Мы никогда не сможем создать ситуацию, аналогичную европейской.

Оцените материал

Просмотров: 17843

Ярослав Судзиловский: «Нашу элитарность надо более активно и даже нагло предлагать широкой аудитории»

Екатерина Бирюкова · 24/05/2011
Председатель Молодежного отделения Союза композиторов России подводит итоги его двухлетнего существования

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Ярослав Судзиловский

Ярослав Судзиловский

— Такое масштабное объединение композиторов ассоциируется с советскими временами. И, собственно, вы и существуете при организации, оставшейся еще с советских времен. Зачем сейчас композиторам нужно объединяться?

— Прежде всего, чтобы решать общие корпоративные задачи.

То есть это просто профсоюз?

— По большому счету да, хотя и не совсем: это творческий профсоюз; помимо практических мы стремимся решать еще и чисто творческие задачи. Я понимаю, что мы ассоциируемся с советской, а не с европейской структурой. Но у нас разные исторические этапы развития с Европой. Я убежден, что здесь мы никогда не сможем создать ситуацию, аналогичную европейской. Может, что-то у нас с ней сходное было до революции. Но все изменилось. В России сейчас, например, нет класса аристократов. А до революции именно они — во многом — содержали композиторов. В Европе то же самое было. В Европе до сих пор существует такой интересный институт, как монархия. Мне очень он нравится. Это здорово, красиво, классно. Это гарантия, стабильность, в то же время — связь тысячелетий. Если мы сравним династическую европейскую буржуазию с нашей, то это тоже совершенно разные вещи.

Я считаю, что сейчас в России объединять композиторов даже более важно, чем было в советские годы. Потому что тогда была пускай формальная, но идеология коммунистического равенства. Умереть с голоду — это было как-то не по-коммунистически. Сейчас ничего подобного нет. Сейчас можно умирать с голоду. Композитору более актуально защищать свои права в этом чудовищном обществе, где его никто не ждет, никто не знает, где он никому не нужен. Поэтому кто бы и как ни относился к вопросу о творческих союзах — Cоюз композиторов как организация, как профсоюз необходим. Говорю это как композитор. И я, кстати, очень благодарен руководству СК за поддержку нашего начинания в свое время, ибо только истинная заинтересованность людей может обеспечить жизнеспособность любой организации.

Какой рычаг у вас сейчас есть, чтобы оправдать необходимость существования композитора в России? До революции — о-кей, была аристократия, которая его кормила. После революции — идеология, которая тоже кормила. Или антиидеология. А сейчас ничего этого нет. Надо надеяться, как я понимаю, либо на какие-то социальные институты, либо на исполнителей.

— За исполнителей цепляться опасно. Исполнитель — это же не институция, это человек с конкретными вкусами, слабостями. Сегодня он любит вашу музыку, вы с ним сидите, выпиваете. Завтра вы подрались, поругались, он вашу музыку больше не любит.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:18

  • n-voice· 2011-05-25 21:44:48
    Боюсь, что нет такой ситуации, которая гарантирует счастъе и занятостъ всем композиторам. Аристократы поддерживают (и поддерживали) далеко не всех, Моцарт вот, после ухода из зальцбурга до конца жизни (1787) не мог на постоянную работу устроиться, да и Бетховена Лихновский регулярно со стипендией кидал (инфляция). Даже в самых социалистических монархиях, ворде Норвегии, всем композиторам, увы, никто ничего не гарантирует. Другое дело (Ярослав прав) - Россия, где композиторы сами сначала были баре, а потом - сов. функционеры, но, боюсь этого нам уже никто не предложит))). Поэтому уповатъ на то, чтобы композиторов любили за то, что они композиторы, как класс - увы, бессмысленно. Потом, уважаемый Ярослав, нигде не указывает,что он нам собственно предлагает, что стоит за пресловутой элитарностью. Бешеный фаллос, украшенный логотипом Единой России? Где контент, как сегодня принято говорить? Поскольку о музыке в интервью речи как-то не возникает. Короче, из текста я понял, что единственным контентом Судзиловского является собственно желание общественного и государственного признания, воля к власти. Собственно, это нормально, если у Уорхола или Вагнера получилось, почему у Ярослава не получится? Тем более что институции, создаваемые им работают, и заставляют шевелиться уже существбующие. Если же говорить серьезно, то мне кажется, что спасение, не в создании некоей универсальной модели, а вконкуренции нескольких институциональных систем (разумеется при участии госфондов, тут Ярослав совершенно прав). Пусть будет молот, пусть будет филармония, пустъ МГК вспомнит, ради чего ее Рубинштейн основал, ну и т. д. Тогда у композитора, особенно молодого будет выбор, а выбор должен быть.
  • Mikhail Puchkov· 2011-05-26 17:55:07
    "Пусть будут" - это, конечно, хорошее пожелание, никто не против. Только на деле очень мало людей в этой стране что-то делают для молодых композиторов, и в Москве они все оказались под крылом МолОта благодаря деятельности одного единственного человека. Мне кажется, что сегодняшняя ситуация - это путь одиночек, ведущих за собой людей и силой заставляющих мир меняться. Ярослав в этом смысле уникален и чрезвычайно нужен, извиняюсь за выражение, стране.
  • beavered-again· 2011-05-26 19:34:02
    И всё бы ничего, да только мне видится проблема с другой, вполне предсказуемой стороны: слово "элитарность", чтобы читать дальше которого, приходится сделать усилие.

