Просмотров: 22636
ХХ век. Первая серия. Конкретная инструментальная музыка
ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ о шумах, расщеплении звука и том, как мы докатились до жизни такой
OPENSPACE.RU начинает рассказ о стилях, направлениях и техниках музыки последнего столетия, которую почему-то принято всю скопом пугливо называть «современной».Читать!
1
Речь пойдет об одном из самых радикальных направлений современной музыки — musique concrète instrumentale (конкретная инструментальная музыка). Радикальном — с точки зрения остроты диалога с конвенцией представления о музыкальном звуке. Это музыка, в которой не только нет мелодии, но вместо привычных, опознаваемых ухом инструментальных звуков используются недифференцируемые шумы.
Термин ввел немецкий композитор, один из самых влиятельных творцов конца ХХ — начала ХХI века Хельмут Лахенман. Но история термина началась еще в конце сороковых, когда на волне расцвета звукозаписывающих технологий французский композитор, инженер-акустик Пьер Шеффер обозначил свои опыты со звуком термином musique concrète (конкретная музыка) — это электронная музыка, оперирующая записями звуков природы, бытовых, индустриальных и прочих конкретных шумов.
Монтаж этих звуков, обработанных, искаженных или оставленных в нетронутом виде, складывается в коллажные композиции, пользующиеся большой популярностью и сегодня не только в академической музыке, но и в популярных направлениях (например, industrial). Битловская «Revolution № 9» с «Белого альбома» — один из наиболее широко известных примеров конкретной музыки. Популярная сегодня field recording, которой пользуются как музыканты, так и художники для своих инсталляций — тоже наследница musique concrète (с той разницей, что аутентичная musique concrète Шеффера предполагала монтаж различных записей, а field recording — документирование конкретной акустической среды в ее естественном длении).
В конце шестидесятых Хельмут Лахенман стал активно использовать в своей музыке нетрадиционные техники игры на инструментах — шум воздуха, выдыхаемого в духовые инструменты, различные скрежетания смычков о струны или ведение смычка по корпусу инструмента, а не по струне, перкуссивные звучания на духовых, струнных, клавишных инструментах и многое другое. Все это в чем-то близко к шумоподражанию звукам природы и механизмов musique concrète. Но вовсе не эта видимая близость позволила Лахенману вывести термин «конкретная инструментальная музыка».
Новая техника потребовала сменить саму парадигму слушания и исполнения музыки. Музыканты начали осваивать свои инструменты как будто с нуля — ведь всем этим новым техникам еще не обучали в консерваториях. Сегодня уже в европейских учебных заведениях подобные инструментальные техники перестали быть «нетрадиционными». Конкретная инструментальная музыка оказала сильнейшее влияние на композиторскую школу и сильно обогатила инструментальные: музыканты сами раскрывают все новые возможности своих инструментов, пишут исследования, учебники, чем, в свою очередь, мотивируют композиторов к все более полноценному использованию природных возможностей инструментов.
Лахенману удалось сместить акцент слушательского внимания. Во многих своих интервью он приводит наглядный пример, чтобы объяснить специфику восприятия своей музыки: «Когда на улице сталкиваются две машины, вы слышите много звуков. Но вы не восклицаете “какие красивые звуки!”, вы спрашиваете “что случилось?”. Восприятие звука в перспективе “что случилось?” и есть конкретная инструментальная музыка». Таким образом, обнажается действенный аспект звука. Но так ли это ново?
Как известно, все новое — хорошо забытое старое. И конкретная инструментальная музыка — не исключение. До экспериментов со звукозаписью Пьера Шеффера практика обращения к «конкретным» звучаниям прослеживается с давних времен. Обогащение арсенала ударных инструментов — вспомним хотя бы «хор» наковален из «Золота Рейна»
Читать!
В подобной ретроспективе логично было бы вернуться к началу начал — завывающему в тростнике ветру. Тростник, в который когда-то обернулась напуганная Паном нимфа Сиринкс, и из которого одинокий Пан вырежет свою флейту...
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
Ссылки
КомментарииВсего:52
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451729
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343362
- 3. Норильск. Май 1268593
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822104
- 6. Не может прожить без ирисок 782249
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758763
- 8. Коблы и малолетки 740865
- 9. Затворник. Но пятипалый 471256
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403074
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370473
- 12. ЖП и крепостное право 364427
Если читать статью с такой поправкой, то из нее можно почерпнуть несколько интересных деталей, но вообще говоря, прежде чем пытаться работать с чужой неграмотностью хорошо бы для начала ликвидировать свою.
думаете, это текст для тех, кто мечтает расстаться с "электронной попсой"? :-)
Разговор был бы "правильным, серьёзным", если бы автор использовал себя по назначению - не популяризовывал (господи, как это трудно), делился бы своим обширным и уникальным опытом восприятия такого рода музыки (с примерами, с направлением слушательского восприятия). Смею предположить, конечно, что рубрика была бы не та. Ну и хорошо!
