Мариинский блеск и критическая альтернатива 14-го конкурса Чайковского
Имена:
Александр Лубянцев · Валерий Гергиев · Даниил Трифонов · Иван Каризна · Эдгар Моро
© XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского
Валерий Гергиев и победитель среди пианистов Даниил Трифонов
14-й конкурс Чайковского закончился. Итогов два. С одной стороны, чувство неудовлетворенности и разговоры о том, что «опять ничего не получилось». Эти настроения впервые в истории конкурса
даже переросли в учреждение независимого Приза критики, который не претендовал на всеохватность, возник спонтанно и был спровоцирован исключительно ситуацией в фортепианной номинации. На главном музыкантском портале
ForumKlassica.Ru было устроено закрытое голосование для аккредитованных на конкурсе журналистов, в котором приняли участие 22 человека (в том числе и автор этих строк). По его
результатам большинство голосов набрал не допущенный в финал Александр Лубянцев.
Председатель конкурса Валерий Гергиев, на встрече с журналистами занявший резко отрицательную позицию по отношению к этому призу, на деле к нему присоединился, в экстренном порядке вписав именно Лубянцева в сегодняшнюю (4 июля) программу своего мариинского Концертного зала именно с тем Двадцать первым концертом Моцарта, что так не приглянулся членам жюри. Выглядит это довольно издевательски, но о многом говорит. Как известно, Валерий Абисалович велик не логикой, но интуицией.
Лубянцев же пополнил почетный ряд, в котором такие знаменитые отверженные, как Алексей Султанов и Андрей Коробейников. Их помнят, пожалуй, лучше многих победителей.
Есть и другие поводы покачать головой. Вопреки регламенту, оставили скрипачей без 1-й премии. И неужели скандал с маэстро Горенштейном,
бытовое хамство которого начало новую жизнь в онлайн-эпохе, никак не скажется на его трудовой деятельности в Госоркестре? Неприлично бедно выглядит вокальная номинация — тогда уж лучше ее вообще закрыть. И кто все-таки стоит за пианистом Александром Романовским, незавидную 4-ю премию которого догрузили поощрительным бонусом в виде внезапно образовавшегося приза имени Владимира Крайнева?
Читать текст полностью
© XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского
Гала-концерт в Мариинском Концертном зале
Это одна сторона конкурса — собственно само соревнование. Вторая сторона — медийная шумиха и финальный праздник.
Это удалось. Публикациям, блогам, интернет-трансляциям и пережевыванию всего этого несть числа. Официальную часть с награждением по-умному провели в отдельный день. А гала-концерт, случившийся в Большом зале Консерватории и на следующий день повторенный у Гергиева в Питере, стал вполне себе музыкальным событием и царским подарком для самих лауреатов, ведь им аккомпанировал мариинский оркестр со своим шефом. Первоклассный коллектив, для которого к тому же нормальное дело играть почти без репетиции (а конкурсный марафон не оставляет других вариантов), напряженное исполнение ритуала превратил в уверенное и местами блестящее музицирование.
Сложнее всего в эти моменты всегда приходится самым главным победителям, вынужденным в тысячный раз озвучивать мантры с хрестоматийными опусами Чайковского (Первый фортепианный концерт, Скрипичный концерт, Вариации на тему рококо) и делать вид, что нашли какой-то новый поворот в их сюжетах. Изящнее других с этой обязанностью справился победитель среди пианистов Даниил Трифонов — в самый последний день конкурса получивший еще и Гран-при и оказавшийся тем счастливо найденным героем, что удовлетворил-таки и жюри, и публику.
© XIV Международный конкурс им. П.И. Чайковского
Победитель среди виолончелистов Нарек Ахназарян
За скрипачей, оставшихся без золота, не слишком ловко отрабатывал серебряный медалист Сергей Догадин, буквально стиснутый лопастями машины под названием «Мариинский оркестр» (уж что-что, а Скрипичный концерт Чайковского у гергиевских музыкантов отскакивает от зубов). Мужественным выступлением Нарека Ахназаряна (непонятно, как можно требовать чистоты виолончельных пассажей при такой жаре, — кондиционеры-то в отремонтированный БЗК не успели поставить), который был выпущен открывать парад победителей, чуткий политик Гергиев заодно продемонстрировал солидарность с армянским народом, которого не дадут в обиду никакому маэстро Горенштейну.
{-tsr-}Из увлекательных находок конкурса — в первую очередь обаятельный белорусский виолончелист Иван Каризна (3-я премия), с теплым звуком и ограненной в Париже славянской душевностью. Диковинная Кадриль Щедрина из его ранней оперы «Не только любовь» стала самым живым номером программы, во время которого было очевидно, что оркестр, солист и дирижер страшно интересны друг другу. Француз Эдгар Моро (2-я премия) с отличным пониманием сыграл обязательного Пендерецкого — специально сочиненную к конкурсу сольную пьесу Violoncello totale. И еще одно открытие — Сенг Чжин Чо из Южной Кореи (3-я премия), как и оба виолончелиста, совсем юный участник, бескомпромиссный исследователь своих музыкальных ощущений, который нашел-таки в хрестоматийном Чайковском («Думка» для фортепиано) новые повороты.
Блеск и классность, уважаемая автор, это когда репетируют перед концертом, а не во время оного. Понимаю бесцельность чтения морали журналисту, для которого личные хорошие отношения с системообразующими творцами уже давно важнее всякой журналистской, пардон за выражение,совести (Франкенштейна пинать ведь относительно неопасно), но поощрять крайне порочную и уже неискоренимую привычку к полуфабрикатам на сцене безнравственно по отношению к коллегам великого и ужасного, себе этого не позволяющим.
Ренанский, кстати, сказал, что Трифонов вообще позор, а не пианист, развалил концерт. Вы бы там пришли к консенсусу у Лифановского. Забавно - раньше за обиженных болели филармонические старухи, кричали на жюри, а сейчас за "справедливость" решили побороться "профессиональные" критики. Пора создать арбитраж в Лозанне.А шею Франкенштейну то свернуть слабо.
р