«Средство Макропулоса» начинается радикально: без музыки.

Оцените материал

Просмотров: 19538

«Средство Макропулоса» в Зальцбурге

Алексей Мокроусов · 16/08/2011
Кристоф Марталер задался вопросом, зачем человеку долго жить

Имена:  Кристоф Марталер

©  Walter Mair / Salzburger Festspiele

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Никто не ожидал, не думал, не гадал, что главным событием оперной программы Зальцбурга-2011 станет редко играемая опера Леоша Яначека «Средство Макропулоса». Конечно, и остальные здешние премьеры не самые репертуарные названия: и «Женщина без тени» Штрауса — не «Кавалер розы», и «Макбет» Верди — не «Аида». Но «Макропулос» на фоне соседей по афише смотрится совсем диковинно.

Его автор при жизни был в стороне от новых течений, не увлекался атональностью и сочинял вроде бы в духе XIX века, но так, что с годами слушать его становится все интереснее. В «Средстве Макропулоса» Яначек в чем-то идет за литературным оригиналом: пьеса Карела Чапека, как и все его творчество, соткана из разношерстных ниток. Порой это откровенный коллаж, предвестник нынешних клипов. В партитуре удивительным образом сохранился сплав разнородного материала, ставшего теперь музыкальным и отсылающего не только к ритмам 20-х, но и к фольклору.

Кристоф Марталер давно занимается Яначеком. В том же Зальцбурге при Мортье он поставил «Катю Кабанову» по «Грозе» Островского. Тогда же договорился в принципе и о «Средстве Макрополуса», просто не успел. На этот раз шанс ему предоставил «интендант на год» Маркус Хинтерхойзер, собравший в итоге самую правильную программу на свете: один раз — рутина («Макбет» Мути — Штайна), один раз эксперимент («Женщина без тени» и один раз спектакль, претендующий на место в истории.

©  Walter Mair / Salzburger Festspiele

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса»

«Средство Макропулоса» начинается радикально — без музыки. Сперва в полной тишине сцену пересекает некий персонаж. Дойдя почти до конца, он замирает над оркестровой ямой и всматривается в нее в течение всего пролога. Позади него — то ли адвокатская контора, то ли зал суда. Впоследствии выясняется, что то и другое вместе.

Слева — стеклянная камера типа тех, которые в современных аэропортах соорудили как гетто для курильщиков. Там курят две женщины, старая и молодая. Они ведут диалог о времени и о судьбе: сколько лет человеку надо, чтобы насладиться жизнью? Триста? Но и взрослеть тогда лет пятьдесят? И еще столько же учиться? Впрочем, из-за стекла не доносится ни слова. Диалог воспроизводится в виде субтитров в абсолютной тишине, прерываемой лишь смехом в зале: уж больно реплики смешные.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:5

  • Антон Долин· 2011-08-16 17:02:53
    Очень интересно. Только совершенно непонятно, почему "Никто не ожидал, не думал, не гадал": Яначек гений, Марталер - самый, наверное, интересный современный режиссер в опере, к тому же, искушенный в материале, так и получилось хорошо!
  • prostipoma· 2011-08-16 18:54:48
    http://operabase.com/top.cgi?lang=de#opera
    прежде, чем писать о диковинности названия, следовало бы поглядеть хотя бы статистику. Не диковинней Мазепы, а учитывая скрип, с каким вписываются названия 20 века в мейнстрим и сравнительную свежесть моды на Яначека, так и вполне даже репетруарная опера.

    "В партитуре удивительным образом сохранился сплав разнородного материала, ставшего теперь музыкальным и отсылающего не только к ритмам 20-х, но и к фольклору".
    «Средство Макропулоса» начинается радикально — без музыки
    Удивление автора, проистекающее от некоторой неинформированности (дефицит музграмоты в среде отечественных критиков никогда не считался поводом воздержаться от написания тектсов на эту тему),очень мило. "Сплав разнородного материала" и "фольклор" кочуют у Яначека из партитуры в партитуру. было бы удивительно их там не обнаружить. А вот за указание, каким образом текст Чапека отсылает к фольклору, коли Яначек ему -тексту - так усердно следует, был бы признателен.
    Чего радикального в немых интермедиях или дивах 20-х годов понятно только автору. У Лоя в ЖбТ- те же дивы 20-х.Вот кабы какали на сцене, как у Кастелуччи...Но наши оперные радикалы от Мити до Марталлера очень хорошо знают, где нужно остановится, дабы не лишать себя вспомоществований от ультрабуржуазных институций в виде дорогих оперных домов и фестивалей.
    Еще, конечно, замечательны какие-то полунамеки на сюжет. Опера диковинная, но Чапека(равно как и Гофмансталя в ЖбТ), по мнению рецензента читали все, как Онегина, а в остальном - рулит гугль. Нагуглить можно, впрочем, и те истерзанные банальности и эпитеты, из которых мастеровитый рецензент собирает свою нехитрую рецензию - вроде таинственных в своей очевидности ритмов 20-х ( это какие? а какие были в 10х ритмы?) или телефонной книги, на которую, по мнению автора, только и годен "вышколенный" (кем он вышколен? автор вообще в курсе, что это коллектив с самым низким вмешательством дирижера в " воспитание" ? желающим повоспитывать руки, обычно,откусывают по локоть)ВФО.

  • Alexey Mokrousov· 2011-08-17 20:48:24
    Антон,
    я так шутил над новостями из кассы: Макбет был продан на корню, на Тилеманна оставались дорогие билеты, а вот с Яначеком-Марталером дела обстояли не так радужно.Почему-то считается, что Марталер в опере не так интересен как в драме (идиотское заблуждение. по-моему).
    к счастью, текст не резиновый. хотел процитировать, например, рецензента FAZ, которая вежливо заметила, что венскому оркестру Штраус явно ближе Яначека – видимо, имелся в виду Иоганн Штраус, или критик не слушала «Женщины без тени".
Читать все комментарии ›
Все новости ›