Все, что Нью-Йорк может предложить миру по случаю двухсотлетия Вагнера.

Оцените материал

Просмотров: 20784

Опера-дайджест. Март

Дмитрий Ренанский · 13/03/2012
«Валькирия» в Мюнхене, «Женщина без тени» в Милане, «Гибель богов» в «Нью-Йоркере», «Пеллеас и Мелизанда» из Парижа

Имена:  Андреас Кригенбург · Кэти Митчелл · Марк Альбрехт

©  Hösl / Bayerische Staatsoper

Сцена из оперы «Валькирия»

Сцена из оперы «Валькирия»

Премьера второй части мюнхенского «Кольца» обернулась в минувшее воскресенье нешуточным скандалом: публика Баварской оперы оскорблена режиссурой Андреаса Кригенбурга, спектакль проходит под крики «Даешь музыку» и «Мы пришли сюда слушать Вагнера», на поклонах зал встречает постановщика проклятиями и криками «бу». Авторы первых рецензий меж тем в оценках разошлись: одни упражняются в остроумии и костерят Кригенбурга на чем свет стоит («Вагнер для чайников, часть 2: “Валькирия” с точки зрения начинающего оперомана»), другие признают мюнхенский спектакль одной из самых явных удач немецкой оперной режиссуры последних лет. Официальный канал Bayerische Staatsoper на YouTube предлагает посмотреть трейлер «Валькирии» и десятиминутный making of. Живьем постановку можно увидеть 15, 18 и 25 марта.

©  Press Office Teatro alla Scala

Сцена из  оперы «Женщина без тени»

Сцена из оперы «Женщина без тени»

Другая многострадальная премьера — «Женщина без тени» Рихарда Штрауса — пусть в атмосфере повышенной нервозности, но все же прошла в минувшее воскресенье в Милане. Выпуск постановки Клауса Гута (ключевые тэги: «антропоморфный зверинец», «сецессион», «сюрреализм», «Дэвид Линч») на прошлой неделе ставился под удар дважды: сначала — чудом не повлекшим необратимые для работников La Scala последствия форс-мажором во время монтировки декораций, потом — внезапной госпитализацией музыкального руководителя премьеры Семена Бычкова и срочным вводом в спектакль дирижера Марка Альбрехта. Работа последнего в итоге удостоилась наивысших оценок итальянской прессы и блогеров. Ближайшие показы — 14, 17, 20 и 24 марта.

©  Monika Rittershaus / www.staatsoper-berlin.de

Сцена из оперы «Под яростным солнцем любви»

Сцена из оперы «Под яростным солнцем любви»

Позавчера в Берлине завершился прокат оперы Луиджи Ноно «Под яростным солнцем любви» — спектакля, ранее названного интендантом Штаатсопер Юргеном Флиммом важнейшей премьерой текущего сезона (см. трейлер). Трехлетней давности продукцию Зальцбургского фестиваля в Берлине показывали в Kraftwerk Mitte — в помещении бывшей электростанции, до сих пор использовавшемся главным образом в качестве площадки для техно-рейвов; по такому случаю были возведены зрительские трибуны на 970 мест и инсталлирована оркестровая яма. Режиссер постановки Кэти Митчелл из протагонистов европейской драматической сцены постепенно переходит в ньюсмейкеры оперного жанра: в минувшем декабре в амстердамской De Nederlandse Opera она поставила «Ореста» Манфреда Трояна, в июле на фестивале в Экс-ан-Провансе проведет еще одну мировую премьеру — Written on Skin Джорджа Бенджамина.

В новом «Нью-Йоркере» — Diminuendo, полемическая колонка Алекса Росса о плачевном состоянии дел в нью-йоркском музыкальном театре: «По правде говоря, наш город и раньше лишь изредка выходил на передовую оперного искусства, теперь же он и вовсе оказался на его периферии». Основные филиппики адресованы Метрополитен-опера — Росс безжалостно атакует любимое детище генерального менеджера Питера Гелба, «Кольцо нибелунга» в постановке Робера Лепажа, и в частности — январскую премьеру «Гибели богов»: «самый глупый и расточительный проект в новейшей истории оперного театра… Смущает то, что этот катастрофически пустой спектакль — все, что Нью-Йорк может предложить миру по случаю двухсотлетия Вагнера».

©  Ken Howard / Metropolitan Opera

Сцена из оперы «Гибель богов»

Сцена из оперы «Гибель богов»

Еще немного свежей музыкальной прессы: в мартовском номере Opernwelt среди прочих материалов о премьерах начала года — Russische Passion, рецензия на мадридскую «Иоланту»/«Персефону» Теодора Курентзиса и Питера Селларса.

На состоявшейся вчера днем пресс-конференции руководство Парижской национальной оперы объявило планы на будущий сезон. Увы, ничего интересного: Карсен, снова Карсен, Стрелер, Поннель, Лоран Пелли, «Кольцо» Гюнтера Кремера, итого — восемнадцать оперных постановок и всего две премьеры. Обе — от режиссеров-маргиналов: в декабре новую «Кармен» выпустит до сих пор ставивший исключительно во французской провинции Ив Бонен, в апреле 2013-го за «Гензеля и Гретель» возьмется обладательница чуть более увесистого резюме Мариам Клеман. Из специалитетов — «Хованщина», спектакль Андрея Щербана 2001 года с Михаилом Юровским за дирижерским пультом и сборной командой русских певцов (Дядькова, Галузин etc.).

16 марта — в качестве, видимо, утешительного бонуса — Парижская национальная опера проведет прямую интернет-трансляцию «Пеллеаса и Мелизанды» Клода Дебюсси в постановке Боба Уилсона — смотреть можно как на официальном сайте театра, так и на ТВ-портале Medici. В Париже спектакль стартует в 19:30, следовательно, по московскому времени трансляция начнется тремя часами позже.​
Все новости ›