Товарищи мастера искусств ни хрена не хотят состязаться.

Оцените материал

Просмотров: 23236

«Вагнер – это чистый спорт!»

12/04/2012
МИХАИЛ ФИХТЕНГОЛЬЦ, ИГОРЬ ПОРОШИН и ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА поговорили о том, что объединяет оперу и большой спорт

Имена:  Игорь Порошин · Михаил Фихтенгольц

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Игорь Порошин, Екатерина Бирюкова, Михаил Фихтенгольц

Игорь Порошин, Екатерина Бирюкова, Михаил Фихтенгольц

Музыкальный продюсер Михаил Фихтенгольц и спортивный журналист Игорь Порошин по настоянию Екатерины Бирюковой как-то сели, поговорили и нашли много схожего в их сферах деятельности.


Екатерина Бирюкова: Итак, мне кажется, между миром спорта и миром оперы становится все больше и больше общего. Вот первое, что приходит в голову: оперный мир молодеет, срок годности певца укорачивается. Оперным театрам нужны более молодые, не стертые голоса, более выносливые и мобильные певцы…

Игорь Порошин: То есть если бы Мария Каллас дожила до 70 лет, ее бы освистали?

Михаил Фихтенгольц: Дело не в этом. Если бы, скажем, она начала карьеру в 35 лет, то ей бы было очень сложно найти менеджера. Потому что сейчас возраст, в котором хорошо, что называется, запускать дело, сместился лет на 10, если не больше. Сейчас уже на рынке запросто можно встретить певцов 22—23 лет.

Бирюкова: Которые, между прочим, дешевле стоят…

Фихтенгольц: Да, это тоже важно. Сейчас многие театры заинтересованы в том, чтобы приглашать молодых певцов. Все, конечно, говорят, что они поддерживают молодежь, стоят у истоков карьеры. На самом деле за этим часто кроется банальная мысль сэкономить деньги. Потому что бюджеты оперных театров продолжают урезаться.

Бирюкова: Какие еще общие законы в этих двух мирах? Вот наверняка ценится умение прогнозировать. Что будет с этим молодым певцом или спортсменом через пять лет? Если ты его покупаешь, сделаешь ты на нем деньги или нет?

Порошин: Мне дико интересно, что будет в этом смысле с оперой. Какие гены отвечают за голос? Ведь сейчас генетика станет главной движущей силой в спорте. Собственно, это и есть конец света в спорте. Его первая фаза — генная диагностика, которая уже является реальным сервисом. А завтра это станет чем-то сродни походу к стоматологу. И вторая, завершающая фаза конца света в спорте — это генная терапия, то есть активное вмешательство и, можно сказать, опротестование промысла Господа.

То есть мальчик восьми лет приходит в кабинет, садится к аппаратику, у него берут волос, делают анализ и говорят: «Знаете, парень ваш для бокса офигительно хорош, а теннисиста из него ни хрена не выйдет». Это фактически уже завтрашняя реальность, почти сегодняшняя.

Мне интересно относительно голоса. Можно ли будет делать такой же прогноз? «Есть ли у моей девочки шансы петь в Опера Гарнье?» И тогда карьера будет стартовать не в 20 лет, а в 5. Вот next future.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Фихтенгольц: Нет, я думаю, это не next future. Потому что голосовые связки — это вещь гораздо более загадочная и менее изученная. Собственно, для успеха оперного певца должны быть два условия: природа и выучка. Мне кажется, у вас — то же самое. На сколько процентов класс спортсмена определяется физическими данными и на сколько — выучкой и грамотной подготовкой?

Порошин: Должна быть некая комбинация. Но вопрос в том, что в каждом виде спорта есть своя комбинация. Например, я боксер, у меня тяжелый удар, но слабо с реакцией. Дальше я иду к генному терапевту, и он мне «подкручивает» реакцию. И мне интересно — можно ли будет «подкручивать» голос? Лечить его, исправлять?

Фихтенгольц: Сейчас тенденция такая — более всего ценятся не какие-то роскошные данные, голосовая природа, а некий комплекс. То, что называется full package. Часто про какого-то успешного певца, Анну Нетребко, например, говорят: «She is great package». То есть это очень гармоничное сочетание природных данных, выучки, внешности, актерского дарования и каких-то личностных качеств. И тут ничего особо не «подкрутишь».