[ Пьер Шеффе́р (полное имя Пьер Анри Мари Шеффер, англ. Pierre Schaeffer) - не понятно, кто тут французским не владеет ]
А всё как-то больше выходит, что за эту самую musique concrete больше говорят её авторы... Как бы оправдывая своё творчество.
кроме того, полевая запись - более широкое понятие, нежели "документирование конкретной акустической среды в ее естественном длении" (это как раз определение саундскейпа), это может быть запись какого-то этнографического материала или вообще чего угодно, коль скоро она произведена в "полевых условиях"
Статья прекрасно иллюстрирует издержки холповской и постхолоповской манеры-переваривание горы материала заканчивается тяжелыми родами неостроумных интеллектуальных построений и неспособностью к ясным дефинициям на родном языке, замещаемых квазинаучным жаргоном. Зажеваный сленг теоретических факультетов - напряжение самого гармонического языка возрастает именно благодаря активному использованию сложных, многозвучных аккордов -непонятно о чем. А чем не напряжен гармнонический язык у Палестрины или Джезуальдо, интересно? И чем меряется напряженность? Причем, как раз то, отчего кривился сам ЮНХ,довольно косного понимания тональности и гармонии через призму полутора веков музыки - хоть отбавляй, поэтому и история музыки свелась к метаморфозам аккорда и развертывания обертонового ряда в пособника нацистов. Тоталитарные кадансы венской школы и спрос путинской культуры на тональную музыку Десятникова.
Случилося это как раз в ренессансе. Так что ренессанс Митя не обидел.
Так и живем).
олег - можешь называть меня горшком, если от этого легче. ;)
вадим, ок, пусть саундскейп, уломал.
Александр, это абсолютно верное ощущение, потому что сам Лахенманн, судя по его высказываниям, мыслит себя от Бетховена. В этом смысле он такой же традиционалист, как А.Веберн, который совсем не ставил перед собой задачу что-то там изменить в музыке, он просто развивал глубокие европейские музыкальные традиции от композиторов строгого стиля. При этом они пришли к новым границам в музыке. Их музыка предельно связана с европейской традицией. Когда же от органичного целого начинают отщипывать внешние приемы, высказывания, термины, и на этом основывать якобы новое слово в искусстве, то это выглядит, на мой взгляд, поверхностно-вычурно. Еще несколько лет назад все это было в новинку, но сегодня бесформенность в "произведениях" ряда композиторов нового поколения обезоруживает своей примитивностью и внешней вульгарностью.
Соглашусь с этим, у Курляндского во многих случаях работает, хотя не везде (но от этого никто не застрахован из композиторов). А камень в огород Курляндского только из-за того, что ему кажется, что все должны делать как он. Отсюда "лекции" для молодых, постоянное подчеркивание непрофессионализма большинства российских композиторов. Похоже на какую-то политическую платформу.
Обертоновый ряд - это вроде того, что Земля круглая, этому вообще надо учить в ДМШ, а у нас, как известно, выпускникам-струнникам консерваторий надо объяснять, как играть флажолеты.
Про терцию, как Вы однако, ловко все объяснили. А мне казалось, что, особенно в русле темперации, все куда сложнее. Это к вопросу о неких сжиманиях в историческом прогрессе по обертновому ряду. Чего ж эта терция то сжималась, то разжималась всю предтемперационную эпоху и все никак не хотела окончательно сжаться?
В построениях Курляндского интервалы живут какой-то приватной жизнью, предуготованой им обертоновым рядом. Чего кивать тогда на "синкопации", или секунда перестает быть секундой,а септаккорд- септаккордом? В каком-нибудь строчном пении секунды жили и без всяких синкопаций и напряжений в том числе. В любом случае, секунды не ждали терпеливо, пока наступит Дебюсси, речь об этом.
Строгий стиль, который не особо мучился тональной вертикалью власти перечит всем этим хрестоматийным выкладкам, неспособных оторваться от аккорда как центра звуковой вселенной - именно поэтому про модальность всегда как то походя,ну была такая, а вот сказ о превращении личинки-квинты в бабочку- септаккорд, это всегда пожалуйста. В этом смысле Курляндский, конечно, дитя бригадного учебника.
Доставляет, конечно, порыв русского композиторского коммьюнити устроить ликбез всем предпочитающим Хренникова зубовному скрежету Лахенмана. Прекрасное намерение устилает дорогу известно куда. Вы хоть бы примерчик какой дали, народ ходит сюда развлекаться, а не слушать очередные вариации " ну почему вы, тупое быдло, нас не любите"? Текст ведь несет практически ноль образовательной информации по сабжу, а только очередную самопрезентацию интеллектуальных претензий автора (это при том, что Курляндский - самый скромный на этой ярмарке тщеславия)
Я честно говоря,не знаю, как объяснить, что провал миссии новой музыки в России лежит в не в невежественной публике, которой надо при каждом удобном случае ткнуть носом в ее серость и непросвещенность ,а в аутичных демиургах, и толку от этой публичной мизантропии ноль, пока вы не дойдете до консерваторий и менеджментов, и не начнете менять что-то там. ИТК за двадцать лет не создал ни одного вменяемого актуального учебника на вменяемом русском языке, у нас сталинский Вахрамеев до сих пор растит младую поросль,а Десятников считается новой музыкой.
