Социальный лифт и сегодня работает – правда, только на экспорт.

Оцените материал

Просмотров: 29120

Музыкальные десятилетки: история вопроса

Марина Аршинова · 09/02/2011
МАРИНА АРШИНОВА считает, что у специального детского образования в России есть только великое прошлое и фарсовое настоящее

©  Олег Макаров / РИА Новости

Музыкальные десятилетки: история вопроса
Не у нас
Организация музыкального образования детей в России до последнего времени была одной из немногих областей магического слова education, где с нами трудно было поспорить. Но сейчас российское ноу-хау отлично усвоено в Азии: Южная Корея и Китай полны школ, повторяющих принципы наших школ-десятилеток при консерваториях. Понятно уже, что там нас догонят и перегонят. Этому способствует легендарное трудолюбие и целеустремленность азиатов, обеспечиваемые узаконенной практикой сильного давления на детей и традициями конфуцианства, где основой воспитания считается послушание и точное следование ритуалу.

Что касается Европы и Америки, то профессиональное обучение музыке там начинается тогда, когда, по нашим меркам, делать это уже бесполезно, то есть в глубокой юности. Некоторые известные в мире школы открывают детские отделения, но скорее с целью увеличить свою прибыль, нежели растить профессиональных музыкантов. Например, в Джульярдской школе родителям предлагается курс, состоящий из одного, максимум двух занятий в неделю, по стоимости около десяти тысяч долларов в год. Примерно тот же набор услуг предлагает Королевская академия музыки в Лондоне.

Есть считаные места, где детей начинают профессионально обучать музыке с детства. Одна такая школа приютилась в деревушке графства Суррей, что к юго-западу от Лондона; она была основана Иегуди Менухиным и носит его имя. Там живут и учатся дети от 8 до 18 лет.

Читать текст полностью

Есть ли будущее у специализированных детских школ вроде Гнесинки и ЦМШ?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Есть ли будущее у специализированных детских школ вроде Гнесинки и ЦМШ?

  • Это то немногое, чем наша культура еще может гордиться, надо их сохранять во что бы то ни стало!
    768
    67%
  • Школы сохранятся, но родителям придется раскошелиться
    231
    20%
  • Это пережиток имперского сознания: детей лишают детства ради амбиций государства, учителей и родителей. У этого нет будущего
    87
    8%
  • На Западе никаких таких спецшкол нет, и ничего, таланты как-то рождаются. И мы проживем
    63
    5%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • prostipoma· 2011-02-09 17:50:18
    О Европе и Америке. Вполне себе существуют детские музспецшколы и в Германии (особенно Восточной, и в Австрии, и в Швейцарии, и в Италии и в Франции. И даже с интернатами. Нельзя забыть про когорту мальчиковых хоров в Европе - и это не только Томманерхор или венцы, кои по сути являются теми же десятилетками и, порой, там очень пристойное образование. Из зангеркнабен происходит масса серьезных европейских музыкантов, разумеется, не скрипачей и пианистов.
    Другое дело, что там - огромный частный рынок, который, у нас, по сути, не сформировался.
    В остальном - ну хорошо, поставили диагноз в сотый раз, а лечить то как?
  • il-canone· 2011-02-09 18:08:35
    Лечить - что? Симптомы?
  • VolAR· 2011-02-09 19:05:08
    Кто заинтересован лечить, тому ничего разжевывать не нужно, сам все поймет, найдет решение и приступит к действию никого не дожидаясь.
    Вообще, я так вижу, что лечить надо наше уже неумение жить ради идеи, довольствоваться крохами, но упрямо идти к заветной мечте. Забыли, что это такое. Перестали мы Богу доверять, что будет так, как молимся: "Хлеб наш насущный дай нам на сей(!) день...". Жизнь идет вперед, а мы все сидим у разбитого корыта и вспоминаем как было хорошо в дни жизни наших отцов и отцов наших отцов, сколько было рабочих мест, какие зарплаты были и тп. Приспосабливаемся к условиям нового времени, засучиваем рукава и трудимся дальше, идем к мечте, исполняем свое жизненное предназначение!
    "Если деньги - это все, что вы хотите получить от жизни, это все, что вы получите".
  • spb4· 2011-02-09 19:21:26
    сегодня это зачастую навязанное родителями-музыкантами весьма ущербное образование по причине того, что сами они ничего другого не умеют и не знают.

    талантливых детей в таких школах с каждым годом все меньше, так как обучение там начинается в подготовительном отделении с 3 лет и вытянуть его на должном уровне можно только с помощью семейного профессионально-музыкального участия.

    натасканные и дети поступают в эти школы, в них с успехом им дополнительно коверкают психику недетскими конкурсами и потом они мают горе всю жизнь.

    в консерватории эта ситуация только усугубляется деньгами и связями, а также непомерными амбициями и сложными взаимоотношениями педагогического состава. узкопрофессиональное образование с раннего детства не оставляет им никакого выбора.

    за границей все трезвее - там ребенка никто насильно не потащит до консерватории, люди умеют вовремя остановится и переориентировать дитя.

    может поэтому у нас стало так мало естественных органичных талантливых музыкантов? сама идея таких школ хороша, но извращена на нашей территории до предела и, наверное, их деятельность в нынешнем виде уже перестала быть сколько-нибудь осмысленной.
  • philip-nodel· 2011-02-14 03:37:04
    Я преподаю гобой в ЦМШ и в Консерватории. Слава Б-гу, с духовыми инструментами ситуация несколько иная, в данный момент мы с коллегами пытаемся подтянуть именно духовую школу, поскольку в спецшколах всегда был перевес в сторону струнных и фортепиано, плоды чего мы видем сейчас - налицо перепроизводство пианистов и недостаток духовиков, по некоторым специальностям просто катастрофический... Тем приятнее видеть, как постепенно меняется эта ситуация именно благодаря "заделу" на раннем и среднем звене! Духовые и ударные инструменты становятся всё более популярными (а это девять разных специальностей) и позволяют стать солистом и в оркестре и с оркестром и в камерном ансамбле - то, что с трудом уже удаётся достигнуть всё большему количеству выпускников по струнным и фортепиано, многие из которых просто теряются в общей массе консерваторских студентов, а затем в лучшем случае становятся оркестрантами и концертмейстерами...
  • karambolina· 2011-02-14 13:45:43
    спасибо, то, что Вы пишете - это важно знать.
  • Dmitry442· 2011-03-07 17:01:25
    Как и несколько десятилетий назад, учащиеся и студенты десятилеток выглядят намного солиднее, профессиональнее своих сверстников из ДМШ (сужу по духовикам, за последние лет 6-7 побывал на многих конкурсах). Системе профессиональной подготовке с детского возраста с лучшими педагогами вряд ли когда-нибудь найдётся достойная альтернатива. Можно только улучшать её. Так что нет никакого фарса в этой системе. Она работала, работает и, конечно же, будет работать. И на Западе, и у нас, и на Востоке. Со всеми своими несовершенствами, недочётами, недоработками. А где без этого?
Все новости ›