Страницы:
Александр ЖУРБИН, Москва
К вопросам
Александр Журбин
Для меня понятие «композитор» состоит из двух частей. Во-первых, это человек, который от Бога (от природы) получил странный талант комбинировать звуки разной высоты в разном ритме.
А во-вторых — человек, долго учившийся, много знающий, многое умеющий, обладающий хорошим вкусом. Если две эти половинки сходятся — может получиться композитор. Если к этому добавляются упорство графомана и терпение вола (Жюль Ренар сказал, что искусство делают волы!) — то может получиться совсем неплохой композитор. Загадку появления гениального композитора объяснить логически невозможно.
Читать!
С другой стороны, огромное количество людей, называющих себя композиторами сегодня, явно не обладают сочинительскими талантами. Да и образование у них совсем не консерваторское. Зато они прекрасно владеют разными компьютерными программами и успешно заполняют своими «композициями» безразмерные «полости» современного музыкального универсума — радио, кино, телевидение.
2. Глобализация постепенно проникает и в музыкальный мир, интернет последовательно стирает все границы. Композитор, сочиняющий музыку в Москве, спокойно может использовать структуру индийских раг, ритмические формулы гамелана, лады трансильванских цыган, и все это не выходя из своего кабинета.
Если же речь идет о записи (recording) какого-нибудь музыкального фрагмента, то уже стало абсолютно нормальным, когда один музыкант записывает свою партию, находясь в Москве, второй — в Лос-Анджелесе, а третий — в Буэнос-Айресе. Сведение потом, возможно, делается в Лондоне, а диск выпускается в Чехии. В подобной ситуации трудно сохранять российскую специфику. И все же она есть и характеризуется не очень научными словами «душевность», «выразительность», «эмоциональность».
И еще. Я не очень знаю творчество сегодняшних российских композиторов, но мне кажется, что они гораздо более привержены традиционным музыкальным ценностям, чем их американские или европейские коллеги. Мне кажется, это хорошо. Авангардистов хватает в мире и без нас, погоня за ними напоминает попытки наших кинематографистов снимать голливудские блокбастеры. Надо ли это?
3. См. ответ на первый вопрос.
4. Некоторым удается.
Сошлюсь на мой личный опыт. Я за всю свою уже довольно долгую жизнь работал только в двух местах: два года был музыкальным редактором на киностудии в Ленинграде и три года — профессором в американском колледже. Все остальное время я был фрилансером, свободным художником, то есть зарабатывал на жизнь исключительно сочинением музыки. Были тучные годы, были и тощие, но в общем материальный уровень моей жизни был всегда достойным, особенно если учесть, что начинал я с абсолютного нуля.
5. Безусловно. Идеальная модель жизни творца — зарабатывать своим творчеством столько, чтобы хватало на все: на содержание семьи, родителей, детей, если это необходимо, чтобы иметь возможность хорошо питаться, одеваться, иметь приличное жилье, автомобиль, необходимые для творчества аксессуары (например, хороший рояль, современный компьютер), соответственные социальные гарантии, медицинские страховки etc.
Если у вас ничего этого нет в 25 лет — не страшно, все впереди.
Если нет в 35 — ничего, шанс еще есть.
Нет в 45 — надо серьезно задуматься о правильности выбранного пути.
Если нет в 55 — значит, вы скорее всего всю жизнь занимались не своим делом.
6. Их довольно много. Первый и основной — преподавание. Мне тоже пришлось этим заниматься три года, но я в принципе не люблю кого-то учить и как только смог — бросил это занятие. Если есть возможность — можно где-то играть, например, в балете или в ресторане. Ничего зазорного в этом нет, мне пришлось пройти и через то, и через другое. Вообще никакой работы стесняться не надо. Филип Гласс водил такси, когда его опера уже шла в Метрополитен.
Но лучше, конечно, если ваша «дополнительная» работа будет каким-то образом «аффилироваться» с основной, то есть с сочинением музыки. В моей жизни подобными работами (помимо уже упомянутых) были: аранжировка чужих произведений, дирижирование и руководство разными recording sessions, продюсирование разных гастролей, журналистика, сочинение книг, создание собственного музыкального театра, основание кинофестиваля.
На сегодняшний день все эти занятия оставлены — надеюсь, навсегда. Хочу в отпущенное мне Богом время заниматься только сочинением музыки.
