льюблью тьебья

Оцените материал

Просмотров: 14926

Любовь Орфёнова: «Особенно слово “счастье” трудно»

Екатерина Бирюкова · 24/08/2011
Каково учить иностранца петь по-русски

Имена:  Любовь Орфёнова

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Любовь Орфёнова

Любовь Орфёнова

Во всем мире теперь заведено петь оперы, в том числе и русские, на языке оригинала. И список востребованных русских названий потихоньку расширяется. Учить правильному произношению певцов, не знающих языка, на котором им приходится петь, — особая профессия под названием языковой коуч (coach — тренер), не так давно родившаяся, но становящаяся все более важной. Коучи — штучный товар, круг их узок, все друг друга знают. Их места работы — от Метрополитен-опера до Ковент-Гардена. Один из главных русских коучей ЛЮБОВЬ ОРФЁНОВА предпочитает при этом жить в Москве, где ее навестила ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА.


— Как давно вы этим занимаетесь?

— Двадцать лет. До этого двадцать пять проработала концертмейстером в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Когда я начала ездить в 1991 году, то всему на своем собственном опыте училась. Там как было заведено? У певцов всегда был подстрочник, кто-то из тех, кто немножко владеет русским языком, им его писал: болгары, венгры, румыны — в общем, не носители языка. Поэтому, конечно, большая проблема была со всеми этими «льюблью тьебья». Обязательно возникала эта буква j. Еще большая беда — наша буква «о», которая на самом деле ближе к «а» должна быть.

Если им объяснять с точки зрения фонетики, то это гроб, ничего не получится. Потому что у вокалистов столько своих собственных задач, вся система вокала на ощущениях построена, и если еще просить думать, как надо язык убрать или вытянуть… Нельзя лезть в фонетику, в грамматику.

Особенно слово «счастье» трудно. Ведь написано: «с-частье». А я им говорю: щастье. Что такое «щ»? Ну, говорю, есть такая специфическая буква, которой нет в других языках.

Тут нужна деликатность. Нельзя человеку сразу сказать, как ужасно он все делает. Надо похвалить за два слова. Сказать, что в третьем уже имеются успехи. А потом смотришь, через денечек он уже войдет во вкус.

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Любовь Орфёнова

Любовь Орфёнова

Все, конечно, зависит от способностей. Есть те, которые ни одной буквы до этого по-русски не знали, а в конце концов поют так, что кажется, разговаривают на языке. Есть люди, которые меня просто пригвождают своим желанием узнать все: почему так, а не сяк. Но их немного. А в основном все делается с помощью автоматики и многократного повторения.

Обычно мы добиваемся, что к премьере все достаточно складно, а потом я уезжаю, и без меня спектакли идут все хуже и хуже. Самое неприятное, если записывают на CD или DVD не первый спектакль, а четвертый или пятый, там опять выскакивают ошибки.

Читать текст полностью
Все новости ›