Уход внутрь звука сравним по своей революционности с расщеплением ядра атома.

Оцените материал

Просмотров: 23812

ХХ век. Первая серия. Конкретная инструментальная музыка

17/04/2012
ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ о шумах, расщеплении звука и том, как мы докатились до жизни такой

©  Антон Сташевич

ХХ век. Первая серия. Конкретная инструментальная музыка
OPENSPACE.RU начинает рассказ о стилях, направлениях и техниках музыки последнего столетия, которую почему-то принято всю скопом пугливо называть «современной». Рассказ этот пойдет безо всякого хронологического порядка, поскольку история музыки ХХ века состоит скорее не из поперечных линий, четко делящих процесс на аккуратные временны́е промежутки, а из продольных — то расходящихся далеко друг от друга, то пересекающихся. ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ, выбрав явление под названием musique concrète instrumentale, объяснил его двумя способами: общепринятым и своим собственным.


1

Речь пойдет об одном из самых радикальных направлений современной музыки — musique concrète instrumentale (конкретная инструментальная музыка). Радикальном — с точки зрения остроты диалога с конвенцией представления о музыкальном звуке. Это музыка, в которой не только нет мелодии, но вместо привычных, опознаваемых ухом инструментальных звуков используются недифференцируемые шумы.

Термин ввел немецкий композитор, один из самых влиятельных творцов конца ХХ — начала ХХI века Хельмут Лахенман. Но история термина началась еще в конце сороковых, когда на волне расцвета звукозаписывающих технологий французский композитор, инженер-акустик Пьер Шеффер обозначил свои опыты со звуком термином musique concrète (конкретная музыка) — это электронная музыка, оперирующая записями звуков природы, бытовых, индустриальных и прочих конкретных шумов.

Монтаж этих звуков, обработанных, искаженных или оставленных в нетронутом виде, складывается в коллажные композиции, пользующиеся большой популярностью и сегодня не только в академической музыке, но и в популярных направлениях (например, industrial). Битловская «Revolution № 9» с «Белого альбома» — один из наиболее широко известных примеров конкретной музыки. Популярная сегодня field recording, которой пользуются как музыканты, так и художники для своих инсталляций — тоже наследница musique concrète (с той разницей, что аутентичная musique concrète Шеффера предполагала монтаж различных записей, а field recording — документирование конкретной акустической среды в ее естественном длении).

В конце шестидесятых Хельмут Лахенман стал активно использовать в своей музыке нетрадиционные техники игры на инструментах — шум воздуха, выдыхаемого в духовые инструменты, различные скрежетания смычков о струны или ведение смычка по корпусу инструмента, а не по струне, перкуссивные звучания на духовых, струнных, клавишных инструментах и многое другое. Все это в чем-то близко к шумоподражанию звукам природы и механизмов musique concrète. Но вовсе не эта видимая близость позволила Лахенману вывести термин «конкретная инструментальная музыка».

Новая техника потребовала сменить саму парадигму слушания и исполнения музыки. Музыканты начали осваивать свои инструменты как будто с нуля — ведь всем этим новым техникам еще не обучали в консерваториях. Сегодня уже в европейских учебных заведениях подобные инструментальные техники перестали быть «нетрадиционными». Конкретная инструментальная музыка оказала сильнейшее влияние на композиторскую школу и сильно обогатила инструментальные: музыканты сами раскрывают все новые возможности своих инструментов, пишут исследования, учебники, чем, в свою очередь, мотивируют композиторов к все более полноценному использованию природных возможностей инструментов.

Лахенману удалось сместить акцент слушательского внимания. Во многих своих интервью он приводит наглядный пример, чтобы объяснить специфику восприятия своей музыки: «Когда на улице сталкиваются две машины, вы слышите много звуков. Но вы не восклицаете “какие красивые звуки!”, вы спрашиваете “что случилось?”. Восприятие звука в перспективе “что случилось?” и есть конкретная инструментальная музыка». Таким образом, обнажается действенный аспект звука. Но так ли это ново?

