В начале XXI века акт публичного потребления музыки все более явно становится анахронизмом как для исполнителей, так и для слушателей
Просмотров: 21551
«Волшебная флейта»: Милан, La Scala – Петербург, Jam Hall
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ о последней премьере легендарного миланского театра и о метаморфозах оперного Петербурга
Петербург и сам не заметил, как эпицентр его оперной жизни переместился с Театральной площади на Каменноостровский проспект. С осени 2009 года спектакли главных западных режиссеров и первые голоса прописались в кинотеатре Jam Hall, который, к вящей радости жителей города и гостей Северной Пальмиры,Читать!
Тут дорогая редакция и уважаемые читатели должны, очевидно, испытать приступ праведного гнева. А как же, циничная реклама! Да — реклама, да — циничная, но еще более — констатация факта: по непостижимому закону российской действительности все главное в ней происходит совсем не в тех местах, которые вообще-то для этого предназначены. Мало кого, кажется, удивляет, что функции карающей длани взял на себя блогер и миноритарный акционер Навальный, а вовсе не российское правосудие. Так должны ли мы удивляться тому, что для того чтобы посмотреть адекватный спектакль или услышать качественный вокал, в Петербурге нужно идти не в Мариинку или, допустим, в Михайловский, и вовсе даже не в театр, — а в кино?
Мы живем в эпоху стремительного размывания ценностей: деятельность отечественных оперных театров в последнее время направлена главным образом не на производство качественного культурного продукта, а на то, чтобы убедить потребителя в том, что предлагаемый ими продукт, во-первых, имеет отношение к культуре, а во-вторых, качественен. В этом контексте затея Jam Hall выполняет важнейшую социальную функцию: оперные трансляции из Милана, Парижа и Лондона устанавливают (пусть и виртуально) ту самую профессиональную планку, которую российская опера старательно пытается задвинуть куда подальше.
Имеется и другой важный социокультурный аспект: в начале XXI века акт публичного потребления музыки все более явно становится анахронизмом как для исполнителей, так и для слушателей — приходит время виртуальных проектов, эпоха окончательной миграции в звукозаписывающие студии и на YouTube. Трансляции Jam Hall — эргономичная промежуточная стадия: коллективное потребление виртуального продукта. Мне лично известен как минимум десяток постоянных посетителей Jam Hall, подсевших на кинооперную иглу и переставших посещать петербургские оперные театры. Их можно понять: возвращаться в унылую реальность российских оперных театров — с грязными половичками в зрительном зале и тотальной небрежностью на сцене и в оркестровой яме — после перфекционистской картинки и идеального звука Jam Hall вполне болезненно.
Хронологически последний повод для подобных, безрадостных для петербургских театров сравнений — «Волшебная флейта», премьера Ла Скала, представления которой продолжатся в Милане до 3 апреля. Спектакль Уильяма Кентриджа был поставлен в брюссельском Королевском оперном театре Ла Монне еще в 2005 году и с тех пор игрался на не самых значимых для европейского оперного процесса сценах Кана и Неаполя (2006). Вопросов о том, почему в этом сезоне он был перенесен на легендарную сцену стремительно обновляющегося Ла Скала, после просмотра не возникает. Версия Уильяма Кентриджа столь же объемно отражает веяния породившего ее времени, как и предыдущие великие постановки «Волшебной флейты» — зальцбургский цирк Ахима Фрайера (1997) и штутгартский спектакль Петера Конвичного (2004).
В 2005-м Кентридж провидчески чутко уловил два ключевых тренда, которые через шесть лет после премьеры его «Волшебной флейты» будут определять облик актуального оперного театра образца начала 2010-х годов — именно поэтому спектакль Ла Скала выглядит сегодня столь злободневно.
Тренд номер один — «вперед в прошлое»: уставшая от бесконечных «евротрэшевых» актуализаций и измученная интеллектуальным скепсисом модернизма, западная опера делает ставку на винтажный традиционализм — преломленный, разумеется, в сознании сегодняшнего техногенного поколения. Плоть и кровь «Волшебной флейты» Кентриджа — изощренные видеопроекции, по манере и технике исполнения недвусмысленно отсылающие к старинному театру теней и принципам оформления театральных постановок XVIII и XIX веков. Проецирующиеся рисунки (как и во всех своих спектаклях, в «Волшебной флейте» Кентридж выступает прежде всего в качестве сценографа, и уж потом режиссера) сделаны от руки тушью, пером и углем — и этот изысканный hand made подчеркнуто дистанцируется от заполонившего современную сцену компьютерного ширпотреба.
Тренд номер два: «Волшебная флейта» Кентриджа — очевидный пример того, как диктат режиссерско-интерпретаторской стратегии уступает на европейской оперной сцене театру художника. За годы недолгого режиссерского Sturm und Drang отечественная опера так до сих пор толком и не успела почувствовать себя театром. На Западе же, наоборот, оперу так долго убеждали в том, что она есть драма, что она в это искренне поверила. И стала излишне герметичной, излишне интеллектуальной, излишне закрытой для веяний извне — утратив при этом, как ни парадоксально, едва ли не всю свою онтологическую театральность.
«Волшебная флейта» Кентриджа, напротив, вызывающе театральна: режиссер не только не стремится скрыть, но старается всячески подчеркнуть обнаженную условность происходящего на подмостках. Несовпадения в синхронизации живого актерского плана и видеоряда намеренны, а сценографические «чудеса» заставляют работать генетическую память жанра, напоминая об избыточной пышности барочной оперной машинерии.
Собственно режиссерский сюжет брюссельско-миланской «Волшебной флейты» завязан вокруг старинного фотоаппарата, водруженного на треножник сбоку авансцены: для Кентриджа он не столько машина для фиксации реальности, сколько устройство, преобразующее окружающую действительность в факт искусства. Змей, преследующий принца Тамино, — рука одной из трех дам, играющих перед объективом камеры. Вместо колокольчиков Папагено получает от них ящик того же фотоаппарата: достаточно покрутить его за ручку — и зазвучит та самая гармония сфер, визуальный эквивалент которой чертит мелом на черной грифельной доске верховный жрец Зарастро. Получается точь-в-точь как у Аристотеля: «движения светил рождают гармонию, поскольку возникающие при этом звуки благозвучны».
Апеллируя к «наивному» театральному сознанию и предлагая зрителю поверить в иллюзию псевдоромантической системы координат, Кентридж одевает моцартовских героев в городские костюмы середины XIX века и цитирует в сценографии мотивы «Волшебной флейты» Карла Фридриха Шинкеля (1816). В смысловой системе спектакля они выступают в качестве устойчивого символа европейской цивилизации и, возможно, ее путеводной звезды на пути к преодолению современной гуманитарной катастрофы.
P.S. Третий, и последний тренд миланской «Флейты» на первый взгляд не связан со спектаклем Уильяма Кентриджа и касается исключительно музыкальной стороны постановки. Последняя оперная премьера одного из крупнейших оперных домов Европы наглядно демонстрирует то, как органично оплот
Читать!
КомментарииВсего:7
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444079
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340529
- 3. Норильск. Май 1268325
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897638
- 5. Закоротило 822050
- 6. Не может прожить без ирисок 781788
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758320
- 8. Коблы и малолетки 740739
- 9. Затворник. Но пятипалый 470831
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402843
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370310
- 12. Винтаж на Болотной 343182
Тренд номер три, что Скала , как и все итальянские театры, в глубокой финансовой заднице - поэтому покупает подержанную постановку оперы, идущей в Европе по разряду детского утренника, дешевых певцов и дирижера.