    И это относится не только к данному тексту, это вопрос более широкий: пока композиторы говорят о своей работе в терминах элитарности - об интересе к результатам этой работы публики, чуть более широкой, чем музкритики + 1-2% рефлексирующих студентов - не может быть и речи.

    Конечно, обычно когда я такое говорю, то слышу в ответ, что тотально ошибаюсь.После чего люди, ответившие так, продолжают гнуть свою линию, принимая парадигму "музыки-не-для-всех" как отправную точку.

    Почему современное искусство такое интровертное, социопатическое, камерное? Да это же очевидно, черт побери)))) Очевидно всем, кроме тех, кто это искусство делает (при всем уважении к ним). За редчайшими исключениями.
  • eivenu· 2011-05-27 00:20:05
    Мне кажется, что речи о "чём-то элитарном", "чём-то-не-для-всех" - это либо самое начало размышлений о том, для кого же оно (=недодуманная мысль - вопрос, конечно, можно ли вообще такую мысль додумать!), либо нежелание/боязнь признать за собой целевую аудиторию (конкретный её состав, а может быть даже вообще само её наличие). В любом случае этот вопрос - для кого? - по-моему, довольно остро стоит по меньшей мере у нас в стране. Вариантов ответа на него много, они выражаются и в отдельных авторских стратегиях, и в деятельности институций - но от единообразия тут очень далеко, а стало быть есть место остаточным явлениям и разным комплексам.
  • n-voice· 2011-05-27 00:21:11
    михаил, никто не оспаривает нужность Молота)
    Но Ярослав, правда, не единственный. кто работает с молодыми композиторами. Тлько что Пифийские игры закончились, есть Шаг влево. конгкурс Юргенсона, проекты гам-ансамбля, Академии МАСМ в Чайковском и многое другое. Композиторам нужны концерты и заказы и таких возможностей появляется все больше.
  • Mikhail Puchkov· 2011-05-28 00:48:06
    Сергей, я поэтому уточнил "в Москве". Проекты ГАМ-ансамбля как раз не без МолОта родились, в том и дело. Конкурс Юргенсона, на мой взгляд, не подходит в качестве аналогии, ибо международный и слишком узко заточен стилистически.