Как известно, все новое — хорошо забытое старое. И конкретная инструментальная музыка — не исключение. До экспериментов со звукозаписью Пьера Шеффера практика обращения к «конкретным» звучаниям прослеживается с давних времен. Обогащение арсенала ударных инструментов — вспомним хотя бы «хор» наковален из «Золота Рейна» Вагнера или ветряные машины «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса — что это как не предтеча конкретной музыки? Музыка для стеклянных гармоник и музыкальных шкатулок Моцарта и его современников. «Симфония игрушек» его отца Леопольда (хотя сегодня авторство оспаривается), в которой традиционный оркестр время от времени накрывают шумовые волны целого арсенала свистулек и ветряных машин. Симфония «Курица» Гайдна, или, если отступить еще дальше — к французским клавесинистам с их бесконечными подражаниями пению птиц (привет потомку-соотечественнику Мессиану) — что это, как не «Revolution № 9»?

В подобной ретроспективе логично было бы вернуться к началу начал — завывающему в тростнике ветру. Тростник, в который когда-то обернулась напуганная Паном нимфа Сиринкс, и из которого одинокий Пан вырежет свою флейту...
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:52

  • pv· 2012-04-17 16:40:16
    "революционные процессы всегда шли параллельно — в музыке, в науке, в обществе" -- а вот Ксенакис ("Соответствия между некоторыми открытиями в музыке и математике. Приложение к статье "Пути музыкальной композиции" – сб. "Композитор и компьютер", ИРКАМ, 1981) излагал краткую историю "параллелей" в музыке (искусстве) и математике (науке), как асинхронный процесс взаимных отставаний и опережений... впрочем, это мелочи, почин хороший, что дальше?
  • Sergey Zyatkov· 2012-04-17 16:56:47
    Неужели, если слушателям сказать, что ТАК было всегда - они поймут и потянутся... Может, есть еще какие-то варианты обращения?
  • pv· 2012-04-17 17:17:53
    слушатели уже лет 40 "тянутся" от электронной попсы, т.ч. разговор, в принципе, правильный, серьёзный
  • vantz· 2012-04-17 17:20:47
    Есть большой стиль musique concrete, родоначальником которого является Pierre Schaeffer, фамилию которого автор даже не смог правильно передать русскими буквами (он Шаффер). Этот стиль сильно повлиял не только на последующую академическую музыку, но и вообще на всю современную музыку, мизерной частью которой является академическая музыка. Кстати, автор совершенно не в курсе современной музыки, если он industrial считает частью популярной музыки. Это то же самое, что считать минимализм частью балета. Так вот, в рамках академической музыки есть небольшое ответвление от musique concrete, которое представляет Lachenmann. Даже в академической музыке - это не единственная и далеко не основная часть musique concrete. Не говоря уже о том, что академическая музыка является только малой частью современной музыки.
    Если читать статью с такой поправкой, то из нее можно почерпнуть несколько интересных деталей, но вообще говоря, прежде чем пытаться работать с чужой неграмотностью хорошо бы для начала ликвидировать свою.
  • Sergey Zyatkov· 2012-04-17 17:39:30
    to pv
    думаете, это текст для тех, кто мечтает расстаться с "электронной попсой"? :-)
    Разговор был бы "правильным, серьёзным", если бы автор использовал себя по назначению - не популяризовывал (господи, как это трудно), делился бы своим обширным и уникальным опытом восприятия такого рода музыки (с примерами, с направлением слушательского восприятия). Смею предположить, конечно, что рубрика была бы не та. Ну и хорошо!
  • pv· 2012-04-17 17:50:44
    Sergey Zyatkov, сначала отреагировал внутренне как и вы... но потом решил дать шанс "академику", потому написал второе, что в голову пришло - о Божественном Янисе)

