взяла академический отпуск, так что школу я закончила, уже учась в аспирантуре Парижской консерватории.

В ЦМШ кроме специальности по-настоящему преподавались еще только сольфеджио и гармония. Педагоги по остальным предметам иногда менялись по три раза в неделю. И сейчас это продолжается точно так же. Зарплаты у этих педагогов — 5000 рублей в месяц. Они на метро или на автобус тратят больше денег, чем зарабатывают! То есть это должны быть либо какие-то святые люди, которые туда идут ради общения с детьми, занимающимися музыкой, либо студенты, которые прибегают подработать. Кто-то делает это из-за того, что там его ребенок учится.

Русские девочки вместо еврейских мальчиков
Мальчиков в этих школах по сравнению со временем, когда я училась, осталось очень мало. Вот это я точно могу сказать — почти исчезли мальчики из классической музыки. И совершенно исчезли представители еврейского народа. Вот ведь как упал престиж нашей профессии — не дают хорошим еврейским мальчикам идти по стопам Яши Хейфеца...

То есть если в мое время на классных вечерах выходили играть только люди с еврейскими фамилиями — а уж особенно на скрипке, то сейчас превалируют девочки с простыми русскими фамилиями.

И в основном эти девочки с русскими фамилиями приезжают из подмосковных городов.

Репетиторы
В мое время никого из родителей на урок не пускали. Я училась у Татьяны Абрамовны Зеликман. Мой папа-пианист чуть ли не кровью должен был расписаться, что он не будет в мои занятия вмешиваться и в комнату даже не войдет, где я дома занимаюсь. Все делалось на уроке. И дальше был расчет на то, что ребенок сам должен дома что-то уметь делать.

Сейчас мать должна присутствовать на уроке. То есть она, видимо, должна не работать. Первое, что ты слышишь, придя к любому педагогу, — «с моими учениками занимается такой-то репетитор». Они работают в связке. И дальше расчет идет на то, что педагог только проверяет на уроке, как ребенок поработал дома. Хорошо, если педагог понимает, что правильно, чтобы ребенок научился сам думать, слышать, искать — ну или хотел думать, слушать и искать хотя бы. Но ведь это же дольше! Это эффект на более долгую дистанцию. А если ты хочешь добиться более быстрого эффекта, то, конечно, лучше, когда рядом сидит человек, который все во всем понимает, который заставляет ребенка 15 раз повторить одно и то же, не дает ему халтурить и думать о том, как бы поскорее вылететь на улицу с мячиком.

Зачем все это надо
Я не знаю, можно ли считать годы детских занятий музыкой упущенными, проведенными зря. Наверное, все равно дисциплина в разумных пределах — она скорее благо, чем зло. Если считать, что занятия музыкой приучают ребенка к некой ежедневной рутине труда, то это скорее польза для его дальнейшей жизни — в том числе и для его способности получить другое образование. Это скорее хорошо, что человек привык каждый день в чем-то совершенствоваться. Только что ты мог эту пьесу еле-еле ковырять отдельно правой рукой, отдельно левой, а, глядишь, прошла неделя — и ты уже можешь ее двумя руками сыграть. Это реальный, осязаемый результат, который даже маленький ребенок видит. Я вообще за вертикаль — за противостояние этим бесконечным сравнениям по горизонтали.

Очень многие музыканты приводят своих детей в музыку — даже если их собственная жизнь в музыке не состоялась. Очень часто существует аргумент: «Я хочу, чтобы тебе удалось то, что не удалось мне». Многим матерям свойственна эта мизерабельность. И очень многие из этих женщин к тому же еще и одиноки. У нас ведь женское общество...

Вот они работают педагогами в ДМШ, они унижены тем, как они плохо живут, своим социальным статусом. Но все равно ведут туда же своего ребенка. Меня это всегда дико трогает. В этой невозможности представить себе жизнь без этой самой музыки, которая принесла тебе столько страданий, есть какая-то заколдованность.

Это, конечно, материнский подвиг. Кто-то из великих педагогов говорил, что когда к нему приводят потенциального студента, он смотрит не на него, а на его маму.


Анна Озерова

Дочерний долг
Я с четырех лет занималась музыкой. Весь комплекс, включая консерваторию, прошла до конца. Моя мама — музыкант, хормейстер Большого театра. И она решила, что самое удобное — чтобы ребенок тоже был в этой профессии. Поэтому сначала было фортепиано, потом флейта. Сначала была простая музыкальная школа, потом специальная, после которой обязательно должна была быть консерватория. И всю эту программу я честно выполняла. Но с какого-то момента я понимала, что это не мое. Я отдала свой дочерний долг и решила, что дальше я никому ничего не должна и могу заниматься чем считаю нужным.

