Возможно ли в наше время всерьез написать убедительную трагедию без фиги в кармане.

Оцените материал

Просмотров: 18574

Четвертый фестиваль современной музыки имени Кара Караева в Баку

Илья Овчинников · 14/04/2011
Через двадцать лет после третьего

Имена:  Александр Ивашкин · Бернард Вульф · Кара Караев · Патриция Копачинская · Тору Такемицу · Фарадж Караев · Эльмира Мирзоева

©  Р.Нагиев / ИТАР-ТАСС

Композитор Кара Караев. 1968

Композитор Кара Караев. 1968

Пока в Москве завершался фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, на его родине, в Баку, открылся IV Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева. Международный состав его участников вполне убедительно смотрелся бы на любом фестивале в мире, особенно учитывая разнообразие программ: симфонические и камерные концерты, немые дадаистские фильмы двадцатых годов в сопровождении живой музыки, лекция-концерт, посвященная Штокхаузену, и многое другое. Важно, что столь представительный форум удалось провести в городе, где масштабные мероприятия, связанные с новой музыкой, случаются нечасто: первые три фестиваля имени Караева проводились более двадцати лет назад — в 1986, 1988 и 1990 годах. В том, что традиция возобновилась четверть века спустя, заслуга Министерства культуры и туризма Азербайджана, решившего поддержать фестиваль. Не менее важную роль в подготовке форума сыграл сын азербайджанского классика Фарадж Караев, давно живущий в Москве композитор с европейской известностью.

«Первый фестиваль состоялся в 1986 году, и мы пробили его с большим трудом, — вспоминает он. — Нас, инициаторов, было трое: дирижер Рауф Абдуллаев, композитор Олег Фельзер и я. Время было другое, страна была другая, и в чем-то было легче — мы могли не думать о финансовом обеспечении фестиваля: функционировали Союзконцерт и Госконцерт, и Филармония без труда могла пригласить нужных нам гастролеров. Лиана Исакадзе со Скрипичным концертом Шенберга или Алексей Любимов с Концертом для фортепиано и духовых Стравинского — это были не исключения, а правило! Но и негласное давление на нас, конечно, было. В дни первого фестиваля мы задумали выставку художников, не примыкавших к официозу. Ездили по мастерским, отбирали полотна, готовили экспозицию. Перед открытием приехал министр культуры Закир Багиров, человек лояльный и склонный к компромиссу. Прошелся по фойе и указал на "Двери" Расима Бабаева: "Почему двери? Куда они ведут? От кого закрываются, кому открываются? Народ не поймет". Картину сняли, но как только он уехал, повесили опять. Второй фестиваль дался нам проще, но во время третьего — конец 1990 года — в городе начались волнения, митинги, и мы опасались, что толпа может ворваться в зал и сорвать концерт».

©  Марианна Высоцкая

Рауф Абдуллаев и Патриция Копачинская  - Марианна Высоцкая

Рауф Абдуллаев и Патриция Копачинская

Именно Караев стал инициатором и художественным руководителем четвертого фестиваля, возглавил его худсовет, занимался составлением программ и приглашением исполнителей. Он же несколько лет назад задумался над тем, что в Баку должна звучать современная музыка и формирование ее аудитории, как и круга исполнителей, должно быть процессом систематическим и непрерывным. Так возник регулярный цикл концертов азербайджанского камерного оркестра «Лицом к лицу со временем», в каждой программе которого звучит, как правило, одно классическое сочинение, одно произведение азербайджанского композитора и несколько опусов классиков последнего столетия от Прокофьева и Онеггера до Лигети и Лютославского. В нынешнем сезоне в рамках цикла — одиннадцать концертов.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›