Порошин: А известны случаи, когда целые династии были с вокалом связаны?

Фихтенгольц: Известны. Но очень редко бывает, когда прямо в нескольких поколениях в семье чудные голоса. В XIX веке был знаменитый певец Мануэль Гарсиа, у которого были две потрясающие дочери: Мария Малибран и Полина Виардо. Но вообще-то если у отца фантастическая вокальная природа — совершенно не обязательно, что у детей будет такая же. Ребенок начинает петь в детском хоре, у него чудный дискант, есть вероятность около 50 процентов, что этот голос после мутации, связанной с половым созреванием, превратится во что-то настоящее. Но гарантии нет. И тем более никто не может предсказать, будет ли у мальчика тенор, баритон или бас.

Порошин: Так это же прекрасно! Опера будет оплотом подлинного, того, что нельзя предугадать! Это будет высшей роскошью, потому что в будущем почти все можно будет предугадывать. Спорт, каким мы его знали, умрет. Потому что непредсказуемость — это то, что делает спорт спортом. А генная терапия всякую непредсказуемость исключает.

Бирюкова: Давайте не только о будущем, но и о настоящем. Как насчет стирания национальных границ и, соответственно, национальных школ в едином глобализированном пространстве?

Порошин: Это есть, и это плохо. Потому что людям необходимо это запретное удовольствие евроатлантической цивилизации — пережить поединок «наших» против «ненаших». Поэтому певцы должны выходить на сцену с флажками. Возможно, с какими-то национальными гербами на груди. Выходит польская певица петь Тоску, а весь балкон выкуплен людьми с польскими флагами.

Фихтенгольц: На вокальных конкурсах так и происходит. Национальное самосознание, гордость за своих, недоверие к чужим — это никуда не девается. Но в театрах класса B и C, то есть в маленьких провинциальных театрах, поют в основном местные певцы, потому что бюджеты другого не предполагают. А театры топ-уровня — интернациональные.

Порошин: Прямо как в футболе…

Бирюкова: Что еще объединяет оперу и спорт?

Порошин: Главное — это то, что и спорт, и опера являются содержанками. Причем про оперу это знают все. А про спорт существует массовое заблуждение. Дескать, спорт — это большой бизнес. Просто в спорте примерно в тысячу раз больше денег, чем в опере. Это содержанка, которая управляется по бизнес-модели.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Фихтенгольц: Были попытки управлять и оперой по модели шоу-бизнеса, но сейчас уже наработаны свои механизмы. Они заключаются в том, чтобы при оперном театре создать эффективно действующий отдел маркетинга. Фандрайзинг — это наше все. Но в опере, в отличие от спорта, за конкретным индивидом не стоят мощные рекламодатели. Финансируются все-таки не отдельные певцы, а оперные театры. Только звезды топ-класса заключают рекламные контракты — как у Нетребко было. А в спорте это сплошь и рядом.

Порошин: Это объясняется как раз теми тремя нулями, которые отражают разницу интересов людей к спорту и к опере. То есть спортом более-менее интересуется несколько миллиардов, а оперой — несколько миллионов. Три нуля — вот и вся разница между рекламными контрактами Анны Нетребко и Майкла Джордана.

Фихтенгольц: Но рекламный контракт Майкла Джордана — это правило. Рекламный контракт Анны Нетребко — это исключение из этого правила.

Порошин: Да, это попытка раскрутить ее по законам спорта. В этом смысле опера в десятки раз консервативнее, инерционнее, и она всегда будет заимствовать технологии шоу-бизнеса и спорта.

Фихтенгольц: Есть, кстати, несколько компаний, которые торгуют и оперными певцами, и спортсменами. Например — IMG, у которой есть еще и модельный бизнес.

Порошин: Да, IMG очень широко понимает понятие энтертейнмента, причисляя сюда и оперу, и спорт, и поп, и фокусы в цирке. Что правильно. Все это является зрелищем, развлечением. Вопрос только — чьим развлечением.

{-page-}

 

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Фихтенгольц: Да, но сейчас есть внутренние процессы в этом бизнесе, которые свидетельствуют о том, что компании-мейджоры тонут. Собственно, в индустрии звукозаписи то же самое происходит.