    [ Пьер Шеффе́р (полное имя Пьер Анри Мари Шеффер, англ. Pierre Schaeffer) - не понятно, кто тут французским не владеет ]
  • clavinet· 2012-04-17 17:54:33
    medium is the message. странно что ни слова не сказано о Бибере, вот уж действительно откуда ноги растут..
  • Vadim Kejlin· 2012-04-17 17:57:38
    Митя, прости пожалуйста, но field recording - это метод (внестудийная запись), а не жанр. то, о чем ты пишешь в конце третьего абзаца - это soundscape.
  • pv· 2012-04-17 18:03:30
    действительно, "Генрих Бибер обладал достаточно тонким чувством юмора, что нашло отражение в его музыке. Например, соната «Репрезентатива» имеет в своем составе такие части: соловей, кукушка, лягушка, петух и наседка, перепел, кошка, марш солдат. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за «рабочей» поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, а скрипичная партия является очень сложной и в наши дни, далеко не каждый скрипач возьмется ее играть" - но это же популярное "вВидение", clavinet
  • clavinet· 2012-04-17 19:22:41
    не вижу отправной точки для дискурса в статье.
  • Valery Syrov· 2012-04-17 22:06:04
    "Первым шагом к шумовой музыке стало добавление к одному голосу второго — то есть зарождение полифонии, многоголосия" - не понял, что за мешанина?
  • sheveljuxin· 2012-04-17 23:26:40
    Парадокс в том, что музыка должна говорить за саму себя.
    А всё как-то больше выходит, что за эту самую musique concrete больше говорят её авторы... Как бы оправдывая своё творчество.
  • pv· 2012-04-17 23:42:24
    ни Bernard Parmegian, ни Pierre Henry особо ничего (помимо кратких аннотаций к собственным произведениям) не говорили... Штокхаузен и Риссе - да, профессиональные лекторы и "воспитатели"
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 00:32:25
    Vadim Kejlin, последнее время метод стал жанром, в аннотациях к инсталяциям и перформансам часто стали писать именно "field recording". тут интересна как раз эмансипация метода - это отдельная тема.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 00:35:12
    да, конечно, Бибер! бейте-режьте.
  • Vadim Kejlin· 2012-04-18 00:57:48
    в аннотациях это и раньше писали, но это примерно как - холст, масло, бронза, объекты, field recordins ;)
    кроме того, полевая запись - более широкое понятие, нежели "документирование конкретной акустической среды в ее естественном длении" (это как раз определение саундскейпа), это может быть запись какого-то этнографического материала или вообще чего угодно, коль скоро она произведена в "полевых условиях"
  • Vadim Kejlin· 2012-04-18 01:00:53
    (извини за буквоедство и оффтопик - просто я варюсь в этом последние два года, и меня сильно удручает уровень отечественных представлений о саунд-арте)
  • prostipoma· 2012-04-18 02:13:09
    У меня нет желания препираться с выпускником КФ, но, конечно, смелость обобщений поразит даже ударника троечника. Интервалы, типа, все ужимались и ужимались. А куда секунды задержаний в полифонии делись? А могучий слух нетемперированной эпохи, о котором довольно популярно пишет Волконский, ну чем не микрохроматика? Ренессанс вообще пасынок на гармоническом празднике жизни у г-на Курляндского, органум сразу превращается в трезвучия барокко.
    Статья прекрасно иллюстрирует издержки холповской и постхолоповской манеры-переваривание горы материала заканчивается тяжелыми родами неостроумных интеллектуальных построений и неспособностью к ясным дефинициям на родном языке, замещаемых квазинаучным жаргоном. Зажеваный сленг теоретических факультетов - напряжение самого гармонического языка возрастает именно благодаря активному использованию сложных, многозвучных аккордов -непонятно о чем. А чем не напряжен гармнонический язык у Палестрины или Джезуальдо, интересно? И чем меряется напряженность? Причем, как раз то, отчего кривился сам ЮНХ,довольно косного понимания тональности и гармонии через призму полутора веков музыки - хоть отбавляй, поэтому и история музыки свелась к метаморфозам аккорда и развертывания обертонового ряда в пособника нацистов. Тоталитарные кадансы венской школы и спрос путинской культуры на тональную музыку Десятникова.
  • n-voice· 2012-04-18 02:39:00
