Экскурсия в сарай, где работают современные страдивари
Во дворе Музея Глинки, на фоне бесстрастных многоэтажек ютится совершенно ирреальный сарайчик с двумя дверьми. Около одной висит табличка «Оганезов Амиран Павлович», около другой — «Азоян Михаил Яковлевич». Тут обитают два скрипичных мастера музея, авторитетнейшие представители своей почти не существующей профессии.ОГАНЕЗОВ Амиран Павлович
Читать!
А в Москве официально осталось десять мастеров. И еще, допустим, десять — по всей остальной России. Это те, кто делает новые скрипки. Потому что надо сначала научиться делать скрипку и только потом можно начинать реставрировать старинные инструменты. Тот, кто не умеет сам сделать скрипку, никогда не будет хорошим реставратором.
Наша специальность — таинственная и непонятая. И еще знаете, в чем дело? Слишком много вокруг крутится жулья — как будто делают скрипки, что-то продают, обманывают. И такое получается общее мнение, что мы все какие-то авантюристы. Хотя… на самом деле скрипичный мастер должен быть чуть-чуть авантюристом. Чтобы искать, чтобы какой-то фокус сделать.
Мы c Михаилом Яковлевичем все время экспериментируем. Он три года работал над грунтом и нашел. Я бы не сказал, что это грунт Страдивари, но что-то похожее. Грунт — это самое главное для звучания скрипки. Когда-то считалось, что секрет звучания скрипки — в лаке, но буквально десять лет тому назад стало понятно, что секрет звучания скрипки — в грунте. Грунт — это тот материал, которым скрипка покрывается до лакировки. Лак не должен попасть в свежее дерево. Он заходит в поры и глушит инструмент. Грунт предохраняет скрипку от лака. Михаил Яковлевич достиг больших успехов в этом плане. У него грунт очень помогает звучанию скрипки и альта. Я просто к нему прихожу: «Миша, налей немножко грунта». Он дает.
АЗОЯН Михаил Яковлевич
Отчего скрипки Страдивари звучат лучше, чем все остальные? Все, что можно замерить, было уже давно замерено. И тем не менее подобных результатов больше никто не добился. Значит, дело в том, чего мы глазами увидеть не можем. И тогда я пришел к выводу, что причина — не на поверхности, а внутри дерева. Загадочное слово «грунт». Рецептов его не сохранилось, конечно.
Вообще, к слову «рецепт» всегда надо с опаской подходить. Человек, знающий и умеющий, никогда рецепт не напишет. Пишет тот, кто ничего не знает. У Страдивари не было времени писать книги и посвящать посторонних в свои секреты. Я к тому же думаю, что тогда это и не было никаким секретом. Это было чем-то общепринятым, все так делали.
Со временем это утратилось, потому что появились новые технологии, более легкие. Это же всё очень трудоемкие вещи — подготовить дерево, подготовить грунт, пропитать им скрипку, все это лишнее время. А в начале XIX века поток пошел, уже фабрики открылись, уже не качеством брали, а количеством. И многие мастера, которые что-то знали, просто экономически не выживали.
Сейчас большинство фабрик находится в Китае. Китайцы делают инструменты от самых простеньких (по 100 долларов за комплект: скрипка, смычок, футляр) до очень хороших.
Вообще, скрипки дело темное. Потому что за 200—300 лет своей жизни инструмент бывает в разных руках, у разных людей, у дилеров, спекулянтов. И там такие вещи происходили! Из одного хорошего инструмента делали три: брали итальянскую скрипку, разнимали на три части, потом подгоняли к каждой все остальное и говорили, что это три итальянских скрипки. И угадать правду уже невозможно. За 100—150 лет все затерлось, поцарапалось, после еще подлакировывали пару раз. А между прочим, скрипка Страдивари, у которой все детали свои, стоит от пяти миллионов. А скрипка с верхней чужой декой — в районе одного-двух миллионов. Разница серьезная.
КомментарииВсего:3
Комментарии
-
Ну, предположим, если имеются ввиду доллары, то от 5 миллионов - это сказки. Сразу видно, что человек не очень в курсе. Вообще, со скрипичными мастерами надо делить на N то, что они говорят. Особенно, когда в очередной раз кто-то находит секрет лака или грунта.
-
Это материал целиком? Такое ощущение, что концовка обрезана...
-
О каждом мастере должны говорить его инструменты, и желательно в веках. НЕ согласна по поводу авантюризма в искусстве. Коротенько: я считаю, если мастер авантюрист, то он не творец. Как говорится: Богу богово, кесарю кесарево. А еще- чувствую, как Страдивари смотрит с укоризной на наших мастеров, гонял за тайнами и молит оставить его в покое и секреты. Словно говорит: я жил, творил, вот и ты живи и твори свое, тогда и меня с моими секретами поймешь. А не можешь свое, так учись, мозгуй, а не труби пред собой... Сколько прекрасных мастеров знает история. Поживем - увидим, кто в каком одеянии войдет в нее..)))
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438062
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338327
- 3. Норильск. Май 1268300
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897611
- 5. Закоротило 822018
- 6. Не может прожить без ирисок 781706
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758099
- 8. Коблы и малолетки 740666
- 9. Затворник. Но пятипалый 470784
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402781
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370273
- 12. Винтаж на Болотной 343161