…плюс чтение стихов в дружественном ресторане «Чайковский».

Оцените материал

Просмотров: 14340

Количественные и качественные показатели

Екатерина Бирюкова · 30/01/2012
Десятитысячная аудитория – это хорошо, но еще важны ее возраст и жизненная позиция

©  Предоставлено Московской государственной академической филармонией

Юбилейный марафон

Юбилейный марафон

Московская филармония отметила свое девяностолетие следующим образом. С 11 утра до полуночи в обоих ее залах, не сбиваясь с графика, прошли 12 концертных программ плюс чтение стихов в дружественном ресторане «Чайковский». Билеты продавались по символическим ценам, до 300 рублей. Допускается, что количество слушателей за день достигло 10 тысяч человек.

Не умещающееся в голове разнообразие направлений, будничное на самом деле для работников этой организации, было укомплектовано виртуозно и без тени иронии. Программы для детей дошкольного возраста и постарше, оркестры народные, камерные и симфонические, музыка просто старая и старинная, а также танцы ансамбля Моисеева и джаз братьев Ивановых. Хедлайнерами были: актер Авангард Леонтьев (читал сказку «Конек-Горбунок»), скрипач Виктор Третьяков (играл Баха с оркестром Алексея Уткина), пианист Николай Луганский (Концерт Шумана под аккомпанемент филармонического оркестра Юрия Симонова), Владимир Спиваков, со своим НФОРом и беспроблемно-парковой Сюитой для эстрадного оркестра Шостаковича, и Владимир Юровский ‒ с ГАСО.

©  Предоставлено Московской государственной академической филармонией

Концерт Государственного академического камерного оркестра России п/у Алексея Уткина. На фото - солисты Виктор Третьяков (скрипка) и Наталья Лихопой (скрипка). Зал Чайковского

Концерт Государственного академического камерного оркестра России п/у Алексея Уткина. На фото - солисты Виктор Третьяков (скрипка) и Наталья Лихопой (скрипка). Зал Чайковского

Последний герой, несмотря на загруженность за пределами нашей страны, согласившийся этой осенью возглавить измученный коллектив, очевидно являлся главной гордостью филармонического марафона. Юровский повторил уже сыгранные на ноябрьском концерте-инаугурации «Симфонические танцы» Рахманинова, дополнив их увертюрой к глинкинскому «Руслану», с которым он теперь вроде как должен ассоциироваться больше, чем со всякими просветительскими экспериментами. Если сюда добавить непременное вступительное слово Бэлзы и уже практически гергиевское расписание (продирижировать маэстро прилетел за несколько часов до концерта), то видно, насколько больше усилий ему теперь придется затрачивать для сохранения своего имиджа тщательно работающего умника-европейца.

В марте, впрочем, начнется слом старых конструкций — в программе ГАСО обещаны для начала Берг и Веберн. Но даже сейчас в Рахманинове было слышно, что оркестр, привыкший позиционировать себя как шикарный, Юровский пытается сделать умным. Проработанные детали и усложненные подтексты увлекают его больше фирменного сочного звука первых скрипок.

©  Предоставлено Московской государственной академической филармонией

Артём Варгафтик. Концерт «Словарь юного меломана». Камерный зал филармонии

Артём Варгафтик. Концерт «Словарь юного меломана». Камерный зал филармонии

Возвращаясь к филармоническому марафону, приходится признать, что козырь под названием «Юровский» сработал: выступление ГАСО вызывало самые позитивные эмоции. Но вопросы все равно остались серьезные. Да, празднование дат любой степени круглости дело тяжелое. Да, Московская филармония — огромная организация из прошлой эпохи, чудом сумевшая выжить, разогнать перестроечные ларьки из своего холла, устроить настоящий бум с абонементными продажами, улучшить акустику своего Большого зала и построить Камерный. И вообще, благодаря ряду новых абонементов и гастрольных проектов стать модным местом, о чем десять лет назад невозможно было даже подумать.

Но все-таки когда подобный юбилейный повод рождает только ретроспективные настроения; когда сверхзадача скорее подытожить прошлое, чем предлагать будущее или хотя бы видеть настоящее (а оно, между прочим, очень близко, за окном та самая Триумфальная площадь); когда самая свежая музыка, звучащая за целый день, — это «История солдата» Стравинского (проект молодежи РНО под руководством Алексея Богорада), — сложно отмахнуться от неудовлетворенности.

Вообще-то подобная дата — отличный повод для смелого кураторского проекта и уж точно для новой музыки, о необходимости которой сейчас говорят на всех углах. Десятитысячная аудитория — это хорошо, но еще важны ее качество, возраст, жизненная позиция. Зачем терять тех, кто предпочитает «Винзавод» с «Платформой», Рахманиновский зал с «Московским форумом», «Мастерскую» с «Трудностями перевода»? Об этом, впрочем, есть время подумать до столетнего юбилея.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • zuek· 2012-01-30 20:52:22
    Интересно, вспомнил ли кто, празднуя в Зале Чайковского, что этот театр строил для себя Мейерхольд и что концепция зала-амфитеатра принадлежит ему?
  • prostipoma· 2012-01-31 04:26:52
    Ага,то есть нам еще десять лет гнусного застоя. Очень примечательно, что в приведенном списке - все те же персонажи, что и пятнадцать, двадцать лет назад. Ну разве что Богорад с Юровским - более или менее свежие. Как символично возвращение Юровского-папы! Ну просто тот самый чай.
    И логика этой волшебной стабильности, ровно та же, что с самыми незаменимыми режиссером и дирижером,которых можно уже не называть. Не нарожали. Ну вот не нарожали скрипачей на смену Третьякову и дирижеров на смену Симонову.
    В буме филармония не виновата, и автор - которая на журналистском небосклоне сияет все те же славные 15 лет, без всякой надежды на смену - должна об этом знать. Продукт филармония, ну может за исключением фихтенгольцовских демистейджей и концертных опер предлагает все тот же, что и много лет назад, когда залы были выразительно пустыми - хоть на Хардинге с малеровским оркестром, Бычкове с ВДР или даже Флоресе с Нетребкой.
    А вот публика поменялась.Клубы надоели, климат поганый,пить стали объективно меньше,музей кино прихлопнули, зомбоящики все повыкидывали, одним Винзаводом сыт не будешь - ну не в КДС же ходить на День милиции, вот народ и повалил от дефицита развлечений. (Того же порядка - лом на гастроли картин в антоновском музее,представить себе ажитацию по такому поводу хоть в одной европейской столице невозможно (чтобы именно местные, и не на халяву, а за деньги).Только вот предложить ей кроме жидкого супчика из поюзаных гастролеров нечего.
  • Виктор Шпиницкий· 2012-01-31 10:36:43
    "...продирижировать маэстро прилетел за несколько часов до концерта, а оркестр готовил его отец Михаил Юровский..."

    Оркестр к выступлению 29 января готовил Алексей Богорад.
Читать все комментарии ›
Все новости ›