Я не знаю, что бы было со мной, если бы не это мамино решение, — трудно в сослагательном наклонении говорить. Но, безусловно, я нашла бы что-то другое. Хотя сейчас, по прошествии 20 с чем-то лет после окончания консерватории, я понимаю, что ничего никуда не пропадает и все в какую-то копилку человеческих достоинств и приобретений складывается. Но какой ценой это все доставалось!

Мне всегда было тяжело на сцене, и это тоже требовало преодоления и борьбы с самой собой. Все это осталось где-то в подсознании и иногда проявляется каким-то самым неожиданным образом — когда нужно что-то публичное делать.

Я вообще не публичный человек по природе. А когда это происходит через насилие, когда ты не готов, тебе не хочется, ты о другом думаешь — когда ребенок со всем этим выходит на сцену — вот это катастрофа. И потом тебе говорят, что ты сделал не то, играл не так, потерял половину того, что тебе рассказывали.

Хотя уже к консерватории я как-то научилась с этим всем быть, мириться и даже находить удовольствие в том, что я делаю. Но внутреннее ощущение, что что-то все время не так происходит, как должно быть, — оно не покидало.

Все цели были достигнуты. Мама сказала, что надо в консерваторию поступить, — пожалуйста, поступила. А, нет, не к тому педагогу! Надо к лучшему педагогу! Хорошо, вот я уже и у лучшего педагога. Но потом цели закончились — которые передо мной ставились и которые были не мои. Дальше что делать? Ставить свои собственные цели никто меня не учил. И никто не интересовался, есть ли у меня они.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • kuskus· 2012-05-05 20:17:03
    пора заканчивать с этим музыкальным спортом. из простых музыкальных школ и училищ приходят не натянутые естественные музыканты с неизуродованной психикой, которые сами хотят, а не за которых хотят родители и педагоги. совершенно правильно, что за рубежом этого элитарного выхолощенного образования нет и нам не надо. и дети здоровее и музыканты по призванию, а не наследственному принуждению.
  • Willi Brainin· 2012-05-05 20:36:28
    to kuskus
    На Западе детское муз. образование никакое. В немецких консерваториях, к примеру, на рояле учатся русские, китайцы, корейцы, на скрипке те же русские, те же китайцы, поляки, румыны. А вот немцы - те больше на духовых, поскольку на духовых можно начинать попозже. А "музыкальный спорт" закончится через одно поколение естественным путём. Просто людей, который захотят потреблять классическую музыку станет слишком мало для того, чтобы образовывать тех, кто станет эту музыку производить.
  • Insaria· 2012-05-05 20:51:26
    to kuskus
    Очень странная статья. почему автор берет только негативные стороны и совершенно умалчивает о позитивных? А вот вам моя история: я родилась в малюсеньком городке, где в маленькой муз.школе было три педагога по ф-но, один по сольф и один по хору. все 7 лет я занималась с упоением, какое это было счастье - не передать. Вечером после уроков постоянно играла разные произведения для себя, в 4 классе уже спокойно сложные пьесы сама по слуху играла. После школы легко поступила на два отделения в училище - провинциальное, но педагоги очень сильные. В результате когда я через 4 года приехала в одну из лучших консерваторий страны - поступила без труда с высшим баллом. да, занималась по 6 часов в день. да, по ночам писала курсовые как теоретик. Книги зачитвывала, посадила зрение. но жалею об этом лишь когда прихожу за зарплатой педагога в школе в 5 тыс, и это после консерватории с красным дипломом. Меня НИКТО никогда не заставлял. у меня не было гениальных педагогов их ЦМШ и Гнесинки. Просто видимо есть некое провидение. Поэтому не стоит так однобоко воспринимать мир. Никакого музыкального спорта быть не может.
  • Marina Evreison Arshinova· 2012-05-06 00:25:23
    cпасибо за рассказ К.Сканави - искренний и смелый. насчет Берлинской филармонии и Йелльского университета - мысли очень важные в наше время, и если не лениться, и додумать их доконца, потянуть за эту ниточку - что-то можно понять.
  • Marina Evreison Arshinova· 2012-05-06 00:26:57
    до конца - пишется раздельно, я в курсе :))
  • Tatiana Davydova· 2012-05-06 10:46:27
    Это говорил Столярский: "Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы".
  • vm· 2012-05-06 15:49:28
    Я когда-то закончил музыкальную школу, 5 классов экстерном за 4 года. Занимался без напряга себе в удовольствие. Ни разу в жизни об этом не пожалел.
  • sheveljuxin· 2012-05-07 17:59:49
    to Insaria, Вы об чём? Контекст этих трех интервью - детское музыкальное образование и роль в нём родителей. При этом в свете последних событий. А Вы про "меня никто никогда не заставлял".

