Кто-то почувствовал себя меж двух времен (скажу откровенно – там неуютно).

Оцените материал

Просмотров: 18136

Мортон Фелдман в проекте «Платформа»

Дмитрий Курляндский · 20/10/2011
В пятичасовом опыте погружения в «ничто» лишней, как считает ДМИТРИЙ КУРЛЯНДСКИЙ, оказалась хореография

Имена:  Мортон Фелдман

©  Нина Сизова / Предоставлено проектом «Платформа»

Перформанс «Сон»

Перформанс «Сон»

Есть сочинения в истории музыки, каждое исполнение которых, где бы оно ни происходило, автоматически становится историческим. Это можно сказать о постановках тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», о гепталогии (состоящей из семи опер) «Свет» Штокхаузена или о его же «Вертолетном квартете», в исполнении которого, как известно, участвуют четыре вертолета. Список окажется не таким уж большим. Это всё вещи, воплощение которых требует огромных творческих, физических, финансовых вложений от организаторов и подвига музыкантов (а зачастую и зрителей).

После интригующих «Арий» проект «Платформа» на «Винзаводе» подарил Москве событие, вписавшееся в историю, — перформанс «Сон» на музыку Мортона Фелдмана «Для Филиппа Гастона». Это один из классических примеров сочинений-марафонов пионера авангарда второй половины ХХ века — человека, изобретшего мир, в котором мы сегодня живем. Придумал он его вместе со своими друзьями Сэмюэлом Беккетом, Джексоном Поллоком, Джоном Кейджем, Марком Ротко и др.

«Для Филиппа Гастона» исполняется всего тремя музыкантами. Пятичасовой опыт погружения в «ничто». Абстрактные, как бы красивые (если красивостью считать благозвучие) наслоения звуков медленно растворяются в застывшем времени, оставляя после себя незаполненные поля памяти. Три музыканта, осуществившие этот подвиг, — флейтист Иван Бушуев, пианистка Наталья Черкасова и ударник Дмитрий Власик.

©  Нина Сизова / Предоставлено проектом «Платформа»

Перформанс «Сон»

Перформанс «Сон»

Надо понимать, что репетировать такое сочинение — дело необычное, ведь извлекать звуки музыканты все-таки учатся с детства, но здесь материалом служит время. Репетировать время — опыт, близкий к дзэну. В течение пяти часов два вечера подряд они равномерно отмеряли и кроили время, прошивая его теплыми, почти барочными звуками флейты, мягким туше рояля и челесты и ровными ударами вибрафона, колоколов и колокольчиков. Через пять часов непрерывной игры Иван Бушуев умудрялся сохранять чистоту звука и интонации, а туше Натальи Черкасовой и Дмитрия Власика ни разу не выбились за гладкую звуковую поверхность. Четвертым к исполнителям примкнуло само время — строй рояля естественным образом «поплыл» к концу, что создало дополнительный эффект ускользающей реальности.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • actual· 2011-10-21 01:41:43
    Изящные фотки, понравились компазиционно.
  • actual· 2011-10-21 01:49:20
    Качественный рассказ. Спасибо.
  • faustseele· 2011-10-21 11:08:51
    Я с превеликим удовольствием был и во второй раз, и даже получил новые ощущения. Соглашусь, перформанс был излишним, во всяком случае для меня, человеку искушенному. Я подумал для себя, что он мне не мешает и не напрягался в первый день. Но во второй - некий бородатый танцор в шляпе носился вокруг всех, и очень-очень шумно, - это обидно. Кто хотел, смотрел на них, танцоров, пусть. Но он он мешал и музыкантам, исполняющим, об этом я узнал в частной беседе, с одним из исполнителей. И тем не менее СПАСИБО всем устроителям этого сказочного и неповторимого события! Это запомнится надолго. Да, и спасибо за публикацию, добрую.
Читать все комментарии ›
Все новости ›