Через двадцать лет после третьего
Пока в Москве завершался фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, на его родине, в Баку, открылся IV Международный фестиваль современной музыки имени Кара Караева. Международный состав егоЧитать!
«Первый фестиваль состоялся в 1986 году, и мы пробили его с большим трудом, — вспоминает он. — Нас, инициаторов, было трое: дирижер Рауф Абдуллаев, композитор Олег Фельзер и я. Время было другое, страна была другая, и в чем-то было легче — мы могли не думать о финансовом обеспечении фестиваля: функционировали Союзконцерт и Госконцерт, и Филармония без труда могла пригласить нужных нам гастролеров. Лиана Исакадзе со Скрипичным концертом Шенберга или Алексей Любимов с Концертом для фортепиано и духовых Стравинского — это были не исключения, а правило! Но и негласное давление на нас, конечно, было. В дни первого фестиваля мы задумали выставку художников, не примыкавших к официозу. Ездили по мастерским, отбирали полотна, готовили экспозицию. Перед открытием приехал министр культуры Закир Багиров, человек лояльный и склонный к компромиссу. Прошелся по фойе и указал на "Двери" Расима Бабаева: "Почему двери? Куда они ведут? От кого закрываются, кому открываются? Народ не поймет". Картину сняли, но как только он уехал, повесили опять. Второй фестиваль дался нам проще, но во время третьего — конец 1990 года — в городе начались волнения, митинги, и мы опасались, что толпа может ворваться в зал и сорвать концерт».
Именно Караев стал инициатором и художественным руководителем четвертого фестиваля, возглавил его худсовет, занимался составлением программ и приглашением исполнителей. Он же несколько лет назад задумался над тем, что в Баку должна звучать современная музыка и формирование ее аудитории, как и круга исполнителей, должно быть процессом систематическим и непрерывным. Так возник регулярный цикл концертов азербайджанского камерного оркестра «Лицом к лицу со временем», в каждой программе которого звучит, как правило, одно классическое сочинение, одно произведение азербайджанского композитора и несколько опусов классиков последнего столетия от Прокофьева и Онеггера до Лигети и Лютославского. В нынешнем сезоне в рамках цикла — одиннадцать концертов.
«Несколько лет назад в разговоре с Министром культуры и туризма Азербайджана, — рассказывает Караев, — я высказал мысль о том, что Государственный Камерный оркестр, носящий имя Кара Караева, должен играть на соответствующем уровне. Министр предложил разработать проект, пригласить дирижера, составить десять программ, включающих наряду с классикой современную музыку, и давать один концерт в месяц. Был приглашен киевлянин Владимир Рунчак, и мы с координатором проекта Эльмиром Мирзоевым осуществили задуманное. Отзывы в прессе были хорошие, зал не пустовал, и цикл сезона 2008-09 "Лицом к лицу со временем" можно считать вполне успешным. В сезоне 2010-11 состоялось уже девять концертов проекта. Конечно, хотелось бы, чтобы основой работы оркестра стали регулярные филармонические концерты, чтобы он не так часто приглашался на разного рода дипломатические приемы и рауты, выступая там с облегченной программой. Хотя и на подобном мероприятии можно было бы продемонстрировать свое мастерство, исполнив, скажем, Дивертисмент Моцарта, а не программу, которую можно сыграть и без репетиций».
Один из концертов цикла «Лицом к лицу со временем» стал чем-то вроде постскриптума к фестивалю; за пультом стоял Александр Ивашкин, знаменитый виолончелист и биограф Альфреда Шнитке, без музыки которого программа, конечно, не обошлась. Еще один концерт цикла был вписан в фестивальную программу: «Ностальгию» Тору Такемицу, посвященную памяти Андрея Тарковского, сыграла Патриция Копачинская — самая яркая звезда форума, солистка мирового класса. Она же завершила фестиваль, сыграв с Госоркестром Азербайджана сложнейшую программу. Ее открыли скрипичные концерты Альбана Берга и Кара Караева — вполне естественная пара. Сочинение Караева (хоть и завершается маршем, напоминающим одновременно «тему нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева) несет на себе явный отпечаток нововенской школы, к тому же оба концерта исполнялись в оркестровке для камерного состава, сделанной Фараджем Караевым.
Финальным аккордом фестиваля стала азербайджанская премьера масштабного сочинения самого Фараджа Караева, до того звучавшего лишь дважды — в Базеле и Цюрихе. Как подчеркивает автор, это не просто скрипичный концерт, но Концерт для оркестра и скрипки соло, где не только у солиста, но и у каждого оркестранта самостоятельная виртуозная партия. Это необыкновенно интересное сочинение, отчасти схожее со Вторым скрипичным концертом Губайдулиной, полгода назад звучавшим в Москве (например, отсутствием в оркестре скрипок).
Правда, если Второй концерт Губайдулиной, в отличие от Первого, обошелся без цитат и аллюзий, то в Концерте Караева напоминают о себе и Мендельсон, и Берг, и Брамс. Ближе к финалу звучит тема одного из концертов Вивальди, исполняемая на детской скрипке — единственной, закравшейся в оркестр. При этом не скажешь, будто лучшие моменты в этом сочинении принадлежат другим композиторам. Третья часть, хоть и заявлена как Вариации на тему «Тоски по родине» Грига, совершенно самобытна и полностью снимает вопросы о том, возможно ли в наше время всерьез написать убедительную трагедию без фиги в кармане.
Мне довелось побывать также на концертах бакинского ансамбля Con Tempo и фрайбургского ансамбля ударных инструментов. Первый посвящался исключительно сочинениям азербайджанских авторов разных поколений, от классиков Олега Фельзера и Хайяма Мирзазаде до Фирудина Аллахверди и Руфата Халилова. Потому ли, что номера исполнялись без перерыва или были написаны для схожих составов, редко выходивших за рамки трио, казалось, будто вся программа написана одним и тем же автором второй половины ХХ века, в меру талантливым и технически оснащенным. Исключением стал лишь опус Халилова с позаимствованным у Шенберга названием Erwartung («Ожидание»). Азербайджанский струнный инструмент тар в сочетании с флейтой, кларнетом, скрипкой, виолончелью и фортепиано поначалу напоминал хулигана, без приглашения явившегося в приличный дом, однако позже зазвучал в этой компании вполне органично.
Читать!
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451915
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343480
- 3. Норильск. Май 1268958
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897771
- 5. Закоротило 822261
- 6. Не может прожить без ирисок 783012
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759954
- 8. Коблы и малолетки 741233
- 9. Затворник. Но пятипалый 472079
- 10. ЖП и крепостное право 408059
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403476
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370789