Мы никогда не сможем создать ситуацию, аналогичную европейской.

Оцените материал

Просмотров: 18207

Ярослав Судзиловский: «Нашу элитарность надо более активно и даже нагло предлагать широкой аудитории»

Екатерина Бирюкова · 24/05/2011
Председатель Молодежного отделения Союза композиторов России подводит итоги его двухлетнего существования

©  Евгений Гурко / OpenSpace.ru

Ярослав Судзиловский

Ярослав Судзиловский

— Такое масштабное объединение композиторов ассоциируется с советскими временами. И, собственно, вы и существуете при организации, оставшейся еще с советских времен. Зачем сейчас композиторам нужно объединяться?

— Прежде всего, чтобы решать общие корпоративные задачи.

То есть это просто профсоюз?

— По большому счету да, хотя и не совсем: это творческий профсоюз; помимо практических мы стремимся решать еще и чисто творческие задачи. Я понимаю, что мы ассоциируемся с советской, а не с европейской структурой. Но у нас разные исторические этапы развития с Европой. Я убежден, что здесь мы никогда не сможем создать ситуацию, аналогичную европейской. Может, что-то у нас с ней сходное было до революции. Но все изменилось. В России сейчас, например, нет класса аристократов. А до революции именно они — во многом — содержали композиторов. В Европе то же самое было. В Европе до сих пор существует такой интересный институт, как монархия. Мне очень он нравится. Это здорово, красиво, классно. Это гарантия, стабильность, в то же время — связь тысячелетий. Если мы сравним династическую европейскую буржуазию с нашей, то это тоже совершенно разные вещи.

Я считаю, что сейчас в России объединять композиторов даже более важно, чем было в советские годы. Потому что тогда была пускай формальная, но идеология коммунистического равенства. Умереть с голоду — это было как-то не по-коммунистически. Сейчас ничего подобного нет. Сейчас можно умирать с голоду. Композитору более актуально защищать свои права в этом чудовищном обществе, где его никто не ждет, никто не знает, где он никому не нужен. Поэтому кто бы и как ни относился к вопросу о творческих союзах — Cоюз композиторов как организация, как профсоюз необходим. Говорю это как композитор. И я, кстати, очень благодарен руководству СК за поддержку нашего начинания в свое время, ибо только истинная заинтересованность людей может обеспечить жизнеспособность любой организации.

Какой рычаг у вас сейчас есть, чтобы оправдать необходимость существования композитора в России? До революции — о-кей, была аристократия, которая его кормила. После революции — идеология, которая тоже кормила. Или антиидеология. А сейчас ничего этого нет. Надо надеяться, как я понимаю, либо на какие-то социальные институты, либо на исполнителей.

— За исполнителей цепляться опасно. Исполнитель — это же не институция, это человек с конкретными вкусами, слабостями. Сегодня он любит вашу музыку, вы с ним сидите, выпиваете. Завтра вы подрались, поругались, он вашу музыку больше не любит.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:18

  • n-voice· 2011-05-25 21:44:48
    Боюсь, что нет такой ситуации, которая гарантирует счастъе и занятостъ всем композиторам. Аристократы поддерживают (и поддерживали) далеко не всех, Моцарт вот, после ухода из зальцбурга до конца жизни (1787) не мог на постоянную работу устроиться, да и Бетховена Лихновский регулярно со стипендией кидал (инфляция). Даже в самых социалистических монархиях, ворде Норвегии, всем композиторам, увы, никто ничего не гарантирует. Другое дело (Ярослав прав) - Россия, где композиторы сами сначала были баре, а потом - сов. функционеры, но, боюсь этого нам уже никто не предложит))). Поэтому уповатъ на то, чтобы композиторов любили за то, что они композиторы, как класс - увы, бессмысленно. Потом, уважаемый Ярослав, нигде не указывает,что он нам собственно предлагает, что стоит за пресловутой элитарностью. Бешеный фаллос, украшенный логотипом Единой России? Где контент, как сегодня принято говорить? Поскольку о музыке в интервью речи как-то не возникает. Короче, из текста я понял, что единственным контентом Судзиловского является собственно желание общественного и государственного признания, воля к власти. Собственно, это нормально, если у Уорхола или Вагнера получилось, почему у Ярослава не получится? Тем более что институции, создаваемые им работают, и заставляют шевелиться уже существбующие. Если же говорить серьезно, то мне кажется, что спасение, не в создании некоей универсальной модели, а вконкуренции нескольких институциональных систем (разумеется при участии госфондов, тут Ярослав совершенно прав). Пусть будет молот, пусть будет филармония, пустъ МГК вспомнит, ради чего ее Рубинштейн основал, ну и т. д. Тогда у композитора, особенно молодого будет выбор, а выбор должен быть.
  • Mikhail Puchkov· 2011-05-26 17:55:07
    "Пусть будут" - это, конечно, хорошее пожелание, никто не против. Только на деле очень мало людей в этой стране что-то делают для молодых композиторов, и в Москве они все оказались под крылом МолОта благодаря деятельности одного единственного человека. Мне кажется, что сегодняшняя ситуация - это путь одиночек, ведущих за собой людей и силой заставляющих мир меняться. Ярослав в этом смысле уникален и чрезвычайно нужен, извиняюсь за выражение, стране.
  • beavered-again· 2011-05-26 19:34:02
    И всё бы ничего, да только мне видится проблема с другой, вполне предсказуемой стороны: слово "элитарность", чтобы читать дальше которого, приходится сделать усилие.

    И это относится не только к данному тексту, это вопрос более широкий: пока композиторы говорят о своей работе в терминах элитарности - об интересе к результатам этой работы публики, чуть более широкой, чем музкритики + 1-2% рефлексирующих студентов - не может быть и речи.

    Конечно, обычно когда я такое говорю, то слышу в ответ, что тотально ошибаюсь.После чего люди, ответившие так, продолжают гнуть свою линию, принимая парадигму "музыки-не-для-всех" как отправную точку.

    Почему современное искусство такое интровертное, социопатическое, камерное? Да это же очевидно, черт побери)))) Очевидно всем, кроме тех, кто это искусство делает (при всем уважении к ним). За редчайшими исключениями.
Читать все комментарии ›
Все новости ›