В начале XXI века акт публичного потребления музыки все более явно становится анахронизмом как для исполнителей, так и для слушателей

Оцените материал

Просмотров: 21567

«Волшебная флейта»: Милан, La Scala – Петербург, Jam Hall

Дмитрий Ренанский · 30/03/2011
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ о последней премьере легендарного миланского театра и о метаморфозах оперного Петербурга

Имена:  Роланд Боэр

©  Press Office Teatro alla Scala

Сцена из спектакля «Волшебная флейта»

Сцена из спектакля «Волшебная флейта»

Петербург и сам не заметил, как эпицентр его оперной жизни переместился с Театральной площади на Каменноостровский проспект. С осени 2009 года спектакли главных западных режиссеров и первые голоса прописались в кинотеатре Jam Hall, который, к вящей радости жителей города и гостей Северной Пальмиры, уже второй сезон показывает прямые трансляции постановок европейских оперных театров в рамках программы «Опера на большом экране». Значение этого начинания для петербургского культурного процесса, как принято говорить в подобных случаях, невозможно переоценить, и дело тут вовсе не в том, что изголодавшейся публике Jam Hall дает хотя бы смутную иллюзию включенности в мировой музыкально-театральный процесс.

Тут дорогая редакция и уважаемые читатели должны, очевидно, испытать приступ праведного гнева. А как же, циничная реклама! Да — реклама, да — циничная, но еще более — констатация факта: по непостижимому закону российской действительности все главное в ней происходит совсем не в тех местах, которые вообще-то для этого предназначены. Мало кого, кажется, удивляет, что функции карающей длани взял на себя блогер и миноритарный акционер Навальный, а вовсе не российское правосудие. Так должны ли мы удивляться тому, что для того чтобы посмотреть адекватный спектакль или услышать качественный вокал, в Петербурге нужно идти не в Мариинку или, допустим, в Михайловский, и вовсе даже не в театр, — а в кино?

©  Press Office Teatro alla Scala

Сцена из спектакля «Волшебная флейта»

Сцена из спектакля «Волшебная флейта»

Мы живем в эпоху стремительного размывания ценностей: деятельность отечественных оперных театров в последнее время направлена главным образом не на производство качественного культурного продукта, а на то, чтобы убедить потребителя в том, что предлагаемый ими продукт, во-первых, имеет отношение к культуре, а во-вторых, качественен. В этом контексте затея Jam Hall выполняет важнейшую социальную функцию: оперные трансляции из Милана, Парижа и Лондона устанавливают (пусть и виртуально) ту самую профессиональную планку, которую российская опера старательно пытается задвинуть куда подальше.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • prostipoma· 2011-03-31 10:58:38
    Ну дайте же Ренанскому денег, пусть съездит куда нибудь. Следующим этапом будут рецензии на трансляции радио "Орфей" . А то у него "тренды", изучаемые по телевизору, протухли эдак лет десять назад, уже давно бродит реакция на "арнонкуровщину". Она стала не просто общим местом, а штампом, хотя бы потому, что выросло целое поколение певцов ,немецкого, как правило, производства, заточенных под это дело и больше трех пультов для которых,да еще в с вибрато - чревато проблемами. И тренд, скорее - это пышный Моцарт в руках Вельзера в Вене или зануды Жордана в Париже ( который для жаждущих историчности держит того же Минковского или Аим).В ситуации очень высокого качества оркестров, никакой подгонки под "эталоны", так пленяющие русских диванных меломанов, невозможна, любой, самый отъявленный аутентист, понимает, что сидящий перед ним гобоист Ортега - эталон сам по себе, и было бы странно Камерный оркестр Европы,( одинаково лихо играющий классику, что с Арнонкуром, что с Пинноком, что с Хайтинком), заставлять играть в манере Кончерто Кельн как "эталонной" .Для достижения нужного саунда гораздо проще свистнуть какой-нибудь классическо-барочный ансамбль, которых немеряно. Что, впрочем, многие и делают, кому не жалко денег.
    Тренд номер три, что Скала , как и все итальянские театры, в глубокой финансовой заднице - поэтому покупает подержанную постановку оперы, идущей в Европе по разряду детского утренника, дешевых певцов и дирижера.
  • Rheingold· 2011-03-31 14:17:41
    хорошенькое дело - написал типа про оперный спектакль, где не назван НИ ОДИН исполнитель! не заметил их что ли? а, может, глуховата рыбка эта, а никто об этом не догадывается?
  • prostipoma· 2011-04-01 23:24:26
    Э! Это че - цензура? Боюсь, что качество текстов выстригание комментов не спасет, дорогая редакция. Есть какой-то стандарт компетенций, в конце концов. Таймс и Ле Монд не пишут рецензии по Ютьюбу, и не держат журналистов, ставящих диагнозы мировым "трендам", не побывавшего при этом, как мне кажется, ни на одном западном крупном фестивале или театре ( съездить из Парижа в Милан - как из Москвы в Питер, думаю, быстрее и дешевле даже, что мешает Ганчиковой заняться "трендами" очно?). Я сочувствую дефициту авторов и бюджетов в столицах, но какой смысл держать отдел культуры, эхом повторяющий подобное в бумажных? Народ сюда ходит, по-моему, из-за отраслевых тем и дискуссий - ( изданий типа Дас Оркестер в России нет и не предвидится), а не учитываться переживаниями рецензетов которые за 15 лет их напряженной деятельности во всех редакциях Москвы и Петербурга предсказуемы на абзац вперед.
Читать все комментарии ›
Все новости ›