    Кстати, еще до Мити Курляндского историю музыки как движение вверх по обертоновому ряду (с постепенным сужением интервалов, кажущихся нам благозвучными). видел Шёнберг. Он это в комментариях к учебнику гармонии сформулировал ровно сто лет назад (1911). Так что Митя в хорошей компании.
  • n-voice· 2012-04-18 02:47:12
    Уважаемая простипома, терция стала считаться благозвучной благодаря Джону Данстейблу и его коллегам посетившим собор в Констанце в 1414-м году. Благодаря им в Европе распространился среднетоновый строй и терция стала возможна в качестве финального звука. Сначала мажорная (пикардийская) а потом, благодаря известному хиту Жоскена mille regretz - и минорная тоже.
    Случилося это как раз в ренессансе. Так что ренессанс Митя не обидел.
  • n-voice· 2012-04-18 02:53:36
    А секундовые синкопации возникли у Дюфаи и проч. как раз как следствие обретенного в начале XV века благозвучия терций.
    Так и живем).
  • pbrdn· 2012-04-18 08:20:47
    Здесь приводится в пример Шеффер. Так вот, сам Шеффер на склоне лет признался, что потерял свою жизнь впустую, занимаясь конкретной музыкой. Кому интересно, можно прочесть статью Т.Ходжкинсона - "Пьер Шеффер: «Я потерял свою жизнь впустую…»".
  • pbrdn· 2012-04-18 08:56:00
    П. Шеффер: "...мы говорим о симметрии между звуковым миром и музыкальным миром. <...> В противоположность этому миру звука существует мир музыки, мир музыкальных сущностей <...>. Они возникают, когда звуки приобретают музыкальное значение". Шеффер говорит, что он всю жизнь стремился омузыкалить то, что не поддается музыке. Автор данной статьи давно уже не занимается музыкой с моей точки зрения, его метод привел его к, можно сказать, музыкальной инсталляции. То есть, к тому, что чтобы понять, что хочет показать (сказать) автор, не обязательно слушать произведение до конца, потому что там нет музыкальной формы, а есть конструкци, что не одно и то же. Говорить в терминах музыкальных о немузыке - подмена смыслов.
  • Alexander Manotskov· 2012-04-18 10:15:39
    удивительное свойство "западной" музыки - её теоретическое объяснялово никогда не совпадает с реальным (теоретическим же, по существу) содержанием; 2012 год уже, а всё ещё всерьёз используется оппозиция "тональность vs модальность", и корни этого заблуждения - в, собственно, древней модальной теории, которая была описательной и совершенно неадекватной тогдашнему реальному музыкальному процессу - и в смысле тональных тяготений и тп в том числе, которые в том же григорианском хорале поинтенсивнее, чем у романтиков (и именно поэтому там НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ аккорды, как они не нужны, например, в раге); кстати, именно Лахенманн звучит так, что совершенно неинтересно "что случилось", скорее, "какие красивые звуки" очень даже можно сказать - впрочем, не знаю, кто бы так сказал и о тональной какой-нибудь музыке - но музыка Лахенманна, на моё (о да, конечно, тоталитарное) ухо, звучит практически тонально - во всяком случае, звуковысотно-осмысленно, и именно этим, возможно, объясняется её популярность, из каких бы соображений он как теоретик ни исходил - звучит-то прекрасно и гармонично, хоть тресни; а что касается ухода внутрь звука - этим, без всякой электроники, давно занимается, к примеру, музыка Карнатик, и гамака (микродвижение) существует там не как результат исторического-процесса-разработки-обертонового-звукоряда, а как необходимость подчеркнуть тональные/модальные, ладовые, иначе говоря, тяготения
  • Alexey Shmurak· 2012-04-18 10:25:00
    статья хорошая, но каменты почти что не хуже, спасибо большинству комментирующих!
  • Alexey Shmurak· 2012-04-18 10:26:00
    Мите само собой спасибо; хотелось бы прочитать (понимаю, что наивно, но) какой-то, что ли. прогноз развития проблематики...
  • zurab· 2012-04-18 10:32:01
    musique concrete instrumentalE
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 10:45:41
    саша, лахенманн разный, речь о конце 60-х, когда у него действительно "что случилось" было. теперь он почти бетховен стал, да. и понятно, почему он воспринимается "тональным" - при отказе от тяготений звуковысотных он сохраняет тяготения ритмические, формальные и пр. но это другой разговор совсем. карнатик и гамака - здорово, но я как бы о европейской традиции... то что тональный тяготения выросли из модальных - так это вроде в тексте прослеживается. но не уверен, что стоит отменять тональность...

