Всё куда объективнее и потому куда печальнее.

Оцените материал

Просмотров: 24395

Из-под глыб

Дмитрий Ренанский · 27/06/2011
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ пробует смотреть на XIV конкурс Чайковского со стороны

©  Александр Иванов / XIV Международный конкурс имени П.И. Чайковского

Из-под глыб
XIV Международный конкурс имени Чайковского близится к финалу. Сегодня вечером стартуют последние раунды соревнований у пианистов, скрипачей и виолончелистов, в конце недели в Москве и Петербурге пройдут концерты победителей-лауреатов. Между тем уже сейчас понятно, что конкурс состоялся — и уже практически вошел в историю.

Прежде всего, он запомнится, конечно же, своими мемами: на пятьдесят третий год существования конкурс Чайковского стал полноправным достоянием эпохи Web 2.0. Фарфоровая кошечка, кавайно машущая лапкой членам отборочного жюри на выложенном в YouTube фрагменте видеозаявки героя прошлого конкурса Андрея Коробейникова; великодержавное (а проще говоря, откровенно националистическое) хамство Марка Горенштейна в адрес одного из участников виолончельного состязания (и, ура, последующее отстранение главного дирижера ГАСО от участия в финале); Вэн (Ван) Клайберн (Клиберн), стоящий на коленях перед одной из конкурсанток, — уже неотделимы от конкурсной мифологии примерно в той же степени, в какой облик мероприятия имени Чайковского невозможно представить без апокрифа о то ли оплеванном, то ли забитом зонтиками поклонниц Миши Дихтера Эмиле Гилельсе.

О том, что конкурс состоялся, свидетельствует и немалое количество полускандальных ситуаций. Четырнадцатый конкурс Чайковского — это и невыход в фортепианный финал одного из самых очевидных претендентов на победу Александра Лубянцева; и таинственное исчезновение члена фортепианного же жюри Нельсона Фрейре с отсутствием внятных официальных комментариев по этому поводу (не считать же состоятельной формулировку «покинул конкурс от изнеможения», на оттачивание которой ушло три дня); и извечные слухи о коррупции фирм — производителей роялей; и выяснение, кого из конкурсантов лоббирует Валерий Гергиев, а кого — Денис Мацуев.

Это если смотреть на конкурс с десятикратным зумом. Куда интереснее (и куда плодотворнее), вынырнув из гущи ежедневных баталий, посмотреть на Четырнадцатый Чайковского со стороны. Скажем, сквозь призму тех глобальных процессов, которые происходят сегодня в музыкальном исполнительстве.

Ключевые задачи конкурса-2011 председатель оргкомитета Валерий Гергиев сформулировал еще задолго до старта марафона: восстановить потерянное реноме путем максимальной честности и прозрачности работы всех конкурсных механизмов. Если честность — категория слишком риторическая, чтобы обсуждать ее всерьез, то план по прозрачности даже перевыполнен: конкурс транслируется в интернете от зари до зари на манер какого-нибудь «Дома-2», блогеры и журналисты (и не только «Вечерней Москвы», но и The Guardian) исправно публикуют вести с полей, члены жюри по секрету всему свету щебечут в твиттере («Maestro Gergiev told me he has been contacted by many who are surprised at choice of finalists. The piano jury have been independent & fair» — лайк) и пишут покаянные письма самому Норману Лебрехту.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:107

  • n-voice· 2011-06-28 00:58:34
    Браво.
  • vladimirrannev· 2011-06-28 02:27:01
    +1 к n_voice. а главное - текст работает независимо от того, что нажюрят в финалах.
  • pbrdn· 2011-06-28 02:52:15
    объективно и очень рельефно сказано. побольше бы таких статей.
Читать все комментарии ›
Все новости ›