Порошин: А что, такая индустрия еще существует?! Я как-то оказался в районе Новокузнецкой, у меня было 10 свободных минут, и я зашел в легендарный магазин «Пурпурный легион». Уже первые отделы магазина навели меня на мысль, что что-то плохое происходит. А когда я заглянул в так называемый отдел классической музыки, там только крысы не бегали! Полное ощущение разрухи!

Фихтенгольц: Ну, это еще с нашей российской дистрибуцией связано. Если зайти в Ludwig Beck в Мюнхене или в Dussmann в Берлине, то там будут километры дисков.

Порошин: Я был в соответствующем магазине в городе Зальцбурге, который, если не ошибаюсь, является одной из музыкальных столиц мира. Туда заходят почтенные дядечки — неинтеллигентные люди называют их старперами, а люди тактичные — старомодными европейскими буржуа. И понятно, почему они покупают эти диски! Потому что, во-первых, у них есть на это деньги. А во-вторых, они брезгуют шастать по интернету и скачивать mp3. Я сам, кстати, такой старпер. Ненавижу все эти «скачивания», я скорее заплачу. Но я не понимаю: о какой индустрии вообще речь идет? По-моему, такой индустрии не существует.

Фихтенгольц: Нет, такая индустрия существует. Просто она ищет новую форму взаимодействия с реальностью и становится гораздо более скромной. Например, есть несколько независимых лейблов, которые можно купить во всем мире, — это не компании-гиганты, занимающие по 5—6 этажей, а маленькие фирмы, они прямо в соседней комнате печатают буклеты и пакуют диски, чтобы затем отослать их куда-нибудь в Узбекистан.

Порошин: Не вопрос. Но могут ли вообще в этой сфере психотипически существовать инноваторы? Почему Анне Нетребко никто не расскажет об опыте Radiohead? Выложить свой новый альбом в интернет, пусть люди скачивают за сколько хотят — за один цент, за три евро. И на этом она заработает в сто раз больше, чем выпустив очередной диск на «Дойче Граммофон», который люди в вельветовых пиджаках купят в четырех европейских магазинах. Почему она тупо бежит в кассу «Дойче Граммофон» и получает свой гонорарчик — ничтожный по сравнению с теми гонорарами, которые получали оперные звезды еще 10 лет назад?!

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Михаил Фихтенгольц

Михаил Фихтенгольц

Фихтенгольц: Да ладно, может, ей этого не надо!

Мне вот что интересно. Возьмем вид спорта, наиболее приближенный к прекрасному, — фигурное катание. Развивается какой-нибудь талантливый мальчик. В какой момент появляется агент?

Порошин: Ровно в тот момент, когда уровень профессионального шума по поводу этого мальчика достигает определенной отметки. У каждого агента — своя отметка.

Фихтенгольц: Это еще до выхода на большую сцену?

Порошин: Конечно. Это дети. В фигурном катании это может быть возраст 9 лет. Как в балете примерно. В балете даже чуть постарше.

Фихтенгольц: У нас — родственная история. Конечно, бывает, когда молодой певец, срочно кого-то заменяя, сразу попадает «из грязи в князи». И к нему бегут менеджеры. Но, как правило, певца замечают либо на конкурсах, либо через знакомых, либо в молодежных программах, которые расплодились со страшной силой и есть при каждом уважающем себя оперном театре.

У нас, правда, по-любому это случается позже, чем в спорте. Самое раннее — 18—19 лет, когда более-менее сформировался взрослый голос. Как известно, организм, особенно мужской, доформировывается до 25 лет. Но потом любые гормональные взрывы, которые могут быть связаны с чем угодно, дают эффект на голос. Плюс — известный фактор женского вокала: роды. Элемент риска тоже в этом есть. Здесь имеет решающее значение выучка. Если хорошая школа, то девушка может уйти в декрет хоть на 2—3 года, вернуться и продолжать хорошо петь. Может, немножко другой репертуар и другим голосом. Вот классический случай — Нетребко.

Кстати, у спортсменов в контрактах бывает пункт «не рожать»?

Порошин: Я думаю, что в цивилизованном мире такое невозможно.