    олег - можешь называть меня горшком, если от этого легче. ;)

    вадим, ок, пусть саундскейп, уломал.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 10:46:09
    zurab да! я уже попросил исправить. ждем.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 10:49:41
    леша, прогнозами я не увлекаюсь, но если предположить, что история повторяется - то ближайшие 13 веков нам предстоит выявление и укрепление иерархических отношений внутри звука... не спрашивай меня что это...!
  • Alexander Manotskov· 2012-04-18 10:56:45
    Митя, я и не говорю, что надо отменять "тональность" - я говорю, что надо отменять "тональность/модальность", потому что нет ничего на свете, что не описывалось бы как тональное И модальное, поэтому эти понятия пусты - и тональные тяготения не "выросли" из модальных, а тождественны им, уж если на некоторое время всё же этими понятиями воспользоваться;
  • pbrdn· 2012-04-18 13:35:29
    А. Маноцков: "...но музыка Лахенманна, на моё (о да, конечно, тоталитарное) ухо, звучит практически тонально - во всяком случае, звуковысотно-осмысленно..."

    Александр, это абсолютно верное ощущение, потому что сам Лахенманн, судя по его высказываниям, мыслит себя от Бетховена. В этом смысле он такой же традиционалист, как А.Веберн, который совсем не ставил перед собой задачу что-то там изменить в музыке, он просто развивал глубокие европейские музыкальные традиции от композиторов строгого стиля. При этом они пришли к новым границам в музыке. Их музыка предельно связана с европейской традицией. Когда же от органичного целого начинают отщипывать внешние приемы, высказывания, термины, и на этом основывать якобы новое слово в искусстве, то это выглядит, на мой взгляд, поверхностно-вычурно. Еще несколько лет назад все это было в новинку, но сегодня бесформенность в "произведениях" ряда композиторов нового поколения обезоруживает своей примитивностью и внешней вульгарностью.
  • Alexander Manotskov· 2012-04-18 14:08:23
    не уверен, что про отщипывание приёмов это камень в огород Курляндского, но, на всякий случай, замечу, что и Митя сам тоже описывает свою музыку и её устройство не так, как она сама реально устроена - частный случай вышеописанного европейского несоответствия; те же приёмы, которыми пользуется Курляндский, у кого-то другого не сработают - а у него работают, именно потому, что у него, помимо теоретическо-описательного взгляда, есть композиторский "лавообразный", стихийный процесс, вырастающий из пред-слышания, а не из "формы", то есть, и сама форма интуируется как живое-звучащее; в каком-то смысле, это несоответствие теории практике очень природно - шмель, например, не думает, что опыляет цветы, из которых потом образуются плоды, у него совершенно другое описание и точка зрения на свою деятельность, а природа так устраивает, что ему и не надо знать; вообще, музыка почти неизбежна, она прёт из мира, и какой алгоритм ни выбери - достаточно того, чтобы он был, и он начинает работать как модулятор природного процесса; кстати, чисто математически, чем менее подобна эта функция-модулятор тому процессу, который она модулирует, тем лучше художественный результат, тем больше в нём информации; в литературе это осознано и используется давно (субъективный взгляд героя), а в музыке интуитивно работает как соотношение муз.теории и "естественных свойств" музыки
  • pbrdn· 2012-04-18 15:00:15
    "те же приёмы, которыми пользуется Курляндский, у кого-то другого не сработают - а у него работают".

