Страницы:
— Давайте вернемся к вашей истории: в арсенале работодателя есть еще и аттестации. С вами не пытались провернуть подобное?
— Да, было дело. Но штука в том, что необходимые документы не были разработаны. По закону они не имели права проводить аттестацию. Надо ж, чтоб положение было, перед тем как ее объявлять. На собрании помахали листочком: вот, мол, положение об аттестации — давайте принимать. Кто за? Приняли.
Читать!
— То есть вы подали надзорную жалобу и прокуратура отменила аттестацию?
— Да, она вынесла протест, предупреждение, представление, все, что она может вынести. И аттестация не состоялась. Это тоже, конечно, подлило масла в огонь.
Затем они придумали другой выход — объявили «прослушивание». Просто листочек на стене, без печатей и подписей: тем-то и тем-то явиться на прослушивание тогда-то. Меня пересадили на последний пульт с третьего — при том что я в прослушивании не участвовал. Дело дошло до смешного: человека, который со мной жил в одном номере в Англии, заместителя концертмейстера альтов, отправили на последний пульт.
— Просто за то, что жил с вами в номере?
— Не было сказано за что. Просто пересадили, и все. Федосеев говорит на обсуждении: да, он хорошо играл. И все согласились, что хорошо играл. Но решать буду я, говорит Владимир Иванович. Ну и решает — в соответствии с Уставом. Другое дело, что никакой нормальной легитимной базы для проведения таких прослушиваний не существует. Непонятно, с какой целью это делается, где написано, каков порядок проведения таких мероприятий. Должен быть приказ. Ничего нет, никаких документов. Так же как нет положения о конкурсе. По закону наш оркестр даже конкурс не может провести.
— То есть внутриоркестровая жизнь никак не регламентирована, кроме как волей хозяина?
— Диктатура, с которой мы якобы боремся в обществе, в оркестре живет и процветает. Мы ж крепостные музыканты фактически. Если раньше хоть можно было куда-то пожаловаться, то сейчас обратиться некуда. Правда, прокуратура делает все, что может, но у нее возможности не очень большие, надо сказать прямо.
— Законных оснований не так уж и много, чтобы вмешиваться в деятельность оркестра?
— Трудовое законодательство еще как-то помогает, слава Богу, еще не ввели 60-часовую неделю. У нас, у музыкантов, положение особенное, вы ж знаете, мы стоим особняком, и не все особенности нашей жизни вписываются в это законодательство. И где надо, оркестровое начальство активно пользуется этим законодательством, а где не надо, они делают вид, что не замечают его.
Когда были переговоры с заместителем директора по поводу содержания и смысла трудовых договоров: что там должно быть, что не должно, я ему принес типовой контракт — в качестве образца — оркестра Сан-Франциско. Это толстая книжка. Мелким почерком с двух сторон листа. Там расписаны все движения: кто куда доезжает, за что ответственность несет, как это оплачивается или не оплачивается, на что музыкант имеет право, а на что нет, — все от «а» до «я» расписано. Замдиректора мне сказал так: это все замечательно, но мы так жить не можем. Мы ведь люди творческие, у нас сегодня эдак, а завтра наоборот…
— Оркестровый профсоюз наверняка вписан в какую-то иерархию — районный союз работников искусств и так далее. Вам эти вышестоящие организации как-то помогают?
— Есть профсоюз работников культуры, в который мы входим. Это наша головная организация. Они помогают в смысле активной консультации по составлению всяких бумаг, они участвовали в переговорах по аттестации, на которые приходил их представитель — заведующая сектором защиты прав. Когда стали судиться, мы ведь не знали, куда обращаться по этому поводу. Музыканты в судебных делах-то, вы понимаете, не смыслят, особенно на тот момент мы были не особенно сведущи, это сейчас уже как-то стали разбираться. Головная организация дала нам представителя, он участвовал в этом большом деле. Но потом нам пришлось не то чтобы с ним расстаться, но мы взяли другого человека, профессионала, за деньги. А от профсоюза был бесплатно.
Сейчас ситуация двоякая. Начальники с нами боролись-боролись в оркестре, но теперь сменили тактику: вся администрация БСО дружно подала заявления на вступление в профсоюз.
— Подождите, они ведь не «творческие работники»?
— Вот в том-то вся и штука. В положении о профсоюзной организации черным по белому написано: профсоюз работников Большого симфонического оркестра. Не артистов, а работников. То есть те люди, которые с нами воевали, теперь решили таким образом нас просто выдавить. Коллектив у нас достаточно инертный, и членов профсоюза не так много — 13 человек всего.
— То есть далеко не все оркестранты состоят в профсоюзе?
— Нет, вы что! Боятся ж все. Для чего и была затеяна кампания против нас — чтобы народ и впредь безмолвствовал. И получается, что у нас численное равновесие: так они рассчитывают этот профсоюз «растворить». По этому поводу я пошел в наш головной профсоюз побеседовать с председателем, но оркестровые начальники ее очень хорошо обработали — беседа состоялась грубая, мне даже было неудобно. Я объясняю, что они представители работодателя, в законе написано, что они не могут представлять интересы настоящих работников. И собрание, которое по этому поводу созывалось, единогласно отказало им в приеме, всем без исключения. «Нет, вы обязаны их принять!» — такой ответ.
— Скажите, а сам Владимир Иваныч может вступить в профсоюз?