Фихтенгольц: В шоу-бизнесе — сплошь и рядом.

Порошин: Я думаю, это устная договоренность. Не может быть такого. Это бы сразу стало скандалом. И потом, они же сами понимают — если родишь, то вылетаешь из бизнеса на три года минимум.

Фихтенгольц: У нас сейчас это сильно быстрее. Хотя первые полгода после рождения ребенка петь не рекомендуется.

Порошин: Я вообще считаю, что оперу нужно включать в программу Олимпиад! Нужно исключить оттуда много видов спорта — например, спортивную ходьбу, которая омерзительно выглядит, а оперу включить! Я иногда смотрю канал Mezzo. Однажды я нажал на кнопку, там было «Золото Рейна», не знаю, чья постановка, у меня не было возможности досмотреть до титров. На сцене были четыре изумительные девушки…

Фихтенгольц: Три…

Порошин: Угу, три. Они все были длинноволосы, выкрашены в платиновый цвет, в ночных рубашках. И все они были абсолютно одной весовой категории. Это в тысячу раз эстетичнее какой-нибудь женской тяжелой атлетики и при этом является физкультурой!

Фихтенгольц: Спорт — это соревнование. А здесь по каким параметрам сравнивать?

Порошин: Вот это мой вопрос! Ребята, отсутствие вот этих трех нулей объясняется не тем, что в опере обязательно занимаются чем-то изысканным. Вагнер — это чистый спорт! Ничего изысканного там нет. Правила баскетбола в тысячу раз сложнее. Тем не менее баскетбол смотрит в 100 раз больше людей, чем оперу. Почему? Потому что товарищи мастера искусств ни хрена не хотят состязаться! Найдите какие-нибудь критерии! Пусть даже все будут говорить о продажности жюри. Не страшно. Есть фигурное катание, гимнастика, где также очень субъективное судейство, где все время идут скандалы. Но у оперы гораздо выше потенциал, чем у каких-нибудь прыжков в воду, прости господи.

Что является пиком интереса применительно к кино? «Оскар» и Каннский фестиваль, репертуар которого заинтересует потом максимум несколько десятков тысяч человек в мире. Искусство кино — оно далеко от повседневных нужд человека. Тем не менее все раз в год следят за чемпионатом мира по искусству кино в Каннах. Почему? Из-за соревновательности. Секрет «Оскара» и Каннского фестиваля в том, что это спорт. А когда говорят: «Нет, нет, мы не будем соревноваться, мы здесь занимаемся высоким искусством» — на этом все высокие искусства и заканчиваются.

В Древней Греции были театральные олимпиады, в том числе — состязания по пению. Они не делили мир на тех, кто зарабатывает золотые медали духом, так сказать, и тех, кто делает это крепкими ляжками.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Михаил Фихтенгольц и Игорь Порошин

Фихтенгольц: Но какие могут быть критерии? Кто быстрее сыграет? Кто громче споет?

Порошин: Кто лучше споет и сыграет. В фигурном катании, между прочим, есть две шкалы: техника и артистизм.

Фихтенгольц: А ты не допускаешь мысли, что многих артистов устраивает уровень их заработков?

Порошин: Да понятно, что нам милее египетская тьма! Но я думаю, они совершенно не против того, чтобы зарабатывать миллионы. Дело не в деньгах, а в интенсивности переживаний. Деньги — следствие, а не причина. Человеку интересно наблюдать, как кто-то с кем-то зарубается. Не важно, в чем — в прыжках в высоту или в исполнении «Вариаций Гольдберга». Это закон, открытый Аристотелем две с половиной тысячи лет назад. Людям нужно какое-то событие.

Фихтенгольц: Стоп. Состязание — это единственный способ сделать событие?

Порошин: Нет, не единственный. Но самый верный.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • IMac-II· 2012-04-12 17:44:40
    П...ц подкрался незаметно..
  • pv· 2012-04-12 17:53:38
    следующая майнСтрёмная тема, видимо, будет о проституции в музыке... кстати, о Вагнере - ничего не нашёл, впрочем, об Опере - тоже
  • Tigran Alumyan· 2012-04-12 21:38:15
    типа выпили - поговорили
Читать все комментарии ›
Все новости ›