7. Лет восемь назад я освоил программу «Финале» и пытался сочинять музыку сразу в компьютере.
Однако дело не пошло. Компьютер часто повергал меня в ступор, что-то не получалось, и иногда на написание одного такта уходило несколько часов. К тому же музыка получалась немного странная, механическая, программа подсказывала свои решения, и я их часто принимал... И мне это не нравилось.
Тогда я вернулся обратно к написанию музыки ручкой на нотной бумаге. Так и делаю до сих пор. Конечно, при этом у меня есть небольшой штат помощников, которые переводят мои манускрипты в электронный формат.
Замечу, что наше поколение — последнее, после которого останется рукописный архив. Мой сын Лев Журбин — очень талантливый композитор — даже не мыслит писать музыку от руки, он все делает в компьютере, точно так же действуют все его коллеги-сверстники. И уж конечно, так будет и в дальнейшем, и наши потомки будут с удивлением рассматривать наши рукописи, примерно как мы сейчас смотрим на автографы Пушкина, написанные гусиным пером.
Что поделаешь — времена неотвратимо меняются. То, что казалось главным и вечным, вдруг оказывается маргинальным и скоротечным. Надо стараться относиться к этому спокойно.
Сергей НЕВСКИЙ, Берлин
К вопросам
Сергей Невский
2. Российская специфика этой профессии состоит в несмыкании систем. Филармоническая среда не знает (за редким исключением) о существовании современной музыки, а среда исполнителей и авторов современной музыки не имеет институций, ее поддерживающих. Результат — полное отсутствие композиторских заказов в России и полная неприкаянность не только композиторов, но и целых групп музыкантов и музыковедов.
3. Образование, разумеется, необходимо, но история музыки знает много гениальных и, главное, очень эрудированных композиторов, не заканчивавших консерваторий; Стравинский и Вагнер тут — не единственные примеры.
4. Прожить на композицию можно, но никто не говорил, что это легко.
5. Стремиться к этому нужно, потому что это повышает самооценку и избавляет вас от необходимости заниматься вещами, которые вам неинтересны.
6. Побочными источниками дохода могут быть исполнительство (прежде всего — дирижирование), преподавание, кураторская (продюсерская) деятельность или музыкальная журналистика.
7. Я пишу от руки, после чего ассистенты в издательстве набирают вещи на компьютере или расписывают партии. Почерк мой вполне читаем, поэтому после корректуры и правок многое издается факсимильным способом.
Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ, Москва
К вопросам
Дмитрий Курляндский
2. В своей идейной основе — нет. Есть своя специфика образования и бытования музыки.
3. Образование необходимо (и образовательный ценз в музыке достаточно высок), но не обязательно закрепленное дипломом — самообразование может быть не менее, а в некоторых случаях и более эффективным. (Образованию композиторов я посвятил целую статью на OPENSPACE.RU — «Век, учись!»)
4. Да, при наличии постоянного интереса к твоей работе со стороны музыкантов (что гарантирует наличие регулярных заказов).
5. Стремиться бесполезно, об этом можно мечтать (копаться в себе и получать за это деньги — конечно, ситуация, идеальная для художника). Интерес к композитору гарантируют органика его мышления и отношения, в которые эта органика входит с актуальной средой (актуальная среда включает и определенную интерпретацию исторической перспективы). Эту органику сложно изменить, если вообще возможно.
6. Преподавание, аранжировка, прикладная музыка, ремонт квартир, извоз.
7. На бумаге рисую формальные схемы и сонограммы будущего сочинения. Когда дело доходит до нот — набираю на компьютере.
Владимир МАРТЫНОВ, Москва
К вопросам
Владимир Мартынов
2. Мне кажется, сейчас уже нет. Раньше была, последние такие люди — Прокофьев, Шостакович.
3. Естественно, обязательно. Если мы имеем в виду настоящего композитора. Но в практическом смысле композиторы, которые имеют образование, сейчас проигрывают по сравнению со своими коллегами, которые такого не имеют.
4. Как опыт показывает, это удается только единицам — по крайней мере, у нас. Хотя даже Филип Гласс в свое время подрабатывал на машине.
5. Конечно, надо стремиться. Посмотрите на молодых — Курляндский, Невский, они самодостаточны.
Читать!