    Об элитарности. Культурные люди - в любом случае "элита", их всегда меньшинство. Чайковский, если понимать его музыку глубоко и личностно, а не по поверхности, столь же элитарен, просто в силу времени его эхо докатилось и до большинства. Но только эхо.
  • lifeolga· 2011-05-28 01:34:16
    Очень хорошее описание ситуации.
    Не думаю, что возможно возвращение привилегий элиты - их и на Западе все меньше становится (урезают бюджеты и прочее... хотя так все время, кажется, говорят), а поскольку, как правильно замечено, мы практически никому не нужны... то поиск ниши - непременное условие выживания.
    США я бы не ставила как грандиозный пример. Там, например, немало людей думают, что классическая музыка - это Битлз и т.д. Серьезно. Так учат на уроках музыки в университетах (не знаю, во всех ли... надеюсь, что нет).
  • Сергей Ярунский· 2011-05-28 02:19:05
    Здорово! А вот в Украине никакого "МолОта" и в помине нет.
    И конфликт поколений вместе с безработицей композиторов тоже!!!
  • n-voice· 2011-05-28 07:32:39
    про москву неправда.
    очень много разных инициатив.
  • pbrdn· 2011-06-01 07:04:49
    Ярослав много чего собирается делать, но часто приписывает себе дела других. Вот и с филармоническими проектами: почему-то он "Другое пространство" приписал Молоту, филармонические проекты так же. Все ставит с ног на голову. При чем здесь Молот и фестиваль Другое пространство? Как раз фестиваль сформировал программу так, чтобы дать возможность услышать, что делают молодые. А так получается, что Ярославу дали палец, а он всю руку откусил. А потом, все эти предложения от первого лица: "мы сделали, мы организовали" - надутые, потому что он не назвал ни одного имени, кто действительно все это делал. Вывод напрашивается простой - самоPR во что бы то ни стало за счет работы других.
  • sudzilovsky· 2011-06-01 12:48:54
    Дорогие друзья, спасибо всем за отзывы- все они крайне важны и интересны. Сереже: я очень во-многом с тобой согласен, дорогой, просто вы с Мишей говорите о разных вещах: Миша прав и я еще раз могу это подтвердить- то что сейчас у людей, молодых специалистов появилась собственная организация- это очень здорово, у меня например, ничего похожего не было когда я заканчивал и я отлично помню, да и все помнят и знают ту ситуацию: не было никакой планомерной молодежной политики. Это абсолютная правда. Фестивали, которые ты перечислил- особенно любимые мною "Пифы"- мы все с них начинали, это блестящий старт для профессионала. Но фестиваль, концерт- это не система, у них просто разные задачи, поэтому вы оба правы- просто говорите о совершенно разных вещах. Олегу Пайбердину: дорогой Олег. Я вполне самодостаточный человек и привык делать все сам и своими руками, чтобы присваивать себе что-то. Почитай внимательно для начала интервью- а после сливай свое в 1.356789876667 раз плохое настроение на ни в чем не повинных людей. Другое пространство- один из лучших фестивалей- и не надо смотреть на мои вполне конкретные слова шиворот-навыворот: я не говорил что это фестиваль МолОта, т.к. это фестиваль МГАФ, под руководством ее художественного руководителя, и играли там в основном филармонические коллективы. Это первое. Второе- не будем сейчас напоминать тут какую важную роль сыграл Молот в последующих концертах- и Худсовет Молота, и Рауф, который делал материалы, и Ярослав Тимофеев, который писал и вел и т.д, и вцелом- объединение, между прочим полностью окупившее два концерта которые были, поэтому- разделяй немножко. Палец мне никто не давал, руку ничью не кусал, самопиар мне уже не нужен, тем более за счет чьей-то работы- не суди по себе. И откровенно говоря- тебе было бы стыдно писать такое про объединение и людей, в частности меня- которые тебя столько раз вытаскивали из таких ситуаций, при которых ты был бы уже где-нибудь совершенно в другом месте.
  • pbrdn· 2011-06-02 00:07:26
    ярослав, я отвечаю за свои слова. ты же занимаешься профанацией. так уж и быть, как-нибудь скажу тебе с глазу на глаз, чем ты занимаешься. не будем здесь. ты меня столько раз подставлял, что уж и счет потерял.
  • sudzilovsky· 2011-06-02 14:29:33
    )))) я не могу больше это комментировать все- я не психиатр, простите.
  • pbrdn· 2011-06-02 17:03:23
    :-). ярослав, будто бы и не говорили.
  • andreyborisov· 2011-06-06 19:50:44
    Невероятно.

    Вы на полном серьезе берете интервью у этого деятеля? Да его же никто не воспринимает всерьез в Москве, а музыку его впору показывать не слушателям, а психиатору.

    И, о как прекрасно, снова создается новый ансамбль современной музыки "под себя". Конечно, давайте уже взглянем правде в глаза: никто, никто Вашу музыку, и, конечно, особенно персонально Вашу, господин Судзиловский, не хочет играть.
  • sudzilovsky· 2011-06-09 17:21:18
    )))))))))))))))))))))))))
    хахаха. Прекрасный комментарий. Невероятно мило. Полностью оправдывает все мои самые смелые мысли относительно подобных персонажей. Спасибо.
  • bf· 2011-06-09 19:15:14
    Это да, персонаж хоть куда. Андрей "Типовые реакции" Борисов.
  • pbrdn· 2011-06-16 10:08:52
    Андрей Борисов, не ведет, случайно, передачи на Радио России?
Все новости ›