    to Willi Brainin, меня всегда удивляет, что под Западным образованием почему-то подразумевают исключительно немецкую школу... А как же Англия, Франция? А Штаты?.. Что это за "никакое"?..
  • sheveljuxin· 2012-05-07 18:03:06
    А Екатерине Бирюковой спасибо за статью. Вот таких не хватает. Жизненных историй по теме вне узкой кучки замечательных музыкантов, чьими именами тут бесконечно жонглируют, но с упёртостью, будто других музыкантов в стране и нет...
  • Яна Шклярская· 2012-05-07 18:32:01
    Для меня в детстве и для моего сына теперь музыкальная школа - это круг близких по духу людей. Я училась с боями, прогуливала даже. Но именно там я нашла первого настоящего друга, именно там я видела благородство преподавателей. Там я научилась отличать талант от выучки. Для меня в этой статье самое жгучее - это мизерная зарплата учителя и потуги некоторых родителей превратить педагога в прислугу. Это меня возмущает. Спасибо всем преподавателям музыки и всем мамам!
  • NIKA770· 2012-05-09 04:14:39
    Читала с интересом, недоумением,сомнением,удивлением,внутренним протестом. Ничего удивительного, когда такие профессиональные проблемы обсуждаются на основе личного опыта. последний никогда нельзя переносить и привносить в такой специальный профессиональный процесс как музыкальное проф. обрвзование."Смешались в кучу кони,люди и залпы тысячи орудий"... Так,конечно,нельзя. Талантливые дети,как называет их Гнесинка-особо одуренные,требуют индивидуального подхода и в диагностике и в терапии. И безусловно с учетом характерилогических особенностей семьи. Нет единого рецепта.Но есть закономерность: вырастить профессионала можно только у настоящего профессионального умного педагога. И все, включая ученика, должны подчиниться ему всецело.
  • NIKA770· 2012-05-09 04:37:50
    Общий психологический климат ЦМШ в дисонансном разносе находится давно. И,прежде всего, это сказалось на непростительном нашествии родителей на учебный процесс. ЦМШ находится под многолетним игом родительского насилия и над учениками, и над педагогами, и над адинистрацией. На наш взгляд, это преодолеваться должно только путем обновления педагогического корпуса и выведения родителей за пределы школы в приказном порядке. Педагоги сами найдут необходимый контакт с родителями,столь важный для становления будущего музыканта.Но жить школьной жизнью дети должны самостоятельно и без присутствия родителей.
    Что касается животрепещущего вопроса- заставлять или не заставлять вашего ребенка заниматься музыкой? Ответ простой - это Вам решать! Но по доброй воле и страстному собственному желанию не родился на свет ни один гений. У Моцарта должен быть Учитель,Папа и Сальери. Музыкальное образование - штучное производство,основанное на взаимопроникновенном взаимопонимании между учителем и учеником. Любое внешнее внедрение нарушает этот сложивщийся сангам и влечет за собой подчас непоправимый сбой профессиональной подготовки. От всей души желаю вам отдавать своих детей в хорошие руки. А Вы- мамы и папы берегите эти руки, которые в свою очередь, сберегут ваших детей. Самое трудное применять искусство исцеления к пациенту-врачу. Не менее трудно педагогам учить детей родителей-музыкантов.
  • Нора Потемкина· 2012-05-11 01:30:23
    Учу своих дочерей музыке, потому что знаю: кем бы они потом ни стали - пригодится всегда!
    Да, приходилось сначала заставлять, и сейчас приходится, но с каким удовольствием они играют, когда у них получается, и стараются подобрать что-то по слуху.
    В музицировании, пусть домашнем, отдыхает душа и набирается новых сил. И это трудно чем-то заменить.
    Я 16 лет отработала в ДМШ, сейчас работаю в Музее Ел.Ф. Гнесиной, я не чувствую себя ущемленной из-за маленькой зарплаты, как писали авторы ответов. Я без музыки не могу, я знаю, что это - мое дело, и мне не очень интересно даже, какой у меня статус. Мне важно сознание того, что я хорошо делаю то, чему я училась.
    И я не очень понимаю, почему должны быть именно еврейские мальчики. Ну да, традиции гнесинской школы? А Михаил Фабианович и Елена Фабиановна учили Оборина и Хачатуряна, Книппера и Эшпая, Чугаева и Витачека, Голубева и Бориса Чайковского и многих-многих евреев, русских, немцев, белорусов, украинцев, поляков - да кого только не было!
    Национальность не определяет культуру семьи, где растет ребенок: русский, еврейский, армянский, узбекский, эстонский, немецкий и т.д. Если в семье любой национальности высокий уровень культуры, это всегда видно по родителям.
Все новости ›