Не играть же им опять всем вместе 5 симфонию Чайковского!

Оцените материал

Просмотров: 29695

Горенштейн и «быдло»

Екатерина Бирюкова · 06/09/2011
Должность главного дирижера должна быть выборная и ограниченная по сроку, но мы к этому не готовы

Имена:  Марк Горенштейн

©  Игорь Стомахин  ⁄  PhotoXPress

Марк Горенштейн - Игорь Стомахин

Марк Горенштейн

Много лет, что Марк Борисович Горенштейн стоял за пультом ГАСО, пресса им интересовалась вяло и была периодически обвиняема в «заговоре молчания». И вот за последние месяцы, после Японии и «аула», а особенно в последние две недели, после письма оркестрантов, маэстро взял свое, превратившись в одну из самых популярных медиафигур. Официально он на больничном, но «с разрешения лечащего врача» беспрерывно дает хорошо аргументированные интервью профильным и непрофильным изданиям, вызывая зависть крепостью своей нервной системы. Вообще, кажется, что человек нашел себя.

Между тем на сайте ГАСО с 15 августа висит объявление о конкурсе на замещение немалого количества вакантных должностей, среди которых одних концертмейстеров пять штук. Но это, судя по всему, еще последствия японских гастролей. Сейчас-то на чемоданах сидит гораздо больше людей: о нежелании работать с Горенштейном министру написали что-то около шестидесяти человек. И получается, что назад пути нет: либо он должен уйти, либо они. Не играть же им опять всем вместе Пятую симфонию Чайковского!

В свою очередь, видные деятели нашей культуры, среди которых виолончелистка Наталья Гутман, альтист Юрий Башмет и дирижер Владимир Федосеев, совсем вроде бы не друганы Горенштейна, подписали письмо в его поддержку. Один ноль в его пользу. Почему они это сделали? Пожалуй, это один из самых интересных вопросов в данном конфликте. И ответ таков: как бы они ни относились к вспыльчивому дирижеру, они с ним одной касты, а «оркестровое быдло» — другой.

Конечно, нам приходится надеяться на то, что все мудро и смело разрулит Минкульт, которому деваться некуда: Горенштейн, обвиняя его в провокации, фактически бросил ему вызов. И вряд ли можно считать случайностью, что туда уже пригласили поговорить Владимира Юровского, заехавшего всего на один день в Москву (он приступает к репетициям «Руслана и Людмилы» в Большом театре). А вчера разболевшегося маэстро слегка-таки подвинули и назначили временно исполняющим его обязанности второго дирижера ГАСО Александра Слуцкого. Ничья — один один.

Но как бы прекрасно все ни закончилось, проблема остается. Она очень масштабная, тяжелая и заключается в том, что в современном мире должность главного дирижера должна быть выборная и ограниченная по сроку, а не пожизненная, как привычно нашему менталитету. Теоретически все за — все-таки нагляделись, как устроены в мире элитные оркестры (а именно на такой статус претендует ГАСО). Но на практике выясняется, что добиваться этого оркестранты не готовы. Что какой-то общей сплоченной массы с четким пониманием своих прав и этических норм они собой не представляют. «Письмо шестидесяти» — эта такая русская рулетка. Пронесет — не пронесет. Азартная, конечно, история. Остальное оркестровое сообщество с любопытством ее пережевывает под никами на форумах, но вряд ли будет говорить в диктофон под своими фамилиями.

Еще нашему менталитету привычно, что «гению можно многое простить». Главная вина Горенштейна в том, что он не гений. И то девять лет терпели — за хорошую-то зарплату! А был бы гений — так и вообще вопросов бы не было. Но это неправильно. Уже неправильно. Романтизм и время титанов в искусстве давно кончились, наступила эпоха обязательного коллегиального дружелюбия и принудительного взаимного уважения. И от самоощущения оркестранта во многом зависит, подписывают ли деятели культуры письмо не в его пользу.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:81

  • tridi· 2011-09-06 22:39:51
    //И от самоощущения оркестранта во многом зависит, подписывают ли деятели культуры письмо не в его пользу.//
    - Я бы не полагался на мнение оркестрантов. Дай им волю - всю жизнь будут с удовольствием заниматься "классовой борьбою" и никакая музыка им не будет нужна. Интриги в Большом театре тому пример - в 70-х интриги оканчательно сгубили оперу.
    Да и кто сказал, что оркестранты - все уж такие талантливые в музыкальном отношении). В выборе дирижёра лучше консультироваться с настоящими композиторами (музыкантами). Но где их взять - нравственная деградация, интриги и здесь сделали своё дело - они вывелись).
    Выход? Искать таланты. Провести конкурсы дирижёров... А в жюри пригласить самых талантливых музыкантов со всего мира. Вот после этого и набрать музыкантов в оркестр. А смутьянов - в чёрный список. Пускай сами организуют и финансируют свои смутьянские оркестры)))
  • maja· 2011-09-07 01:34:14
    Дело в том,что министр,как и все орк.сообщество Москвы,прекрасно осведомлен об особых манерах МГ. Письмо оркестрантов,в данном случае,не способ донести свое мнение. А сигнал SOS - больше нету сил терпеть.
    А насчет черного списка Вы погорячились - многих музыкантов с распростертыми объятиями встретят в любом коллективе.Поскольку не смутьяны они,а достойные профессионалы. Хотя политика МГ привела к тому,что осталось их в ГАСО гораздо меньше,чем лет 5 назад.
  • MP· 2011-09-07 12:43:12
    Я считаю, в жюри надо позвать только tridi . Более компетентного человека все равно не найдем. Пусть он назначит талантливого, а главное, высоконравственного дирижера. А смутьянов - к стенке, нечего с чернью церемониться.
Читать все комментарии ›
Все новости ›