Любит-то Юровский РНО, а жить-то ему с ГАСО.

Оцените материал

Просмотров: 9950

Грозы перед бурей

Екатерина Бирюкова · 31/10/2011
Ради открытия Большого и Четвертой Шостаковича Черняков и Юровский отвлеклись от «Руслана»

Имена:  Владимир Юровский · Дмитрий Черняков

©  Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Грозы перед бурей
Большой театр открылся. Такое ощущение, что никто этому не рад. Это событие — лишь еще один повод горько поиронизировать над «этой» страной. Москва встала в пробку, рабочего сцены придавило декорациями, чуть ли не весь отдел культуры РИА «Новости» собираются увольнять за то, что при перечислении вип-гостей на гала-концерте по случаю открытия театра внучка Горбачева была названа его женой.

Если ориентироваться не на официальное телевидение, а на более вольные комментарии в альтернативных источниках информации, то самим гала-концертом, который оказался не столько концертом, сколько авторским высказыванием режиссера Дмитрия Чернякова, тоже все недовольны. Но по-разному. Одни — партийным консерватизмом с серпами и молотами на занавесе, другие — неуважительным авангардизмом со строительными касками во время хора «Славься!». Кажется, что все смотрели разные мероприятия. Но это говорит скорее о разбалансированности общества, чем о самом представлении.

Действительно непонятно, кого должно оно было порадовать. Первое лицо в царской ложе, прежде не замеченное в любви к классической музыке? Медийную тусовку, мертвой тишиной провожавшей балетные батманы и оживившейся только на выходе живых коня с ослом? Работников театра? Миллионную аудиторию телевидения и интернета? Ясно, что всем не угодишь, и Черняков, кажется, порадовал прежде всего самого себя.

Продемонстрировать какое-то личное отношение в подобном жанре без сюсюканья и картонной улыбки невероятно сложно. Но оно там было продемонстрировано — смело и искренне. Только это было отношение скорее к месту, к зданию, чем к людям. К большому, плотному, помпезному и одновременно щемяще-уютному прошлому этого места: с парадом занавесов и народных кумиров, ностальгическим служебным подъездом — этим эпицентром реальной жизни театра — и шутливо-фантасмагорическим танцем капельдинерш с цветочными корзинами в руках. И к его высокотехнологичному будущему, на которое намекали бесшумные сценографические чудеса, происходившие на начиненной новой машинерией сцене. Но не к настоящему, в котором нет великого оркестра, нет своих актуальных певческих звезд (а приезжие позорно поют по бумажке), нет, в конце концов, устоявшегося представления о том, что в оперном и балетном спектакле хорошо, а что плохо.

На этом фоне вроде совсем не драматично выглядит история со вторым главным героем этого московского музыкально-театрального сезона, который уже послезавтра, 2 ноября, вместе с первым представит премьеру «Руслана и Людмилы» на обновленной сцене Большого. Это Владимир Юровский. В промежутке между репетициями «Руслана» дирижер согласился спешно заменить заболевшего Инго Метцмахера в концерте Российского национального оркестра. Он немного изменил программу, еще отчетливее выделив главное ее событие — Четвертую симфонию Шостаковича.

Написанная, но не исполненная в 1936 году (дело было уже после правдинской статьи «Сумбур вместо музыки»), симфония до сих пор остается сложно одолеваемой вершиной симфонизма ХХ века и символом его, этого века, мучений. Юровский не раз исполнял Четвертую за рубежом, и огромная ее форма у него четко продумана. Долгое романное повествование, такое невероятное для современного клипового сознания, сохраняет напряженность от первой до последней ноты. При этом никакого шаманства нет, бездны трагизма открываются умно и просчитанно.

РНО, с которым Юровский работает уже много лет, сыграл один из самых важных своих концертов, продемонстрировав не только профессионализм, но и такое — еще более дефицитное — качество, как энтузиазм. Был несомненный успех у публики, все довольны. Но определенная горечь уже чувствуется. Очевидно, что любит-то Юровский РНО (и, похоже, это взаимно), а жить-то ему теперь с ГАСО, в котором он теперь худрук.​