7. Только на бумаге. А потом уже это надо в цифру переводить, потому что многие заказчики иначе не принимают. Но мне кажется, что специфика композиторского труда связана именно с этим нажимом, с тактильным опытом.
Страницы:
КомментарииВсего:50
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444068
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340528
- 3. Норильск. Май 1268320
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897632
- 5. Закоротило 822043
- 6. Не может прожить без ирисок 781774
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758276
- 8. Коблы и малолетки 740721
- 9. Затворник. Но пятипалый 470812
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402835
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370305
- 12. Винтаж на Болотной 343177
Некоторые композиторы ответили абсолютно неинтересно (КАРМАНОВ,ПОДГАЙЦ,БАТАГОВ), порадовали Невский, Шмурак, Раева, Журбин, но всё-же стоит признать, что вопросы могли бы быть более содержательными.
Лучше бы они музыкой порадовали... Но это им, увы, не грозит. Сопротивление материала, блин...
2. Есть ли у нее российская специфика? - Есть, если композитор мыслит, чувствует и любит по-русски.
3. Обязательно ли для нее специальное образование? - Да, необходимо учиться чему-нибудь и как-нибудь, даже из-под палки. Но испытывать необъяснимый священный трепет и любовь от свободного музицирования - с младых ногтей.
4. Можно ли на нее прожить? - Нет, но после смерти - это возможно)
5. Нужно ли к этому стремиться? - Нет, потому-что бесполезно, но бывают исключения (см. пункт 1)
6. Какие у композитора есть альтернативные источники существования (если они необходимы)? - Концертирование. Преподавание. Самоорганизация структур с последующим их гос.финансированием. Критика. Вообще - любая деятельность, если она не преступна (закапывание дара Божьего - есть преступление). Спонсоры. Удачная женитьба. Счастливое рождение. Ангелы хранители.
7. Вы записываете ноты на бумаге или набираете на компьютере? - На бумаге и кладу их в стол). Но переведённое в цифру размещаю на общедоступных ресурсах)
Это - тайна, даже для него самого)
Хотите начать дискуссию на тему "Они не умеют писать музыку, потому что если бы умели, я бы слышал тональность"? По моему уже это надоело, я понимаю, что каждый малообразованный человек не любит тех, кто чуть более развит, но всё-таки, может хватит поливать грязью тех, до кого Вы даже не "доросли" (кстати, должно быть стыдно, учитывая что Вы старше и у Вас было больше времени для изучения истории музыки)? Вам и правда не грозит понять их музыку, Вы слегка забыли в каком веке Вы живёте. Если что, уже двадцать первый век и пошёл тринадцатый год этого века.
P.S. Вы забыли влючить в ваш "список хренникова" Раеву, я её указал, но Вы видимо даже не слышали её произведения, увы.
К кому у вас вопрос?
//... вопросы ваши банальные, скучные и простите, старопердунские. попросили бы нас - мы бы вам наковыряли вопросов поживее. успехов, обращайтесь)//
Заступлюсь за Екатерину Бирюкову: у женщин, у детей, у гениев - могут быть самые различные вопросы и, в том числе - банальные и даже идиотские. А вот ответы на них могут быть самыми блестящими и сногсшибательными. Или - бездарными. Мне так кажется, что вопросов умных - вообще не может быть. Умный вопрос неинтересен, т.к. он предполагает очевидный ответ)
У меня просьба к вашей младопердунской компании: наковыряйте, пожалуйста, живых вопросов. Считайте, что исполняю вашу просьбу и обращаюсь к вам: семи вопросов будет достаточно для того, чтобы их уровень сопоставить с вопросами Екатерины Бирюковой. Желаю успехов)))
1.ЭПОХА НЕКОМПОЗИТОРОВ /ЭПОХА НЕИСКУССТВА/ - как долго она продлится?
2.Что она оставит после себя - только ли продукты распада?
3.Каковы причины возникновения ЭПОХИ НЕИСКУССТВА?
4.Кому выгодно НЕИСКУССТВО? Кто - заказчик? Каковы цели? Когда эта эпоха началась? Существуют ли учредительные регламенты НЕИСКУССТВА?
5.Какими средствами руководители и представители НЕИСКУССТВА подавляют всё, что имеет отношение к ИСКУССТВУ?
6.Есть ли сегодня условия для существования СОВРЕМЕННОГО ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА?
7. Доколе?)