    Соглашусь с этим, у Курляндского во многих случаях работает, хотя не везде (но от этого никто не застрахован из композиторов). А камень в огород Курляндского только из-за того, что ему кажется, что все должны делать как он. Отсюда "лекции" для молодых, постоянное подчеркивание непрофессионализма большинства российских композиторов. Похоже на какую-то политическую платформу.
  • prostipoma· 2012-04-18 16:12:37
    Уважаемый г-н Невский, спасибо за ликбез, но популярный пересказ общеизвестных сведений из истории музыки - это как раз то, с чем г-н Курляндский более или менее справился. Но Гугль с этим справляется еще лучше. Дело не в регистрации фактов, а в их так называемой интепретации автором, кончающейся смехотворным историко политическим резюме, прекрасно показывающем, в какой заднице находился курс гуманитарных дисциплин в альмаматерях Курляндского.
    Обертоновый ряд - это вроде того, что Земля круглая, этому вообще надо учить в ДМШ, а у нас, как известно, выпускникам-струнникам консерваторий надо объяснять, как играть флажолеты.
    Про терцию, как Вы однако, ловко все объяснили. А мне казалось, что, особенно в русле темперации, все куда сложнее. Это к вопросу о неких сжиманиях в историческом прогрессе по обертновому ряду. Чего ж эта терция то сжималась, то разжималась всю предтемперационную эпоху и все никак не хотела окончательно сжаться?
    В построениях Курляндского интервалы живут какой-то приватной жизнью, предуготованой им обертоновым рядом. Чего кивать тогда на "синкопации", или секунда перестает быть секундой,а септаккорд- септаккордом? В каком-нибудь строчном пении секунды жили и без всяких синкопаций и напряжений в том числе. В любом случае, секунды не ждали терпеливо, пока наступит Дебюсси, речь об этом.
    Строгий стиль, который не особо мучился тональной вертикалью власти перечит всем этим хрестоматийным выкладкам, неспособных оторваться от аккорда как центра звуковой вселенной - именно поэтому про модальность всегда как то походя,ну была такая, а вот сказ о превращении личинки-квинты в бабочку- септаккорд, это всегда пожалуйста. В этом смысле Курляндский, конечно, дитя бригадного учебника.
    Доставляет, конечно, порыв русского композиторского коммьюнити устроить ликбез всем предпочитающим Хренникова зубовному скрежету Лахенмана. Прекрасное намерение устилает дорогу известно куда. Вы хоть бы примерчик какой дали, народ ходит сюда развлекаться, а не слушать очередные вариации " ну почему вы, тупое быдло, нас не любите"? Текст ведь несет практически ноль образовательной информации по сабжу, а только очередную самопрезентацию интеллектуальных претензий автора (это при том, что Курляндский - самый скромный на этой ярмарке тщеславия)
    Я честно говоря,не знаю, как объяснить, что провал миссии новой музыки в России лежит в не в невежественной публике, которой надо при каждом удобном случае ткнуть носом в ее серость и непросвещенность ,а в аутичных демиургах, и толку от этой публичной мизантропии ноль, пока вы не дойдете до консерваторий и менеджментов, и не начнете менять что-то там. ИТК за двадцать лет не создал ни одного вменяемого актуального учебника на вменяемом русском языке, у нас сталинский Вахрамеев до сих пор растит младую поросль,а Десятников считается новой музыкой.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 16:51:31
    "А камень в огород Курляндского только из-за того, что ему кажется, что все должны делать как он." Олег, мне ничего не кажется, я сижу дома, с утра до утра работаю. И если кто-то хочет делать как я - это личный выбор конкретного человека (кстати, о ком речь?). В статьях я излагаю свое личное мнение, не больше.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-18 16:52:02
    "А камень в огород Курляндского только из-за того, что ему кажется, что все должны делать как он." Олег, мне ничего не кажется, я сижу дома, с утра до утра работаю. И если кто-то хочет делать как я - это личный выбор конкретного человека (кстати, о ком речь?). В статьях я излагаю свое личное мнение, не больше.
  • n-voice· 2012-04-18 19:40:56
    prostipoma,

