Голова Марата высотой 24 метра, весом 60 тонн.

Оцените материал

Просмотров: 33081

Озерный фестиваль в Брегенце

Алексей Мокроусов · 25/08/2011
Продвинутая публика есть, но она не измеряется тысячами

©  Karl Forster / Bregenzer Festspiele

Сцена из спектакля Умберто Джордано «Андре Шенье»

Сцена из спектакля Умберто Джордано «Андре Шенье»

По формальным признакам фестиваль в Брегенце — один из важнейших не только в Австрии, но и в Европе: президент страны на открытии, имена первого ряда в программе. По неформальным, то есть по качеству программирования, он тоже далеко выходит за рамки летнего отдыха с культурной составляющей. При этом сцена на озере и зрительский амфитеатр, вмещающий семь тысяч человек, делают неизбежным определение «самый демократичный в мире»: за месяц с небольшим фестиваль обычно посещают около двухсот тысяч зрителей.

Долгое время считалось, что оперы на озерной сцене — это мегашоу, к музыкальному театру имеющее лишь опосредованное отношение. Но сегодня Брегенц можно отнести к чудесам прогресса. Певцы поют в микрофоны, звук оркестра распространяется через динамики, а качество при этом таково, что возникает иллюзия присутствия в концертном зале. Не зря дирижирующий там Венским симфоническим оркестром Ульф Ширмер имеет прямое отношение к развитию акустической системы BOA (Bregenz Open Acoustics) — он был ее экспертом-консультантом.

Однако в этом году впервые произошел арифметический сбой: итоговые цифры замерли у отметки 165 тысяч человек. Конечно, из-за непогоды три раза был отменен показ главной оперы Брегенца, играемой на озерной сцене, — на этот раз это был «Андре Шенье» Умберто Джордано. Число «три» здесь считается уже критическим, в фестивальные планы закладывается только один-два переноса оперы с озера в зал, где помещается лишь пятая часть озерного амфитеатра. А бывает, что лето оказывается таким милостивым, что спектакль вообще ни разу не переносят.

©  Karl Forster / Bregenzer Festspiele

Сцена из спектакля Умберто Джордано «Андре Шенье»

Сцена из спектакля Умберто Джордано «Андре Шенье»

Но если бы даже погода не вредничала, с «Шенье» у организаторов все равно не заладилось. Помимо общих, зависящих от дождя цифр посетителей, есть и средний показатель продаж билетов на спектакль. В последние годы на «Аиде» и «Трубадуре» эти цифры не падали ниже 95 процентов. В этом году они колебались у отметки в 75 процентов. Вряд ли можно найти более красноречивый пример того, как выбор названия влияет на решение публики смотреть или не смотреть.

Меж тем история 32-летнего поэта-дипломата Андре Шенье, пусть и многократно перевранная вердиевским либреттистом Луиджи Илликой, оказывается на редкость актуальна. Шенье критиковал Робеспьера, возможно, делал это излишне талантливо, и был казнен за два дня до падения тирана — биография, у которой найдется немало параллелей в ХХ веке. Да и сюжет на тему «кухарка может управлять государством» (только в «Шенье» управляет бывший слуга, а ныне один из революционных вождей Карло Жерар) — слишком понятная иллюстрация к историям многих политических режимов. Добавьте к этому любовный дуэт Шенье и Мадлены де Куаньи и музыку, по-веристски легкую и мелодичную, — и опера Джордано кажется верным кандидатом в бестселлеры.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›