1) Что такое "ЭПОХА НЕКОМПОЗИТОРОВ /ЭПОХА НЕИСКУССТВА/" ?
2) Что такое "СОВРЕМЕННОЕ ПОДЛИННОЕ ИСКУССТВО?
3) caps lock ЖЕЛАТЕЛЬНО БЫ ВЫКЛЮЧИТЬ, ИНАЧЕ СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО вЫ НЕВРАСТЕННИК И У вАС ИДЁТ ПЕНА ИЗО РТА!
Я очень долго искал материалы в интернете по запросам на подобии "критика русских консерваторий",но так ничего и не нашел. А жаль. А знаете почему? Потому что за последние 5 (!!!) лет в Москве и Петербурге я наблюдаю за черной расклейкой (исключительно показатель народного интереса) и только 2-3 раза увидел афиши с концертами современных композиторов, одним из которых, черт побери, оказался я.
Но я хочу привести лишь к одному - только САМООБРАЗОВАНИЕ сегодня сможет позволить вам стать классиком при жизни, стать композитором, которого при жизни будут любить не сотни и тысячи, а миллионы. Как, например, любит весь мир Энауди, Сакамото и остальных молодцов.
Удачи!
//3) caps lock ЖЕЛАТЕЛЬНО БЫ ВЫКЛЮЧИТЬ, ИНАЧЕ СОЗДАЁТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЧТО вЫ НЕВРАСТЕННИК И У вАС ИДЁТ ПЕНА ИЗО РТА!//
- Зачем же так срываться и бесконтрольно нажимать Shift?)
Если представим себе прямую линию с нанесенными на неё тремя точками, которые будут обозначать:
крайняя слева точка - наивную, даже примитивную пра-музыку, к примеру, из одного всего лишь звука или из архаичной трихордовой монодии;
по центру - обозначим точкой на линии - музыку Моцарта;
а крайняя справа точка - будет представлять сложнейший или изощреннейший (пост)авангардизм, практически уходящий от фиксированного или вообще какого-либо звука - в незвук...
Тогда выяснится, что самой исполняемой и любимой для людей с хорошим и здоровым вкусом - будет музыка гармонических пропорций, где парадоксально соединяются - простое со сложным, и всё со всем, что присуще человеку, без перегибов - например, в сторону интеллектуализма.
И архаическая музыка - тоже найдёт своего слушателя, но не станет мерилом качества, образца, живой классической формулой.
И, наконец, язык переусложнений - смысловых, каких угодно - он будет интересен лишь совсем немногим...
Отсюда, на мой взгляд, следует вывод - осознанно устремиться к гармоничной простоте. Возможно, - через наив. Но ни в коем случае не продолжать движение в сторону намеренных усложнений (смысловых в том числе).
//кто может сочинять и кто достаточно развит, образован и кто не остановился на Прокофьеве (да простит он меня)//
А Прокофьев-то как-раз это и есть новая гармоническая пропорция (срединная точка), описывающая человека - целиком, во всём его объёме и излагающая всё с Божественной простотой.
/Из афоризмов tridi/
ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - кажется, она перестаёт существовать. То есть, на смену миру, выстроенному ИЕРАРХИЧЕСКИ, приходят НИШИ-СУВЕРЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА, независимые от ЕДИНОЙ ИЕРАРХИИ. Именно они могут снять напряжение, которому сегодня подвергается ОБЩАЯ "ИСТОРИЧЕСКАЯ" КОНСТРУКЦИЯ. Её распирает от невозможности БЫТЬ И ИМЕТЬ ЕДИНУЮ ГЛОБАЛЬНУЮ ИДЕОЛОГИЮ, ЕДИНЫЕ РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ.
Человек должен получить право, по своему выбору, существовать-проживать в различных СУВЕРЕННЫХ НИШАХ-МИРАХ и право свободно передвигаться по ним.
НОВОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ может быть применимо в области мировой политики,
в экономике, в науке, в искусстве - во всём.
Например, в искусстве - не выяснять иерархические предпочтения, не противопоставлять новое старому, не стремится подчинить себе, а создавать СУВЕРЕННЫЕ НИШИ.
Например - НИША МОЦАРТА и всё, что будет иметь к этому ВРЕМЕНИ-ПРОСТАНСТВУ хоть какое-то отношение. Вплоть до ложек, вилок и постельных принадлежностей, которыми пользовались в его время. Но сюда же будут включаться любые влияние, которые когда-либо оказывал Моцарт, в любые времена. Ниша - не застывшая, а постепенно разрастающаяся до КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ.