Ссылки

КомментарииВсего:10

  • titatatte· 2011-10-31 18:12:25
    не, я довольна открытием Большого... и пусть первое, второе и прочие лица хоть обсидятся в царской ложе, лишь бы с открытием основной сцены случились две штуки. Первая: чтобы Большой стал достойным конкурентом Мариинки, т.е. чтобы он брал не только восстановленными интерьерами, но и интересными постановками и отличными исполнителями. Вторая: чтобы на все это великолепие мог купить за небольшие деньги обычный зритель "с улицы", а не только за баснословные тыщи медийная тусовка... эх, мечтать, говорят, не вредно.
  • Михаил Дружный· 2011-10-31 22:13:48
    Расцвет Культуры характеризуется ростом Творчества при умеренном росте понтов. Закат Культуры характеризуется безудержным ростом понтов при стремительном исчезновении Творчетва.
  • Rheingold· 2011-11-01 01:48:43
    да уж бы ради любимчика Чернякова урезонила бы г-жа Бирюкова в этой статье свой пыл в защиту неоцененного гения...ему еще за Руслана достанется...открытие как открытие - бабла тьма, хоть ж... ешь, а хозяина нет - театр-то халявный, государственный...вот и получилось что получилось...но с Черняковым явно просчитались - позвали бы вот какого-нибудь Могучего, у которого более здоровое отношение к жизни...
  • olegzhuk7897· 2011-11-01 03:11:38
    А мне "мероприятие" понравилось. И выжимать из него какие-то выводы о творческих перспективах театра не стоит - это отдельная, возможно и больная, тема. А само гала было вполне приличным - продуманным, и совсем не помпезным, а строгим, "вкусным" и стильным. И окольцовано замечательно: пролог - естественность и оправданность умеренно авангардного приёма; финал - масштабен, классичен, но одновременно и трогателен. Браво, Черняков!
  • Marina-sea· 2011-11-01 11:37:51
    Мне понравилось, достойное открытие Большого театра. Может быть другой режиссер-постановщик сделал бы открытие в другом стиле, ну, что это обсуждать. Открытие прошло успешно, ведь это довольно сложно согласовать разные службы, чтобы получилось все гармонично. Заходите www.russiandialogi.com
  • prostipoma· 2011-11-01 22:36:11
    "Но это говорит скорее о разбалансированности общества, чем о самом представлении".
    Каких только эвфемизмов не придумает многоуважаемый автор для простого "публика-дура". Это огромное счастье, что народ в стране глуховат, благо не поет с детства лютеровы хоралы по кирхам.
    АРТе, как назло, держит на сайте массу всяких мероприятий. Два свежих - открытие зала в Хельсинки и 200 лет Листа в Веймаре.Почему 30 тысячный Веймар и бывшая имперская окраина могут позволить себе такое, что не стыдно показать всему миру? Почему финны нашли и дирижеров, и солистов, и оркестр,и еще - вкус, а ГАБТ за баснословный бюджет может показать только балетно-оперный анамнез с ездой декораций взад вперед? Начиная с безумной программы, с дуэньей и природой, балетными огрызками, в дурнопошитых костюмах с фирменным безобразнейшим гримом (о крупных планах там, конечно, не подозревали), продолжая юмористической игрой трубы, непрожеванной дикцией слоняющихся по сцене "прим" (колыхато Зеленской прекрасно ансамблировало с пестрыми регистрами Щербаченко), бандой, остроумно стоявшей перед хором - тужьтесь, басы, тужьтесь.Венчала все карикатура на дефиле в Гарнье. Лестница, конечно, в Париже понаряднее. Что мешало сделать апофеоз в стиле Петипа? Оживленные группы работников театра и колесница с Иксановым на третьем плане. Апофеоз этой цыганщины с отбойными молотками и фальшивыми нотами.
    Программа абсолютно иксановская. В Веймаре и Хельсинке можно было говорить о музыке, о том, что придумал Сарасте или Тилеманн. В ГАБТе, по доброй традиции, показали обертку без конфеты. Позолоту и скорость езды декораций.
    Более всего трогает разочарованный тон. Ну кто, как не автор много лет пестовала своими текстами этот ахтунг? Посчитать, сколько панегириков было написано Бирюковой оркестру ГАБТа, талантам Ведерникова? Где же юное вдовинское звено в качестве звезд?Кто нам доказывал,что Щербаченко - звезда? Почему Дунаев в Дрездене? А оргаистически прекрасные труды К. и Ч? Где же их плоды? Кто придумал безгласую Дессей и офигевшую Георгиу - наш новый дягилев и бинг Фихтенгольц?
    Да, и еще. Надо было на лестницу перед бандой вывести еще и клаку, без нее и габт не габт.
  • olegzhuk7897· 2011-11-02 03:10:05
    Prostipoma (прости, Господи!), узнаю твои речи. Но по-твоему не будет!
  • ariadnablogg.blogspot.com· 2011-11-02 18:04:08
    A good advice to prostipoma:

    They say respect is circular
    They say your karma returns
    They say what you do
    will come back to you
    They say lots of things but some folks never learn

    Don't Piss in the Open Space!
    You'll be drinking that same yellow water
    You are what you think
    So don't pee where you drink
    or you'll be more peed off than you ought'er

    You can't expect to love everyone
    But hate is like a disease
    Life's full of hassles
    Some people are assholes
    and some of them have their own user-I.D.'s


    Don't Piss in the Open Space!
    We don't login to your toilet
    This is our monochrome
    cyberspace home and we
    wouldn't want someone to spoil it!

    The original text was written Earl Vickers.

  • Tamariko Verigina· 2011-11-03 17:17:02
    А когда будут исполнять 4-ю симфонию ДДШ и где?
  • olegzhuk7897· 2011-11-03 21:46:21
    Ответ см. в тексте роли Ахеджаковой в фильме "Изображая жертву". (Это эвфемизм.)
Все новости ›