— Он же «работник», значит, может. Более того, мне подает заявление человек, который является шофером. Его работа — возить Владимира Иваныча. Я ничего не имею против, пусть возит. Но как я должен его интересы защищать?
— Он в штате в оркестре?
— Да.
— Получает грант?
— Не знаю. По-моему, нет.
А Владимир Иванович может вступить, но почему-то не хочет. Они все потеряли связь с реальностью. Замкнулись в своей скорлупе и всячески отбиваются от чужих поползновений туда как-то проникнуть. И живут своей изолированной жизнью.
— Должность пожизненная.
— Это один из элементов системы, да. Почему президент только на два срока может выбираться, а худрук сколько хочет сидит? Почему в армии, у старшего комсостава, исполняется 65 лет — пошел вон. Наверное, не просто так. Не потому, что уже молодые стоят в очереди.
— Непонятно, кто принимает решения: этого мы поставим, а этого нет.
— Да, это сложный процесс. Формально министр назначает, но после длительных консультаций, видимо, с другими закадровыми товарищами.
— Министерство в вашей ситуации никак не было задействовано и сохраняет нейтралитет?
— Я туда писал и ходил, беседовал с женщиной с какой-то, ничего внятного от них не получил. То есть как бы разбирайтесь сами. Куда я только не писал! У нас же есть еще один орган, кроме прокуратуры, Инспекция по труду. Ни одного ответа от них не получил! Даже прокуратура от них не могла получить ничего. Вот организация!!
— А против вас кто-то выступает из оркестрантов?
— Есть такие, да. Они тоже в профсоюз просятся. Это, конечно, не открытые выступления, подковерные. У каждого человека свои интересы: у кого-то денежные, а кто-то уже такого возраста, что давно пора уходить, но он хочет на этом деле тоже сыграть какую-то партию и еще задержаться на работе. А у других семьи, кредиты — они же видят, чем могут кончиться выступления против.
— И каковы ваши ожидания? Вы выиграли один, два процесса… И что?
— Я все три процесса выиграл. Но, боюсь, Федосеева об этом в известность не ставят.
— То есть он даже не знает, что вы у него выиграли?
— Я так подозреваю. Во всяком случае, о деле по увольнению, по-моему, он не знает.
— И он думает, что вы больше не работаете в БСО?
— Да. Такое впечатление складывается. Видимо, оберегают его творческую атмосферу.
В последний раз он упоминал мою фамилию еще перед новым, 2010 годом в письме, вывешенном на стенде объявлений в студии: он меня назвал «разрушителем творческой атмосферы». Он так пишет: «Сожалею». Он не пишет: «Деньги сниму». Сожаление-то — Бог с ним, а деньги снять — это объявление войны. Что ж — война так война. Из министерства присылали проверки, прокуратура работала. Война.
— Вы инициировали эти проверки?
— Получается, так, да.
— И думаете, можно что-то «такое» найти?
— Конечно. При желании даже на ровном месте можно найти. Понятно, что в нашей стране нормально функционировать не может ни одна организация, чтобы ничего не нарушать. Поэтому, конечно, есть какие-то нарушения. Мы в эту сферу не лезем и не собираемся, это пусть они разбираются сами.
— Я слышу жалобы многих оркестрантов — из РНО, ГАСО и прочих оркестров. Думаете, можно создать некий общесимфонический профсоюз? Или объединить музыкантов в принципе невозможно, это утопия?
— Во-первых, есть профсоюз официальный. Первый вопрос будет — почему вы не пошли туда? Во-вторых, существует профессиональная солидарность худруков. Они ж подписали письмо в защиту Горенштейна.
— Спиваков вот не подписал.
— Да. Но наш подписал. Конечно, они всеми силами будут этому сопротивляться. А у них возможностей больше, чем у рядовых музыкантов. Объединить народ очень сложно в наших условиях. По нашему опыту, все боятся. Живут сегодняшним днем — теперь не трогают, а завтра, может, пронесет. Но у нас так получилось, значит, надо идти до конца.
— Когда следующее заседание суда?
— 21 ноября. В Пресненском суде сейчас катастрофа, шесть судей ушло, осталось двое. Такой завал там, не то что не до нас — ни до кого. Поэтому все перенеслось с августа на ноябрь — осталась пустяковая вещь, но нужно провести заседание.
— То есть на внутриоркестровые проблемы и отсутствие разработанного законодательства в сфере труда работников искусств наслаиваются еще и особенности функционирования российской бюрократической системы.
— И мои ответчики из администрации БСО это прекрасно понимают и всячески этим пользуются. Вот сейчас опять не платят деньги, значит, снова в суд идти. И так пока что получается до бесконечности. Хорошо, не дают работать — будем ходить в суд как на работу. Надо ж как-то сопротивляться.
P.S. Несколько дней назад по искам Туманова к БСО были выплачены все деньги.
Страницы:
КомментарииВсего:52
Комментарии
-
Много правильного сказано, но разумный размер статьи превышен приблизительнооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо...
-
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/Filipp-Nodel-Maestro-wanted/
-
вот оно, вскрытие фурункула! Браво, господа!
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3454354
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345016
- 3. Норильск. Май 1272371
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898724
- 5. Закоротило 823754
- 6. Не может прожить без ирисок 789747
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 765234
- 8. ЖП и крепостное право 763552
- 9. Коблы и малолетки 744217
- 10. Затворник. Но пятипалый 477402
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 407316
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 373847