Мариинский блеск и критическая альтернатива 14-го конкурса Чайковского
14-й конкурс Чайковского закончился. Итогов два. С одной стороны, чувство неудовлетворенности и разговоры о том, что «опять ничего не получилось». Эти настроения впервые в истории конкурсаЧитать!
Председатель конкурса Валерий Гергиев, на встрече с журналистами занявший резко отрицательную позицию по отношению к этому призу, на деле к нему присоединился, в экстренном порядке вписав именно Лубянцева в сегодняшнюю (4 июля) программу своего мариинского Концертного зала именно с тем Двадцать первым концертом Моцарта, что так не приглянулся членам жюри. Выглядит это довольно издевательски, но о многом говорит. Как известно, Валерий Абисалович велик не логикой, но интуицией.
Лубянцев же пополнил почетный ряд, в котором такие знаменитые отверженные, как Алексей Султанов и Андрей Коробейников. Их помнят, пожалуй, лучше многих победителей.
Есть и другие поводы покачать головой. Вопреки регламенту, оставили скрипачей без 1-й премии. И неужели скандал с маэстро Горенштейном, бытовое хамство которого начало новую жизнь в онлайн-эпохе, никак не скажется на его трудовой деятельности в Госоркестре? Неприлично бедно выглядит вокальная номинация — тогда уж лучше ее вообще закрыть. И кто все-таки стоит за пианистом Александром Романовским, незавидную 4-ю премию которого догрузили поощрительным бонусом в виде внезапно образовавшегося приза имени Владимира Крайнева?
Это одна сторона конкурса — собственно само соревнование. Вторая сторона — медийная шумиха и финальный праздник.
Это удалось. Публикациям, блогам, интернет-трансляциям и пережевыванию всего этого несть числа. Официальную часть с награждением по-умному провели в отдельный день. А гала-концерт, случившийся в Большом зале Консерватории и на следующий день повторенный у Гергиева в Питере, стал вполне себе музыкальным событием и царским подарком для самих лауреатов, ведь им аккомпанировал мариинский оркестр со своим шефом. Первоклассный коллектив, для которого к тому же нормальное дело играть почти без репетиции (а конкурсный марафон не оставляет других вариантов), напряженное исполнение ритуала превратил в уверенное и местами блестящее музицирование.
Сложнее всего в эти моменты всегда приходится самым главным победителям, вынужденным в тысячный раз озвучивать мантры с хрестоматийными опусами Чайковского (Первый фортепианный концерт, Скрипичный концерт, Вариации на тему рококо) и делать вид, что нашли какой-то новый поворот в их сюжетах. Изящнее других с этой обязанностью справился победитель среди пианистов Даниил Трифонов — в самый последний день конкурса получивший еще и Гран-при и оказавшийся тем счастливо найденным героем, что удовлетворил-таки и жюри, и публику.
За скрипачей, оставшихся без золота, не слишком ловко отрабатывал серебряный медалист Сергей Догадин, буквально стиснутый лопастями машины под названием «Мариинский оркестр» (уж что-что, а Скрипичный концерт Чайковского у гергиевских музыкантов отскакивает от зубов). Мужественным выступлением Нарека Ахназаряна (непонятно, как можно требовать чистоты виолончельных пассажей при такой жаре, — кондиционеры-то в отремонтированный БЗК не успели поставить), который был выпущен открывать парад победителей, чуткий политик Гергиев заодно продемонстрировал солидарность с армянским народом, которого не дадут в обиду никакому маэстро Горенштейну.
Из увлекательных находок конкурса — в первую очередь обаятельный белорусский виолончелист Иван Каризна (3-я премия), с теплым звуком и ограненной в Париже славянской душевностью. Диковинная Кадриль Щедрина из его ранней оперы «Не только любовь» стала самым живым номером программы, во время которого было очевидно, что оркестр, солист и дирижер страшно интересны друг другу. Француз Эдгар Моро (2-я премия) с отличным пониманием сыграл обязательного Пендерецкого — специально сочиненную к конкурсу сольную пьесу Violoncello totale. И еще одно открытие — Сенг Чжин Чо из Южной Кореи (3-я премия), как и оба виолончелиста, совсем юный участник, бескомпромиссный исследователь своих музыкальных ощущений, который нашел-таки в хрестоматийном Чайковском («Думка» для фортепиано) новые повороты.
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758785
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403081
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 367504
Блеск и классность, уважаемая автор, это когда репетируют перед концертом, а не во время оного. Понимаю бесцельность чтения морали журналисту, для которого личные хорошие отношения с системообразующими творцами уже давно важнее всякой журналистской, пардон за выражение,совести (Франкенштейна пинать ведь относительно неопасно), но поощрять крайне порочную и уже неискоренимую привычку к полуфабрикатам на сцене безнравственно по отношению к коллегам великого и ужасного, себе этого не позволяющим.
Ренанский, кстати, сказал, что Трифонов вообще позор, а не пианист, развалил концерт. Вы бы там пришли к консенсусу у Лифановского. Забавно - раньше за обиженных болели филармонические старухи, кричали на жюри, а сейчас за "справедливость" решили побороться "профессиональные" критики. Пора создать арбитраж в Лозанне.А шею Франкенштейну то свернуть слабо.
р