    Мы говорим о разных вещах, под "сжатием" терции я имею ввиду общий переход на среднетоновый строй начавшийся около 1400 года в связи с распространением клавишных инструментов.

    Эмансипация же диссонанса по Шенбергу, (идею которого Курляндский тут переосмыслил) в качестве метафоры которой он, Шенберг предлагает постепенный подьем вверх по обертоновому ряду, предполагающий постепенное сужение интервалов, кажущихся нам благозвучными. - другой процесс, исторический.
    Оба эти явления, конечно, взаимосвязаны (пифагорейская терция и для сегодняшнегослушателя довольно диссонантно звучит), но первое явление (изменение строя) - эпизод второго (постепенного приятия диссонансов вплоть до элетронного шума) А то, что, скажем, каденция исторически никак не последовательность аккордов а сумма обязательных для разных голосов клаузул теноровой , дисканотовой и проч, - и на аккорд при описании эволюции звука вплоть до Рамо ориентироватъся бессмысленно - так, но зачем же стулья ломать?))))
  • sergei-zagny· 2012-04-18 19:56:50
    Читать интересно. Но о "тональности-модальности", например, Ваши представления, как бы это сказать... ну, неловка как-то...
  • andreyborisov· 2012-04-18 20:47:32
    <Зевает>

    Интереснее было бы, скажем, увидеть в роли автора Загния. А Дима пусть продолжает писать... эээ... музыку.
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-19 12:25:28
    Сергей, уж что вспомнил...
  • n-voice· 2012-04-19 22:49:28
    Все что-то вспомнили.
    Что доказывает полезность статъи.
  • n-voice· 2012-04-19 22:49:31
    Все что-то вспомнили.
    Что доказывает полезность статъи.
  • Insaria· 2012-04-21 18:55:13
    Друзья, я что называется ""Ржу нимагу". еще раз убеждаюсь, что лучше бы композиторы никогда не писали о теории музыки. во-первых, автор путает пифагоров строй и чистый строй, или обертоновый звукоряд: это РАЗНЫЕ ВЕЩИ, сплетать которые в один процесс подкрепленный сомнительными рассуждениями просто верх невежества. уважаемый (ая) n-voice, что вы скажете насчет секунд Леонина. пожалуй, самого раннего средневекового автора??? Они появляются у него наряду с терциями. Ну это да ладно. как автор может приписывать к микрохроматике исключительно процесс деления равнотемперированного строя на равные промежутки? А как же огромное количество музыкальных систем, начиная со средневековья, которые используют микроинтервалы. скажем, 53-х ступенная система Бозанкета или даже 3020ступенная система Совера???? Их к микрохроматике отнести нельзя????
    "В какой-то момент эти интервалы перестают быть темперированными — появляется так называемая микрохроматика — возможная при делении октавы более чем на 12 равных долей". - в этом предложении как минимум две грубейшие ошибки: темперация - это замкнутость звукоряда, до появления равномерно темперации все интервалы были нетемперированными практически. И второе: микрохроматика подразумевает как равномерную, так и неравномерную темперацию.
    В общем, с теоретической точки зрения все перепутано, причем как у автора так и в некоторых комментариях. Из сего поста поняла лишь что конкретная музыка есть и ее не может не быть. И более ничего.
  • pv· 2012-04-21 19:22:04
    конкретно: музыка есть, а конкретная - была)
  • Dmitri Kourliandski· 2012-04-22 11:02:25
    обертоновый ряд, как метафора истории европейского общества от средневековья до наших дней. мне жаль, что никто из комментирующих музыкантов (кроме Невского, к счастью) не распознал здесь попытку поэтизирования, а не теоретизирования. это, безусловно, недостаток текста (второго - по первому, вроде, консенсус достигнут). эх, почему я не поэт...
  • pv· 2012-04-22 11:34:41
    спектрально-фрактально-бифуркационный взгляд был бы более актуален и необычен
  • n-voice· 2012-04-22 14:59:25
    @insaria
    У Леонина, если я не ошибаюсь, секунды бывают только на "слабом времени". В начале же мезуры может быть только консонанс. Что соответсвует свободе обращения с диссонансами в ars antiqua и ранее. Как только терция становится консонансом , появляются новые правила обращения с диссонансами и консонансами и их чередования, и, следовательно, иерархия между терциями и секундами. Митяй, спасай, меня тут интеллектом бьют, причем не по теме твоей статьи.)))) Караул.)))))
  • tridi· 2012-04-24 00:11:54
    ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ))

