В «Мишени» Десятников предпринимает очередную успешную попытку defining Russia musically.

Оцените материал

Просмотров: 60747

«Мишень» Десятникова

Дмитрий Ренанский · 01/03/2011
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ анализирует саундтрек Леонида Десятникова к фильму Александра Зельдовича как одно из самых серьезных музыкальных произведений нашего времени

Имена:  Александр Зельдович · Леонид Десятников

©  Игорь Мухин

Леонид Десятников

Леонид Десятников

Музыка к фильму Александра Зельдовича «Мишень», прокатные перспективы которого в России остаются пока туманными, выпущена на CD только что и, судя по ремарке collector’s edition, для коммерческого распространения не предназначена. Это, конечно, не помешает саундтреку «Мишени» интернет-дорогой уйти в народ, что в данном случае можно только приветствовать. Российской музыке стоит сказать российскому кино спасибо: «Мишень» Леонида Десятникова — одна из самых серьезных партитур, выходивших из-под пера отечественного композитора за последние годы. И уж точно самая своевременная.

«Мишень» (2008—2011) — первое крупное сочинение Десятникова со времен «Детей Розенталя» (2005). Час девятнадцать минут чистой музыки (записанной Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии под управлением Сергея Скрипки) — очень, очень много: десятниковский саундтрек к «Москве» того же Зельдовича был в полтора раза короче. Поначалу даже кажется, что густонаселенность и многособытийность вредят партитуре. Может, лучше было бы оставить от «Мишени» выжимку, экстракт, crème de la crème?

Но чем дальше ты вслушиваешься, тем лучше понимаешь, что «Мишень» — это тот редкий случай, когда действительно ни убавить ни прибавить. В неравноценности участков партитуры вся ее соль: неровности остраняют рельеф «Мишени» в той же степени, в какой обаяние исторического памятника архитектуры в современном городе неотделимо от близости функциональной дорожной развязки, к нему ведущей.

Если вытаскивать из «Мишени» самые заметные достопримечательности, то может ошибочно показаться, что Десятников написал фирменную «музыку про музыку». «Racecourse» (здесь и далее — названия дорожек, обозначенные на диске) выросла из механистических упражнений Ганона, но полыхает угарными стреттами из последней картины «Петрушки» Стравинского. «The Hunt» имеет отчетливо вагнеровскую физиономию (и ненавязчиво отсылает к самому началу «Детей Розенталя»). «Lounge music» переваливается с баса на бас из «Болеро» Равеля. «Anna» пытается стать «Прогулкой» из «Картинок с выставки» Мусоргского.

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:370

  • n-voice· 2011-03-05 01:21:37
    интертекстуальность, конечно, хорошая вещь. Но вряд ли - единственное мерило качества музыки (не прикладной) .
  • tridi· 2011-03-06 00:48:59
    Когда же, наконец, народ осознает, что Десятников - это "гениальный русский композитор"?
  • ru222· 2011-03-09 00:33:28
    "народ" никогда не осознает. а кто в состоянии- те уже осознали.
    где, господин Ренанский, Вы раздобыли эту запись?
Читать все комментарии ›
Все новости ›