Это ДОМ ДЛЯ ДУШИ И ЕЁ ПРОЖИВАНИЯ.
Рождение НИШ С ЦЕНТРАМИ ПРИТЯЖЕНИЯ, С ЯДРАМИ, которые будут обрастать инициативами и воплощениями, и разрастаться. Кому-то, например, интересна НИША НОВОВЕНЦЕВ и человек захочет жить в этом пространстве и развивать его...
Но человек может существовать и в нескольких нишах параллельно или последовательно. Могут появляться НИШИ-МИКСТЫ или СОЗВЕЗДИЯ НИШ... Главное, что НИКТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТ СВОЁ ПЕРВЕНСТВО ИЛИ ВОЛЮ.
А кто-то может начать создавать НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НИШИ, выращивая их из добровольного объединения индивидумов. У ниш будут свои конституции и способы функционирования. Но все индивидуумы будут в них - НЕЗАВИСИМЫМИ, СУВЕРЕННЫМИ.
P.S.
Это всего лишь набросок, черновик или незастывшая лава со шлаками - поэтому приношу свои извинения за всё, что здесь покажется сплошной глупостью)
/Из афоризмов tridi/
многожурчание журбина угнетает
то, что Вы говорите о нишах - странно, потому что никогда не бывает такого, что одни не навязывают свиох взглядов другим, вопрос лишь в отношении к этому процессу
для Арсений Трофим:
композиторский дар - это изначально необходимое условие, но образование просто необходимо, поскольку оно воспитывает (в идеальном случае) отношение к профессии и к миру; кроме того, оно даёт нужное направление для дальнейшего самообразования
а тот факт, что наша современная музыка иногда сильно удивляет слушателя - это следствие того, что в обыденном сознании советского человека (а именно таковыми мы пока являемся) современая музыка ассоциируется с чем-то чужеродным
вот эту тенденцию и надо преодолевать композитору
Вы правы - Сальери несравненно более великий композитор, чем Моцарт)
Правы и в том, что обязательно найдутся люди, которые будут навязывать своё, как вы с "обыденным сознанием советского человека" и с "современной музыкой, которая ассоциируется с чем-то чужеродным")
Скучно и банально это всё - по-сальеревски)
P.S.
А о СУВЕРЕННЫХ НИШАХ - действительно есть вероятность их захватов в корыстных, "вирусных" целях. Значит, Касперский и в будущем не останется без работы)
Вы опять неверно поняли то, что я пытался донести: говорил я исключительно о том, что восприятие консервативно, и не всегда современная музыка оправдывает ожидания восприятия
а если я не наяжу своё, то, скажите, а в чём тогда смысл творчества?
Композитор может быть барометром общества.
Например, Российская империя была барометром традиции и обновления. И все было - высочайшего уровня: Римский-Корсаков, Лядов, Глазунов, Рахманинов и Стравинский, Черепнин, Прокофьев, Мясковский. Какой смысл было ниспровергать этот культурный уклад? По инерции мы ещё получили Шостаковича, Хачатуряна, Щедрина, Чайковского, Буцко, Шнитке... Но заметно уровень стал снижаться. Так было и в Германии... А сегодня мы ничего не имеем. И в Европе и в Америке в том числе.
Почему? Исчезло имперское восприятие. Исчезла самобытность. На смену им пришла глобализация - интернациональное мировосприятие, отрицающее традиции.
и потом, откуда Вы взяли. что традиция, заложенная перечисленными Вами композиторами, исчезла?
Елси Вы так защищаете традицию, то сочинение музыки - это наилучший метод; только не забудьте одно: времена меняются, а с ними меняется и эстетика
Одно дело знать, другое - высказывать)
Всемирная Великая Традиция - прозрачна: нельзя выдать шарлатанство за шедевр.
Гуманистична и плодотворна - с качеством на века.
А деятельность вне Традиции - сплошная манипуляция сознанием, эпатаж и псевдоновизна, и однодневки опусы-пузыри, и тотальная агрессивная самореклама...
И всё - ради управления людьми. За что, собственно и финансируется)
Полюбил я tridi.
Похоже и вы все его любите.
И хорошо.
Люди нынче разучились друг друга искренне хвалить.