    Нет никакого терцового сужения, как доктрины одного из этапов мирового музыкального развития. Вернее, для того человека, кто искренне в этом убеждён - это возможно. То есть, как-бы и что-бы не выдумать - всё имеет место быть, если в это веришь)))
    Но не более того...
    И тональности - изначально были, есть и будут - они не устаревают, как жизнь с вечными и бесконечными своими обновлениями.

    Для кого-то интересно выстраивать искусственные звуковые потоки и игнорировать любые натуралные процессы - ну не хочет человек пить родниковую воду или натуральное молоко, а хочет пить газировку с гмо). Хочет однополой любви. Хочет жить с черным и красным квадратом. Хочет выстраивать собственное влияние на людей, управление ими посредством звуков. Выстраивать для этого пирамиды, дурачить рейтингами и премиями. Назначать звёзд и пророков. Пудрить мозги цыфрами и семизначными стоимостями...
    Ну и пускай наслаждается... хотя наслаждение здесь условное, искусственное по принципу: давай договоримся - "здесь мы наслаждаемся", а здесь - "кончили наслаждаться"))

    В этом прекрасном мире для всего есть место. И все по-своему правы. И за каждым может стоять глубочайшая суть, даже за невеждой или нравственным мерзавцем.

    Но вот что восхищает: многократно меняются времена года - и это не устаревает.
    И каждый новый день - неповторим для обитателей нашей планеты.
    И рассвет - восхищает.
    И настоящая музыка будет заново возникать и развиваться так, как многие здесь даже не предполагают.

    Человек так мало знает, да и просто физически - не в силах учитывать бесконечное множество простейших факторов. А они тем не менее происходят, помимо сознания. Вот, например, в организме человека каждую секунду происходят немыслимое количество процессов химических, энергетических, информационных, о которых мы даже не задумываемся - а кровь бежит по капилярам, пульс бьётся, сердце любит, ароматы кружат голову.
    И в этом океане атомно-молекулярных потоков - потоков энергии-материи-информации - всё есть загадка и таинство, которые недоступны нашему пониманию.

    Предлагаю наслаждаться - любовью, красотой, гармонией (в сочетании с дисгармонией), а не умственно напрягаться, создавая себе кумиров новизны ради новизы.
    Оргазм, например, не нов, но наслаждение приносит человеку и допотопному и современному - что здесь можно придумать нового?
  • kuskus· 2012-04-24 23:30:23
    у вас триди оргазм от писания случается, видимо...
  • tridi· 2012-04-25 09:45:11
    кускус, оцените, пожалуйста, уровень вашего последнего комментария)
  • Mikhail Puchkov· 2012-05-16 00:38:52
    Статья отличная, сам всегда именно так представлял себе историю музыки, приятно это читать в написанном виде :) И как раз популяризировать это сейчас очень важно, по-моему - пора уже хорошим музыкальным знаниям выходить на поверхность интернета на радость народу.
Все новости ›