Мы говорим о разных вещах, под "сжатием" терции я имею ввиду общий переход на среднетоновый строй начавшийся около 1400 года в связи с распространением клавишных инструментов.
Эмансипация же диссонанса по Шенбергу, (идею которого Курляндский тут переосмыслил) в качестве метафоры которой он, Шенберг предлагает постепенный подьем вверх по обертоновому ряду, предполагающий постепенное сужение интервалов, кажущихся нам благозвучными. - другой процесс, исторический.
Оба эти явления, конечно, взаимосвязаны (пифагорейская терция и для сегодняшнегослушателя довольно диссонантно звучит), но первое явление (изменение строя) - эпизод второго (постепенного приятия диссонансов вплоть до элетронного шума) А то, что, скажем, каденция исторически никак не последовательность аккордов а сумма обязательных для разных голосов клаузул теноровой , дисканотовой и проч, - и на аккорд при описании эволюции звука вплоть до Рамо ориентироватъся бессмысленно - так, но зачем же стулья ломать?))))
Интереснее было бы, скажем, увидеть в роли автора Загния. А Дима пусть продолжает писать... эээ... музыку.
Что доказывает полезность статъи.
Что доказывает полезность статъи.
"В какой-то момент эти интервалы перестают быть темперированными — появляется так называемая микрохроматика — возможная при делении октавы более чем на 12 равных долей". - в этом предложении как минимум две грубейшие ошибки: темперация - это замкнутость звукоряда, до появления равномерно темперации все интервалы были нетемперированными практически. И второе: микрохроматика подразумевает как равномерную, так и неравномерную темперацию.
В общем, с теоретической точки зрения все перепутано, причем как у автора так и в некоторых комментариях. Из сего поста поняла лишь что конкретная музыка есть и ее не может не быть. И более ничего.
У Леонина, если я не ошибаюсь, секунды бывают только на "слабом времени". В начале же мезуры может быть только консонанс. Что соответсвует свободе обращения с диссонансами в ars antiqua и ранее. Как только терция становится консонансом , появляются новые правила обращения с диссонансами и консонансами и их чередования, и, следовательно, иерархия между терциями и секундами. Митяй, спасай, меня тут интеллектом бьют, причем не по теме твоей статьи.)))) Караул.)))))
Нет никакого терцового сужения, как доктрины одного из этапов мирового музыкального развития. Вернее, для того человека, кто искренне в этом убеждён - это возможно. То есть, как-бы и что-бы не выдумать - всё имеет место быть, если в это веришь)))
Но не более того...
И тональности - изначально были, есть и будут - они не устаревают, как жизнь с вечными и бесконечными своими обновлениями.
Для кого-то интересно выстраивать искусственные звуковые потоки и игнорировать любые натуралные процессы - ну не хочет человек пить родниковую воду или натуральное молоко, а хочет пить газировку с гмо). Хочет однополой любви. Хочет жить с черным и красным квадратом. Хочет выстраивать собственное влияние на людей, управление ими посредством звуков. Выстраивать для этого пирамиды, дурачить рейтингами и премиями. Назначать звёзд и пророков. Пудрить мозги цыфрами и семизначными стоимостями...
Ну и пускай наслаждается... хотя наслаждение здесь условное, искусственное по принципу: давай договоримся - "здесь мы наслаждаемся", а здесь - "кончили наслаждаться"))
В этом прекрасном мире для всего есть место. И все по-своему правы. И за каждым может стоять глубочайшая суть, даже за невеждой или нравственным мерзавцем.
Но вот что восхищает: многократно меняются времена года - и это не устаревает.
И каждый новый день - неповторим для обитателей нашей планеты.
И рассвет - восхищает.
И настоящая музыка будет заново возникать и развиваться так, как многие здесь даже не предполагают.
Человек так мало знает, да и просто физически - не в силах учитывать бесконечное множество простейших факторов. А они тем не менее происходят, помимо сознания. Вот, например, в организме человека каждую секунду происходят немыслимое количество процессов химических, энергетических, информационных, о которых мы даже не задумываемся - а кровь бежит по капилярам, пульс бьётся, сердце любит, ароматы кружат голову.
И в этом океане атомно-молекулярных потоков - потоков энергии-материи-информации - всё есть загадка и таинство, которые недоступны нашему пониманию.
Предлагаю наслаждаться - любовью, красотой, гармонией (в сочетании с дисгармонией), а не умственно напрягаться, создавая себе кумиров новизны ради новизы.
Оргазм, например, не нов, но наслаждение приносит человеку и допотопному и современному - что здесь можно придумать нового?